Концепция социальной статики и динамики Огюста Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является: обнаружение и рассмотрение законов социальной статики и социальной динамики.
Поставленные задачи в моей курсовой работе это- изучение любого объекта с точек зрения «статистической» и «динамической».
Объектом изучения курсовой работы является социальная статика и социальная динамика.
Для написания данной курсовой работы мною использовалась литература:

Содержание

Введение_____________________________________ _______________________________ 3
Глава 1. Биография Огюста Конта и формирование его основных идей. _____________________________________ _______________________________________6
§1. Биография Огюста Конта___________________________________________________ 6
§2.Классификация наук________________________________________________________ 8
§3. Основной смысл социального учения Огюста Конта.___________________________ 9
§4. Социологическое воззрение О. Конта.________________________________________10
Глава 2. Социальная статика.__________________________________________________ 14
§1. Социальные концепции Огюста Конта______________________________________16
§2. Социальная статика______________________________________________________ 18
Глава 3. Социальная динамика________________________________________________18
§1. Социальная динамика__________________________________________________18
§2. Соотношение между понятиями “социальная динамика” и “социальные изменения”__________________________________________________________________21
Заключение_________________________________________________________________22
Литература_________________

Работа содержит 1 файл

Морозова.docx

— 64.31 Кб (Скачать)
 
 

    §4. Социологическое воззрение О. Конта.

 Огюст Конт рассматривает развитие сознания как переход от одной стадии к другой через проявление «закона трех стадий». По Конту это одновременно закон познания и закон движения. «В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) О. Конт переформулировал выделенные ДЖ. Вико стадии истории в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Эти стадии таковы:

  • Теологическая, или фантазийная стадия;
  • Метафизическая, или абстрактная стадия;
  • Научная, или позитивная стадия.» 4 

   При рассмотрении первой стадии  «Теологической или фантазийной»  все явления представляются как  действия многочисленных сверхъестественных  сил. Пример тому – олицетворение  силы как власть вождей, военных  правителей, феодалов. Прослеживается  некая иерархия социальной направленности  на укрепление существующего  порядка. Вершиной теологической  стадии является феодальное католическое  общество. На теологической стадии происходившие явления определялись как действия многочисленных сверхъестественных сил. Эти силы олицетворяются в виде власти вождей, военных. Задача социального общества – закрепить порядок. Присутствие монотеизма дает возможность создания гармоничного социального порядка, который привел к созданию консервативных институтов. При таком распорядке структуры социальной системы порядок становится тормозом прогресса. Законы развития остановить нельзя и это подрывает старую систему. Разрушение старой системы длится целую эпоху, наступает метафизическая стадия развития общества. Стадия распада общественного порядка, существовавшего ранее. 

    При метафизической стадии рушатся старые устои. Общество нуждается в  целостности и порядке, для этого необходима обновленная идеология. Это значительный шаг вперед по сравнению с первой стадией. Здесь присутствует конкретное мышление. С точки зрения метафизики идет объяснение способа образования тех или иных явлений, объяснение внутренней природы существ, начало и назначение вещей. На этой стадии не нужно прибегать к объяснению всех причин через сверхъестественные факторы. В метафизической стадии присутствуют конструкции, направленные на разрешение вечных вопросов, на которые не всегда есть окончательные ответы с точки зрения науки. Слишком велико стремление аргументировать, вместо того чтобы наблюдать. Суть метафизической стадии заключается в разрушении старых устоев. И в этом есть свои плюсы – эмансипация личности, утверждение новых экономических и политических устоев. Как и при всяком разрушение целого, происходит проявление сомнения, эгоизма, политического беспорядка и моральной испорченности.  В обществе наступает хаос и беспорядок, при таком состоянии общество нуждается в нормализации социальной целостности. По мнению Конта в данной ситуации обществу необходима новая идеология, которая приведет к развитию научного знания, то есть позитивного знания. 5

      Позитивную стадию Конт характеризует  так: «Человеческий ум, признав  невозможность достигнуть абсолютных  знаний, отказывается от решения  вопроса о происхождении и  назначении Вселенной, ровно как от познания внутренних причин явлений, чтобы заниматься лишь «открытием путем соединения рассуждений и наблюдений действительных законов этих явлений, то есть неизменных  отношений последовательности и сходства между ними».6.

    Суть этой стадии в том, что происходит преобразование мыслительных ориентиров. Человеческое внимание акцентируется на законах, на наблюдаемых явлениях. Присутствует торжество научного мышления, доказательства достоверности знаний. Происходит революция в мировоззрении человечества. Наука служит прогрессу человечества. Если социология позитивная наука, то в будущем она способствует развитию общества и государства. Цель позитивной стадии – познание законов при использовании методов общих наук. Достичь абсолютных знаний и познать все законы Вселенной, возникновение тех или иных причин разных явлений  человек не может. Возможно только наблюдение и рассуждение по тем или иным причинам происхождения разных явлений. Поэтому Конт предлагает изучать действительные законы. В обновленном обществе произошел рост социальных чувст, установлен порядок в социальном обществе, происходит промышленное развитие общественной системы. В новом обществе помимо положительных моментов есть и отрицательные стороны. Условием прогресса не может быть только революционное разрушение. По Конту в новом обществе порядок не должен приводить к застою, а прогресс к анархии. Если рассматривать главной задачей социологии  взаимодействие действующих законов, то между прогрессом и порядком должно быть согласование. В этом и есть преимущество позитивной стадии, то есть порядок это одно из условий прогресса. Позитивная стадия является самой передовой стадией в принятии важных социальных решений.7

    Изучая «Закон трех стадий»  я поняла, что с помощью этого учения происходит не просто развитие человечества, а эволюция общечеловеческая. В своем развитии общество постепенно проходят через  теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

     В теологическую стадию люди подвержены божественным явлениям. Свято верят в  богов. В данную эпоху вся духовная власть принадлежит священникам, и военным.

    В метафизическую стадию люди наделены свободно высказываться. Власть принадлежит законодательному совету. Военные занимают оборонительную деятельность.

    Позитивная стадия – время ученых. Становление индустрии, которая носит мирный характер.     

  «Социология» как наука, по мнению ученого, выступала как позитивная наука, и она должна была в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния». Позитивная философия являлась основой и условием его концепции превращения политики в науку и имела явно социально-технологические черты.

   Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству. Важно отметить предложенный Контом социологический метод рассмотрения процессов бытия. Это исторический метод, который представляет собой сравнение предшествующего и последующего состояний и выведения на этой основе законов развития8. 
 

Глава 2. Социальная статика.

§1. Социальные  концепции Огюста Конта.

      Каждое государство проводит  свою политику. Только проанализировав социальные законы, можно сделать выводы о правильности проводимой политики в том или ином государстве. Государственная политика  должна придерживаться принципов, которые определяют структуризацию общества, при которой есть гармония и соответствующий порядок.      Во взглядах Конта прослеживается консерватизм, а будущее представляется идеализируемым прошлым периодом. На основании этого разделения Конт  обосновывает связь между порядком и прогрессом. В процессе своей работы Конт предпринял попытку превращения теоретической социологии в «науку практическую» для преобразования общества. На этом уровне Конт рассматривает человека не как отдельный индивид, а как огромный организм, определяющую роль которого составляет опыт прошлых, настоящих и будущих поколений. Такая идея связывает основные стабилизирующие функции в обществе. Главную роль при этом играют социальные институты.

Конт  выделяет следующие  общественные институты:

  • Семья.
  • Государство.
  • Религия .

    Огюст Конт, рассматривая законы развития общества, за основу берет деление социологии на статику и динамику. Рассматривая статику как структуру организма, а динамику как процесс жизни, выделяя это все из биологической науки.

     При постановке задач социальной статики Конт рассматривал взаимодействие между частями общественной жизни, включая сюда экономику, духовную жизнь и правовую сторону жизни.  Конт не был сторонником изучения статики как индивидуальной теории и не рассматривал общество как предмет какого-то договора общества

    Обеспечить гармонически развитое  общество, с присущим ему порядком, можно только исследовав принципы, определяющие структуру общества, характеристические направленности  общества. Разрабатывая социальную  концепцию, Огюст Конт не принимал  конкуренцию на рынке, считая, что данная конкуренция приводит к проявлению и развитию наиболее отрицательных человеческих качеств.  Конт выделил основу прогресса – разделение труда. Разделение труда возникает при естественных потребностях общества. При этом возникает однообразие труда, по мнению О. Конта, в этом выражены отрицательные последствия. Однообразие труда делает из человека существо однобокое.

     Конкуренция и раздельный труд показывают оборотную сторону социальных отношений, проявляя профессиональную солидарность. Объединение людей одинаковых профессий высказывает враждебное отношение к людям других профессий. Происходит возникновение закрытых групп, различных кланов или мафий. Актуальность враждебной конкуренции, возникновения закрытых групп или группировок присутствует и в современном обществе. Возникает круговая порука и организованные преступные группировки. Рассматривая социальную статику, прослеживается некоторая взаимосвязь – некоторые отдельно взятые социальные элементы взаимозависимы, связаны неразделимо между собой. В таких отношениях присутствует главный закон статики – солидарность и гармония.

    
 

§2. Социальная статика.

    «Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония  элементов, основывающаяся на отношениях общности. Социальная статика акцентрирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда – основные отношения общественного порядка. »9 .

   Социальная статика изучает взаимосвязь между условиями существования общества и законами гармонии. Проанализируем индивидуума, семью и общество.

Индивидуум, по Конту, создает потребность увековечить себя, путем продолжения рода как продолжение своей собственной жизни.

   Семья в социологической трактовке представляется как «социальная единица». Характеризуется как наивысшая степень сплоченности и консенсуса. Здесь Конт говорит уже не просто о связи, а о соединении и союзе.  Семья предполагается как школа жизни в социальной среде. И в этой школе индивид набирается опыта жить в гармонии с другими. Семья учит перенимать опыт от предыдущих поколений, связывая прошедшие периоды поколений с будущими. В семье существует свой микроклимат, семья как микросистема и в ней есть свои законы. Семья является образцом строительства общества в целом. Семья есть живое воплощение социальной статики .

     Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. В части обеспечения социальных чувств и социальных  идей  консенсус способствует укреплению солидарности в обществе. В обществе создаются законы на основе этики. В обществе большую роль играют идеи, основанные на социальных чувствах. А силу придают им социальные институты.

     «Социальная статика акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии»10. В отличии от отдельно взятых лиц, общество –это самостоятельная сила, основанная на взаимодействии поколений.  В обществе важную роль играет солидарность. Для определения степени солидарности в обществе Конт использует понятие консенсус. «Статика, в сущности, сводится к изучению общественного консенсуса. Она предполагает с одной стороны анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, то есть превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив. Консенсус в теории Конта – «основная идея социальной статики».11 
 
 
 

Глава 3. Социальная динамика.

            §1.  Социальная динамика 

              Социальная динамика — представляет собой историческое социальное развитие, основанное на прогрессе умственного развития человека и постепенном прохождении всех стадий развития. ,  на изучении законов развивающегося общества. «Социальная динамика – это такое самоизменение общества, которое (в отличие от изменений биологических сообществ) не ведет к его разрушению, ликвидации, а, напротив, обеспечивает его общее поступательное развитие (хотя и сопровождающееся, подчас, более или менее существенными «кризисами»).12

    Огюст Конт провел большую работу по изучению социальной динамики. Характер социальной динамики несколько отличается от социологического характера. Социальная динамика рассматривает общество в развитии. Развитие общества рассматривается с точки зрения духовно-нравственных отношений между людьми. Основным законом социальной динамики (закон прогресса) является развитие духа в силу всеобщей гармонии во всех областях общества. «..каждый подъем духа вызывает – в силу всеобщей гармонии- соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях: искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной волюции13.

Информация о работе Концепция социальной статики и динамики Огюста Конта