Конфуцианство как мировая религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.

Работа содержит 1 файл

конф.docx

— 32.64 Кб (Скачать)

 Отсюда постоянная  тенденция к росту семьи. Большая  нерасчлененная семья ( та самая,  которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с  государством) существовала и до  Конфуция, но по преимуществу  среди знати. Конфуцианство своим  культом предков и сяо создало  дополнительные стимулы для её  небывалого расцвета: при наличии  хотя бы мало-мальски благоприятных  экономических возможностей стремление  к совместному проживанию близких  родственников становилось решающим  импульсом и резко преобладало  над сепаратическими тенденциями.  В результате большие семьи,  включавшие в себя несколько  жен и наложниц главы семьи,  немалое число женатых сыновей,  множество внуков и иных родственников  и домочадцев, стали весьма распространенным  явлением на протяжении всей  истории Китая (образ жизни  одной из них хорошо описан  в классическом китайском романе  «Сон в красном тереме»). Такие  семьи делились лишь после  смерти отца, а то и обоих  родителей. Старший сын занимал  место главы семьи и получал  большую долю наследства, в том  числе и дом с храмом предков,  тогда как остальная часть  общего имущества делилась поровну  между всеми остальными сыновьями.  Все новые семьи основанные  младшими братьями (а каждый из  них становился главой своего, бокового по отношению к главному  культа предков), в течение длительного  времени продолжали находиться  в зависимости от старшего  брата, являвшегося теперь главой  основной линии культа, общего  от всего клана. Возникал мощный  разветвленный клан сородичей,  крепко державшихся друг за  друга и населявших порой всю  деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее  сильны.1        

 
  
 
 

Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»

Конфуцианцы в жизни Китая.     

 Конфуцианцы и  рекрутировавшиеся из их числа  чиновники обычно эффективно  управляли своей огромной империй  за исключением тех периодов, когда Китай находился в состоянии  кризиса и центральная власть  заметно ослабевала. В периоды  кризисов с особой силой проявлялась  весьма характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда  не исчезавшие, но в периоды  эффективного функционирования  центральной власти находившиеся  в определенных рамках и официально  весьма строго преследовавшиеся, расцветали пышным цветом. Это  обычно бывало дополнительным  фактором, способствовавшим углублению  кризиса. Но именно в периоды  глубокого упадка и развала  империи в среде чиновничества  и шэнь-ши всегда отыскивались  популярные деятели, которые находили  в себе мужество пойти против  течения и резко обличали пороки  современного им общества. При  этом они руководствовались не  только интересами страдающего  народа; гораздо более они были  озабочены нелегкой задачей спасти  готовый рухнуть порядок вечных  и священных принципов конфуцианского  государства.     

 Призывы этих  «честных чиновников» ( они так  официально именуются в китайской  конфуцианской историографии ) обычно  не мешали кризису идти своим  чередом. Однако их деятельность  отнюдь не была бесполезной.  Некоторые из них присоединялись  к восставшим крестьянам и  даже становились во главе  движения, а в случае его неудачи  - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального  протеста со стороны конфуцианцев  в суровую для Китая годину  немало способствовал процветанию  и популярности конфуцианства  в целом. Во-первых, своими  обличиями иеучастием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.      

 Культ этот  всегда был очень заметен в  Китае. Не аристократ или священник,  не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт,  а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик  всегда был социальным идеалом  в старом Китае. Вся направленность  социальных устремлений, весь  импульс жизни, все личные желания  каждого честолюбивого китайца  концентрировалось на этом: в  многочисленных новеллах и романах,  драмах и стихах основная сюжетная  линия всегда так или иначе  была связана с темой бедного  студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям  преодолел все препятствия, успешно  сдал экзамены, получил должность  и оказался на вершине почета, славы и богатства. При этом  речь шла не просто о грамотности,  образованности и причастности  к власти. Мудрость шэньши опиралась  в конечном счете на священные  конфуцианские каноны, которые в  своей сумме считались сокровищницей  обожествленных истин. Каждый  причастный к этим истинам  даже внешне, по формальным признакам,  резко отличался от простого  народа.

 
 
 
  

Конфуцианство - регулятор жизни  Китая.     

 Конфуцианское  централизованное государство, существовавшее  за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития  частного землевладения. Коль  скоро усиление частного сектора  переходило допустимые границы,  это вело к значительному снижению  доходов казны и распутству  всей административной системы.  Возник кризис, и в этот момент  начинал действовать конфуцианский  тезис об ответственности императоров  и их чиновников за дурное  управление. Кризис преодолевался,  но чаще всего сопровождавшее  его восстание развеивало в  прах всё, что было достигнуто  частным сектором: о какой гарантии  прав частных владельцев могла  идти речь в дни, когда страна  была в пламени войны, а власть  осуществлялась крестьянскими вождями  или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся?  После кризиса центральная власть  в лице нового императора и  его окружения становились сильнее,  а частный сектор должен был  начинать всё заново.   

   Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её неизменной идеологической и организационной опоры.     

 Наконец, конфуцианство  выступало и как регулятор  во взаимоотношениях страны с  Небом и - от имени Неба - с  различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство  поддержало и вознесло созданный  ещё в иньско-чжоуское время  культ правителя, императора, «сыны  Неба», управляющего Поднебесной  от имени великого Неба. С течением  времени сложился подлинный культ  Поднебесной, срединного государства,  рассматривавшегося как центр  Вселенной, вершина мировой цивилизации,  средоточие истины, мудрости, знания  и культуры, реализация священной  воли Неба. Отсюда был только  шаг до разделения всего мира  на цивилизованный Китай и  некультурных варваров, населявших  окраины, прозябавших в темноте  и невежестве и черпавших знания  и культуру из одного только  источника - из центра мира, из  Китая. Любое прибытие в Китай  иностранцев всегда рассматривалось  как признание сюзеренитета сына  Неба, как готовность принять  культурные ценности великого  Китая. Многие соседи Китая  - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, - спорадически завоевывавшие Срединную  империю и даже основывавшие  свои династии, со временем неизменно  окитаевались, что укрепляло у  китайцев сознание превосходства  их культуры. Оказавшимся на императорском  троне варварам-завоевателям всегда  приходилось - за неимением альтернативы - принимать конфуцианскую систему  администрации, и это же как  бы подтверждало концепцию о  вечности и совершенстве конфуцианства  и регулировавшейся им китайской  империи, китайской цивилизации.      

 Религия ли  конфуцианство? В конкретных условиях  китайской империи конфуцианство  играло роль основной религии,  выполняло функции государственной  идеологии. Выдвинутая им на  первый план и тщательно культивируемая  социальная этика с сей ориентацией  на моральное усовершенствование  индивидов рамках корпораций  и в пределах строго фиксированных,  освященных авторитетом древности  норм была , по существу, эквивалентом  той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры, которая  лежит в основе других религий.  Эта замена была логичной, естественной  именно в Китае, где рациональное  начало ещё в древности оттеснило  эмоции и мистику, высшим божеством  считалось строгое и ориентированное  на добродетель Небо и где  в качестве великого пророка  выступал не вероучитель, склонный  к видениям и откровениям (будь  то Иисус, Моисей, Мухаммед или  Будда), а мудрец-моралист Конфуций.      

 Не будучи религией  в полном смысле слова, конфуцианство  стало большим, нежели просто  религия. Конфуцианство - это также  и политика, и административная  система, и верховный регулятор  экономических и социальных процессов  - словом, основа всего китайского  образа жизни, принцип организации  китайского общества, квинтэссенция  китайской цивилизации. В определенном  смысле можно сказать, что именно  благодаря конфуцианству со всем  его культом древности и консерватизмом  китайское государство и общество  не только просуществовало более  двух тысяч лет в почти не  менявшемся виде, но и приобрело  такую гигантскую силу консервативной  инерции, что революционный XX век , покончивший с конфуцианством  как официальной идеологией и  активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко не в праве  считать себя победившим все  восходящие к конфуцианству и  питающиеся его соками консервативные  традиции.     

 В течение двух  с лишним лет конфуцианство  формировало умы и чувства  китайцев, влияло на их убеждения,  психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад  жизни. В этом смысле конфуцианство  не уступает не одной из  великих религий мира, а кое  в чем и превосходит их. Конфуцианство  заметно окрасило в сои тона  всю национальную культуру Китая,  национальный характер его населения.  Оно сумело стать - во всяком случае для старого Китая незаменимым.1  

Заключение.      

 Подводя итоги,  я хочу сделать выводы. Я считаю, что решил поставленные в введении  реферата передо мной задачи. Также я смог раскрыть цель  своей работы.     

 Конфуцианство  сыграло огромную роль в развитии  Китая и китайского народа. Конфуцианство  в лице Конфуция призывает  брать уроки из истории, он  заставляет расстаться с традицией  прислуживания к Небу , а вместо  этого старается объяснить, что  существуют некие универсальные  нормы жизни. Он основывался  на взаимоотношения человека  с человеком, личности и государства.  Он утверждает, что человек должен  с одинаковой искренностью и  преданностью относиться и к  Небу, и к правителю, и к своей  семье. И, говоря словами великого  Конфуция, «Государь должен быть  государем, Сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».     

 Что касается  культов конфуцианства, они сыграли  большую роль в развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему,  держал многих не родственных  людей в отношениях близких  к родственным. Это осуществлялось  благодаря уважению к старшим.  Также по-моему мнению с этим  культом связано и то, что Китай  в настоящее время занимает  лидирующую позицию по численности  населения среди всех крупнейших  стран.     

 В нынешнее  время из учений Конфуция можно  выделить большое количество  пунктов. К примеру возьмем  то же почтительное отношение  к старшим. Уважение к старшим  мы видим везде: в общественном  транспорте, в магазине и других  общественных местах. Если бы  было учтивое отношение к старшим,  то, мот быть и не было бы  даже такого роста детской  преступности, так как многие  дети сейчас относятся к родителям  неблагосклонно. Однако если бы  это было как в Китае, где  дети ради своих родителей  были готовы на крайность, то  они бы задумывались, каково будет  их родителям после совершения  преступных деяний. Я думаю что  уважение к старшим в первую  очередь должно воспитываться  ещё в раннем детстве. Это  постепенно приведет к воспитанию  в детях патриотизма, чего сейчас  так не хватает.

 
        
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфуцианство как мировая религия