Зарождение
учений Конфуция.
В конце III тысячелетия
до нашей эры на территории центральных
равнин Китая начинало складываться
протогосударство, которое в то время
представляло собой по сути племенной
союз, объединенный удачливым и умным
вождем. Этот период принято называть
эпохой Шан-Инь - по имени клана, который
главенствовал в ту пору. После
очередной междоусобицы в Китае
наступила эпоха династии Чжоу (XI-III
вв. до н.э.)-один из самых интересных
периодов в истории страны, когда
начали закладываться основы практически
всех философских школ и мистических
учений.
Издревле китайская
социальная система была четко
поделена на уровни, каждому из
которых предписывались свои
строжайшие нормы поведения, причем
эти предписания порой касались
даже мелочей. Например, было точно
известно, в каких одеждах кому
ходить, какую пищу есть, какие
обряды совершать. Высшая аристократия
так и назевалась - «те, кто
ест мясную пищу», в то время
как на столе простолюдинов
мясо не появлялось, и поэтому,
что его не хватало на всех,
- причина заключалась в ритуальных
предписаниях.
Вся земля принадлежала
верховному правителю - вану.
Немного ниже вана стояли несколько властительных
князей, которые иногда управляли областями.
Ван долгое время сочетал в себе функции
племенного вождя и жреца, т.е. мог и управлять
людьми и общаться с Небом. О его священной
функции говорил даже сам иероглиф «ван»,
который представлял собой горизонтальные
черты, пересеченные одной вертикальной.
Это символически обозначало, что дух
правителя способен соединить в себе три
начала: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая
неограниченной властью, мог перераспределять
землю, чем привязывал к себе наследственную
знать.
По представлениям,
характерным для древнего Китая,
император обладал огромной духовной
помощью, или дэ, которая дарована
ему Небом и которую он мог передавать
своим подданным. Эту помощь можно также
называть священной силой, благостью,
благодатью или просто благодетелью. Представление
о ней сложилось ещё в глубокой древности,
когда мир понимался как место встречи
людей с духами и поэтому был пропитан
особой «энергией». Именно благодать (дэ)
вана стала позже одним из ключевых моментов
учения Конфуция о государстве и роли
в нем правителя. Безраздельная власть
требовала одновременно и особой нравственной
чистоты, добродетельности, личного духовного
совершенства вана, к чему призывал Конфуций.
Существовал принцип:
«Кто знатен - тот богат». Незнатный
не мог быть не только богатым,
но даже зажиточным.
На первый взгляд
такая система может показаться
несправедливой и даже бесчеловечной.
Но не стоит оценивать древность
с точки зрения современных
представлений о свободе, равенстве
возможностей, демократических правах.
Факт остаётся фактом: в течение
многих веков именно такая
система социального разделения
с её жесткими предписаниями
поддерживала стабильность в
обществе и достаточно ровные
отношения между властями и
народом.
В китайской
истории период правления Чжоурской
династии считается едва не
идеальным временем в жизни
людей и государства, когда
все жили в достатке и каждый
«знал своё место». Как сказал
бы Конфуций, «правитель был правителем,
а подданный - подданным».
Основателем дома
Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный
и добродетельный человек. Он
выгодно отличался от своего
неудачливого предшественника, последнего
правителя династии Инь, который
погряз в разврате. Именно Чжоу-гуну
история приписывает лозунг: «Уважать
добродетель и оберегать народ».
Многие мудрецы, в том числе
и Конфуций, называли его образцом
лучших нравственных качеств,
подтвержденных временем. Учитель
ставил Чжоу-гуна выше всех
правителей древности, указывая
на то, что он «полностью овладел
культурным началом»,а значит, и
«ритуальными» нормами поведения,
в которых Конфуций видел основу
вселенской гармонии.
Однако такому
благоденствию не суждено было
длиться долго. Сильнейшие социальные
и духовные кризисы, разрушение
идей архаического оккультизма
потеря веры в духов - все
это способствовало рождению
совсем иного типа философии.
Но прежде следует рассмотреть,
какие причины привели Китай
к такому кризису.
Несколькими веками
ранее в обиходе появилось
железо. Это нарушило гармонию
общественных отношений, позволив
людям, не обладающим знатностью,
богатеть за счет обработки
новых земель. В результате возникли
так называемые «сильные дома».
Казалось, золотой век китайской
государственности остался позади,
в страну приходят «смута и
хаос». Нет уже великих мудрецов
древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна,
способных возвратить Китай в
лоно вселенской гармонии. Да
разве найдется сегодня тот,
кто передаст правление не
по наследству, а по заслугам -
самому достойному, как великий
правитель древности Яо, передавший
трон Шуню? Нет, нравы измельчали,
все власть предержащие заботятся
лишь о собственном достатке
и страдают неумеренными амбициями.
Китай раскололся на множество
мелких царств, непрестанно враждовавших
между собой. Не случайно эта
эпоха (V - III вв. до н.э.) получила
название Чжаньго (Борющегося
царства или Воюющие государства).
Страна, раздробленная
на противоборствующие владения,
вела долгие, изнурительные и
бесполезные войны. В начале
этой эпохи на территории центральных
равнин оказалось около 140 мелких
и крупных царств. Не проходило
и года, чтобы между ними не
возникали стычки. Образовалась
даже особая группа бродячих мудрецов,
которые, переходя из одного государства
в другое, пытались уладить конфликты
между правителями. К таким людям принадлежал
известный философ Мо-цзы.
В результате
кровопролитных междоусобиц выделилось
«семь сильнейших» царств: Чу (где,
по приданию, родился Лао-цзы), Ци,
Чжао, Хань, Вэй, Ян и Цинь. Многие
государства оказались поглощены
более сильными соседями. Так,
царство Лу, где родился Конфуций,
попало под власть царства
Чу.
Что-то разладилось
в Поднебесной... Разрушился стержень
взаимоотношений между людьми. Неужели
великую страну ожидают хаос
и смута?
Именно в этот
момент многие мудрецы, философы
и мистики, страшась «великой
смуты в Поднебесной», размышляли
над способами, которые могли
бы привести к покою и процветанию.
На этой волне возникло множество
духовных, философских и политических
учений. Некоторые из них угасли
за несколько столетий или
даже десятилетий; другие - такие,
как конфуцианство, легизм, даосизм,
- настолько внедрились в культуру
Китая, что китайская цивилизация
сегодня просто немыслима без
них.
И все же, говоря
о рождении мощных учений Китая
в VI - V вв. до н.э., необходимо заметить,
что возникновение их было
обусловлено не только социальной
и политической ситуацией. Характерно,
что все крупнейшие китайские
духовно-философские системы возникли
приблизительно в одно и то
же время.
Духи, которым
поклонялся Китай, оказались не
способны привести страну к
гармонии. Наступил кризис архаического
сознания, духообщение уже не
давало человеку полноты истины,
а человек стремился именно
к ней, его больше не устраивало
просто спасение от бед и
несчастий. Не случайно Конфуций
однажды заметил, что «если
утром постигнешь истину, то вечером
можно и умереть».
Единственное
известное крупное мистическое
произведение архаической традиции
- знаменитая книга «И цзинь»,
или, как принято переводить
её название, «книга перемен». Частично
она была написана в конце
II тыс. до н. Э., хотя сама
тема возникла гораздо раньше.
«И цзин» считалась гадательной
книгой, по которой предсказывали
разливы рек и исходы сражений,
судьбу человека и великие
события. Считается, что сам
Конфуций составил комментарии
к основному разделу этой книги,
которые называются «Двенадцать
крыльев».
Мир представлялся
чередой вечных изменений, он
дан человеку как «вечное непостоянство»,
как переход двух противоположных
и взаимодополняющих начал - светлого
(ян) и темного (инь). Окружающий
мир в равной степени и реален, иллюзорен,
за видимой действительностью скрывается
более глубокая, «истинная» сущность,
рассказать о которой невозможно. Однако
существует способ символического выражения
этой внутренней реальности - через рисунки
или сочетание сплошных и прерывистых
линий.
В «Книге перемен»,
непостижимым образом повлиявшей
на развитие всей китайской
философии, видимо, содержалось какое-то
древнее мистическое знание , суть которого
выходила далеко за рамки гадательной
практики и примитивного общения с духами.
Скорее всего во времена Конфуция её истинного,
изначального смысла уже никто не понимал.
Мистическое свелось на уровень оккультного
- магических приемов, обрядов взывания
и изгнания духов. Возникала явственная
необходимость по-иному оценить место
человека в этом мире, как бы заново осмыслить
себя в пространстве уже иной духовной
реальности.[1]
Глава II.
«Культы конфуцианства».
«Культ
предков и нормы «сяо».
Речь идет о
культе предков - как живых
так и мертвых. Значительно
изменив содержание и формы
этого культа, известного в своих
основных чертах едва ли не
всем народам («Чти отца и
матерь свою», - сказано в Библии),
конфуцианство придало ему глубокий
смысл символа социального порядка
и превратило его в первейшую
обязанность каждого китайца,
универсальную и всеобщую норму
поведения. Именно с этой целью
Конфуций разработал учение о
сяо, сыновней почтительности.
Сяо, как считал
Конфуций, - это основа гуманности.
Быть почтительным сыном обязан
каждый, а особенно - человек грамотный,
образованный, гуманный, стремящийся
к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо,
как его толкует Лицзи, - служить
родителям по правилам ли, похоронить
их по правилам ли и приносить
им жертвы по правилам ли. Согласно
этим правилам, подробно и обстоятельно
растолкованным в Лицзи, почтительный
сын должен всю жизнь преданно
заботиться о родителях, прислуживать
и угождать им, быть готовым
на все во имя их здоровья
и блага, чтить их при любых
обстоятельствах. Даже если отец
недобродетелен, если он злодей,
вор или убийца, почтительный
сын обязан лишь смиренно увещевать
родителя, униженно просить его
вернуться на стезю добродетели.
В средневековом Китае считалось
нормальным и даже поощрялось
законом, что сын не смеет
свидетельствовать против отца,
что опять таки восходило к
Конфуцию, который как-то в полемике
заявил, что прямота и честность
не в том, чтобы предать отца,
а в том, чтобы покрыть его,
даже если он «украл барана».
Культ сыновей
почтительности с течением времени
достиг в Китае всеобщего признания,
стал нормой жизни, а выдающиеся
примеры сяо, собранные в сборнике
«24 примера сяо», превратились в
объект восхищения и подражания.
Вот несколько образцов сяо
из этого сборника: бедняк, продавший
сына, чтобы накормить умирающую
с голода мать, находит в огороде
сосуд с золотом и надписью
«за твое сяо»; восьмилетний мальчик
в летние ночи не отгоняет
от себя комаров - пусть они
лучше жалят его, а то ведь
станут беспокоить его родителей;
почтительный сын в голодный
год отрезал от себя кусок
тела, дабы сварить бульон для
ослабевшего отца; добродетельный
ханьский император Вэнди во
время трехлетней болезни матери
не отходил от её ложа, лично
готовил ей еду и пробовал
все предназначавшиеся ей лекарства.
Эти и многие другие аналогичные
рассказы призваны были с детства
воспитывать в почтительном сыне
готовность к самопожертвованию
во имя культа предков.1
Культ
семьи и клана.
Конфуцианский
культ предков и нормы сяо
способствовали расцвету культа
семьи и клана. Семья считалась
сердцевиной общества, интересы
семьи намного превосходили интересы
отдельно взятой личности, которая
рассматривалась лишь в аспекте
семьи, сквозь призму её вечных
- от далеких предков к далеким
потомкам - интересов. Подросшего
сына женили, дочь выдавали замуж
по выбору и решению родителей,
причем это считалось настолько
нормальным и естественным, что
проблема любви при этом вовсе
не вставала. Любовь, т. е. нечто
личное и эмоциональное, всегда
находилась совсем иной плоскости,
на неизмеримо более низком
уровне, чем интересы семьи, считавшиеся
категорией высокого морального
долга, «и». Любовь могла придти
после брака, могла и не приходить
вовсе (мужчины из состоятельных
семей могли компенсировать её
отсутствие выбором наложницы
по вкусу - этому жена не
имела права препятствовать, хотя
на практике случалось по-разному).
Но это никогда не мешало нормальному
существованию семьи и выполнению супругами
своего осознанного социально-семейного
долга, который выражался опять-таки в
соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении
детей, прежде всего сыновей, призванных
продолжить род, упрочить позиции семьи
в веках.