Отсюда постоянная
тенденция к росту семьи. Большая
нерасчлененная семья ( та самая,
которую имел в виду Конфуций,
когда он сравнивал её с
государством) существовала и до
Конфуция, но по преимуществу
среди знати. Конфуцианство своим
культом предков и сяо создало
дополнительные стимулы для её
небывалого расцвета: при наличии
хотя бы мало-мальски благоприятных
экономических возможностей стремление
к совместному проживанию близких
родственников становилось решающим
импульсом и резко преобладало
над сепаратическими тенденциями.
В результате большие семьи,
включавшие в себя несколько
жен и наложниц главы семьи,
немалое число женатых сыновей,
множество внуков и иных родственников
и домочадцев, стали весьма распространенным
явлением на протяжении всей
истории Китая (образ жизни
одной из них хорошо описан
в классическом китайском романе
«Сон в красном тереме»). Такие
семьи делились лишь после
смерти отца, а то и обоих
родителей. Старший сын занимал
место главы семьи и получал
большую долю наследства, в том
числе и дом с храмом предков,
тогда как остальная часть
общего имущества делилась поровну
между всеми остальными сыновьями.
Все новые семьи основанные
младшими братьями (а каждый из
них становился главой своего,
бокового по отношению к главному
культа предков), в течение длительного
времени продолжали находиться
в зависимости от старшего
брата, являвшегося теперь главой
основной линии культа, общего
от всего клана. Возникал мощный
разветвленный клан сородичей,
крепко державшихся друг за
друга и населявших порой всю
деревню, особенно на юге страны,
где кланы бывали наиболее
сильны.1
Глава III.
«Роль конфуцианства
в истории Китая.»
Конфуцианцы
в жизни Китая.
Конфуцианцы и
рекрутировавшиеся из их числа
чиновники обычно эффективно
управляли своей огромной империй
за исключением тех периодов,
когда Китай находился в состоянии
кризиса и центральная власть
заметно ослабевала. В периоды
кризисов с особой силой проявлялась
весьма характерная закономерность:
мздоимство коррупция, никогда
не исчезавшие, но в периоды
эффективного функционирования
центральной власти находившиеся
в определенных рамках и официально
весьма строго преследовавшиеся,
расцветали пышным цветом. Это
обычно бывало дополнительным
фактором, способствовавшим углублению
кризиса. Но именно в периоды
глубокого упадка и развала
империи в среде чиновничества
и шэнь-ши всегда отыскивались
популярные деятели, которые находили
в себе мужество пойти против
течения и резко обличали пороки
современного им общества. При
этом они руководствовались не
только интересами страдающего
народа; гораздо более они были
озабочены нелегкой задачей спасти
готовый рухнуть порядок вечных
и священных принципов конфуцианского
государства.
Призывы этих
«честных чиновников» ( они так
официально именуются в китайской
конфуцианской историографии ) обычно
не мешали кризису идти своим
чередом. Однако их деятельность
отнюдь не была бесполезной.
Некоторые из них присоединялись
к восставшим крестьянам и
даже становились во главе
движения, а в случае его неудачи
- советниками нового императора.
Кроме того, сам факт социального
протеста со стороны конфуцианцев
в суровую для Китая годину
немало способствовал процветанию
и популярности конфуцианства
в целом. Во-первых, своими обличиями
иеучастием в народных восстаниях они
как бы практически реализовывали тезис
о добродеятельности императора и смене
мандата: недостойный правитель, доведший
страну до катастрофы, терял власть, которая
при их помощи и участии попадала в руки
достойного. Во-вторых, после смерти «честных
чиновников», особенно если они становились
жертвой репрессий со стороны правителя,
деяния и личности их обрастали легендами,
а эти легенды поддерживали в народе культ
мудрых и добродетельных, справедливых
и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.
Культ этот
всегда был очень заметен в
Китае. Не аристократ или священник,
не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт,
а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик
всегда был социальным идеалом
в старом Китае. Вся направленность
социальных устремлений, весь
импульс жизни, все личные желания
каждого честолюбивого китайца
концентрировалось на этом: в
многочисленных новеллах и романах,
драмах и стихах основная сюжетная
линия всегда так или иначе
была связана с темой бедного
студента, который благодаря терпению,
труду, стараниям и способностям
преодолел все препятствия, успешно
сдал экзамены, получил должность
и оказался на вершине почета,
славы и богатства. При этом
речь шла не просто о грамотности,
образованности и причастности
к власти. Мудрость шэньши опиралась
в конечном счете на священные
конфуцианские каноны, которые в
своей сумме считались сокровищницей
обожествленных истин. Каждый
причастный к этим истинам
даже внешне, по формальным признакам,
резко отличался от простого
народа.
Конфуцианство
- регулятор жизни
Китая.
Конфуцианское
централизованное государство, существовавшее
за счет ренты-налога с крестьян,
не поощряло чрезмерного развития
частного землевладения. Коль
скоро усиление частного сектора
переходило допустимые границы,
это вело к значительному снижению
доходов казны и распутству
всей административной системы.
Возник кризис, и в этот момент
начинал действовать конфуцианский
тезис об ответственности императоров
и их чиновников за дурное
управление. Кризис преодолевался,
но чаще всего сопровождавшее
его восстание развеивало в
прах всё, что было достигнуто
частным сектором: о какой гарантии
прав частных владельцев могла
идти речь в дни, когда страна
была в пламени войны, а власть
осуществлялась крестьянскими вождями
или иноплеменными захватчиками,
экспроприировавшими всех и вся?
После кризиса центральная власть
в лице нового императора и
его окружения становились сильнее,
а частный сектор должен был
начинать всё заново.
Примерно такую же
роль играло конфуцианство и в социальных
процессах. Центральной власти в Китае
всегда противостояли различные могущественные
кланы и корпорации - ремесленные и торговые
объединения, землячества, секты, тайные
общества и т. п., которые в какой то мере
нейтрализовывали и ограничивали всемогущество
центральной администрации. Они были основаны
всё на тех же конфуцианских принципах
строгого патернализма, железной дисциплины
и строжайшего церемониала (несмотря на
то, что многие из этих корпораций, особенно
секты и тайные общества, чаще всего были
даосско-буддийскими, а не конфуцианскими).
Поэтому в периоды кризисов и восстаний,
когда центральная власть ослабевала
и фактически сходила на нет, они играли
немаловажную роль как в выполнении функций
местной власти и защиты элементарного
порядка, так и в качестве местной основы,
на которой сравнительно легко возрождалась
новая власть с конфуцианством в качестве
её неизменной идеологической и организационной
опоры.
Наконец, конфуцианство
выступало и как регулятор
во взаимоотношениях страны с
Небом и - от имени Неба - с
различными племенами и народами,
населявшими мир. Конфуцианство
поддержало и вознесло созданный
ещё в иньско-чжоуское время
культ правителя, императора, «сыны
Неба», управляющего Поднебесной
от имени великого Неба. С течением
времени сложился подлинный культ
Поднебесной, срединного государства,
рассматривавшегося как центр
Вселенной, вершина мировой цивилизации,
средоточие истины, мудрости, знания
и культуры, реализация священной
воли Неба. Отсюда был только
шаг до разделения всего мира
на цивилизованный Китай и
некультурных варваров, населявших
окраины, прозябавших в темноте
и невежестве и черпавших знания
и культуру из одного только
источника - из центра мира, из
Китая. Любое прибытие в Китай
иностранцев всегда рассматривалось
как признание сюзеренитета сына
Неба, как готовность принять
культурные ценности великого
Китая. Многие соседи Китая
- гунны, тоба, монголы, маньчжуры,
- спорадически завоевывавшие Срединную
империю и даже основывавшие
свои династии, со временем неизменно
окитаевались, что укрепляло у
китайцев сознание превосходства
их культуры. Оказавшимся на императорском
троне варварам-завоевателям всегда
приходилось - за неимением альтернативы
- принимать конфуцианскую систему
администрации, и это же как
бы подтверждало концепцию о
вечности и совершенстве конфуцианства
и регулировавшейся им китайской
империи, китайской цивилизации.
Религия ли
конфуцианство? В конкретных условиях
китайской империи конфуцианство
играло роль основной религии,
выполняло функции государственной
идеологии. Выдвинутая им на
первый план и тщательно культивируемая
социальная этика с сей ориентацией
на моральное усовершенствование
индивидов рамках корпораций
и в пределах строго фиксированных,
освященных авторитетом древности
норм была , по существу, эквивалентом
той слепой и окрашенной мистикой,
порой даже экстазом веры, которая
лежит в основе других религий.
Эта замена была логичной, естественной
именно в Китае, где рациональное
начало ещё в древности оттеснило
эмоции и мистику, высшим божеством
считалось строгое и ориентированное
на добродетель Небо и где
в качестве великого пророка
выступал не вероучитель, склонный
к видениям и откровениям (будь
то Иисус, Моисей, Мухаммед или
Будда), а мудрец-моралист Конфуций.
Не будучи религией
в полном смысле слова, конфуцианство
стало большим, нежели просто
религия. Конфуцианство - это также
и политика, и административная
система, и верховный регулятор
экономических и социальных процессов
- словом, основа всего китайского
образа жизни, принцип организации
китайского общества, квинтэссенция
китайской цивилизации. В определенном
смысле можно сказать, что именно
благодаря конфуцианству со всем
его культом древности и консерватизмом
китайское государство и общество
не только просуществовало более
двух тысяч лет в почти не
менявшемся виде, но и приобрело
такую гигантскую силу консервативной
инерции, что революционный XX
век , покончивший с конфуцианством
как официальной идеологией и
активно развенчавшей эту доктрину,
пока ещё далеко не в праве
считать себя победившим все
восходящие к конфуцианству и
питающиеся его соками консервативные
традиции.
В течение двух
с лишним лет конфуцианство
формировало умы и чувства
китайцев, влияло на их убеждения,
психологию, поведение, мышление, речь,
восприятие, на их быт и уклад
жизни. В этом смысле конфуцианство
не уступает не одной из
великих религий мира, а кое
в чем и превосходит их. Конфуцианство
заметно окрасило в сои тона
всю национальную культуру Китая,
национальный характер его населения.
Оно сумело стать - во всяком случае
для старого Китая незаменимым.1
Заключение.
Подводя итоги,
я хочу сделать выводы. Я считаю,
что решил поставленные в введении
реферата передо мной задачи.
Также я смог раскрыть цель
своей работы.
Конфуцианство
сыграло огромную роль в развитии
Китая и китайского народа. Конфуцианство
в лице Конфуция призывает
брать уроки из истории, он
заставляет расстаться с традицией
прислуживания к Небу , а вместо
этого старается объяснить, что
существуют некие универсальные
нормы жизни. Он основывался
на взаимоотношения человека
с человеком, личности и государства.
Он утверждает, что человек должен
с одинаковой искренностью и
преданностью относиться и к
Небу, и к правителю, и к своей
семье. И, говоря словами великого
Конфуция, «Государь должен быть
государем, Сановник - сановником, отец
- отцом, сын - сыном».
Что касается
культов конфуцианства, они сыграли
большую роль в развитии общества.
Культ семьи и клана, по-моему,
держал многих не родственных
людей в отношениях близких
к родственным. Это осуществлялось
благодаря уважению к старшим.
Также по-моему мнению с этим
культом связано и то, что Китай
в настоящее время занимает
лидирующую позицию по численности
населения среди всех крупнейших
стран.
В нынешнее
время из учений Конфуция можно
выделить большое количество
пунктов. К примеру возьмем
то же почтительное отношение
к старшим. Уважение к старшим
мы видим везде: в общественном
транспорте, в магазине и других
общественных местах. Если бы
было учтивое отношение к старшим,
то, мот быть и не было бы
даже такого роста детской
преступности, так как многие
дети сейчас относятся к родителям
неблагосклонно. Однако если бы
это было как в Китае, где
дети ради своих родителей
были готовы на крайность, то
они бы задумывались, каково будет
их родителям после совершения
преступных деяний. Я думаю что
уважение к старшим в первую
очередь должно воспитываться
ещё в раннем детстве. Это
постепенно приведет к воспитанию
в детях патриотизма, чего сейчас
так не хватает.