Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является: обнаружение и рассмотрение законов социальной статики и социальной динамики.
Поставленные задачи в моей курсовой работе это- изучение любого объекта с точек зрения «статистической» и «динамической».
Объектом изучения курсовой работы является социальная статика и социальная динамика.
Для написания данной курсовой работы мною использовалась литература:
Введение_____________________________________ _______________________________ 3
Глава 1. Биография Огюста Конта и формирование его основных идей. _____________________________________ _______________________________________6
§1. Биография Огюста Конта___________________________________________________ 6
§2.Классификация наук________________________________________________________ 8
§3. Основной смысл социального учения Огюста Конта.___________________________ 9
§4. Социологическое воззрение О. Конта.________________________________________10
Глава 2. Социальная статика.__________________________________________________ 14
§1. Социальные концепции Огюста Конта______________________________________16
§2. Социальная статика______________________________________________________ 18
Глава 3. Социальная динамика________________________________________________18
§1. Социальная динамика__________________________________________________18
§2. Соотношение между понятиями “социальная динамика” и “социальные изменения”__________________________________________________________________21
Заключение_________________________________________________________________22
Литература_________________
§4. Социологическое воззрение О. Конта.
Огюст Конт рассматривает развитие сознания как переход от одной стадии к другой через проявление «закона трех стадий». По Конту это одновременно закон познания и закон движения. «В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) О. Конт переформулировал выделенные ДЖ. Вико стадии истории в стадии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух. Эти стадии таковы:
При рассмотрении первой
При метафизической стадии рушатся старые устои. Общество нуждается в целостности и порядке, для этого необходима обновленная идеология. Это значительный шаг вперед по сравнению с первой стадией. Здесь присутствует конкретное мышление. С точки зрения метафизики идет объяснение способа образования тех или иных явлений, объяснение внутренней природы существ, начало и назначение вещей. На этой стадии не нужно прибегать к объяснению всех причин через сверхъестественные факторы. В метафизической стадии присутствуют конструкции, направленные на разрешение вечных вопросов, на которые не всегда есть окончательные ответы с точки зрения науки. Слишком велико стремление аргументировать, вместо того чтобы наблюдать. Суть метафизической стадии заключается в разрушении старых устоев. И в этом есть свои плюсы – эмансипация личности, утверждение новых экономических и политических устоев. Как и при всяком разрушение целого, происходит проявление сомнения, эгоизма, политического беспорядка и моральной испорченности. В обществе наступает хаос и беспорядок, при таком состоянии общество нуждается в нормализации социальной целостности. По мнению Конта в данной ситуации обществу необходима новая идеология, которая приведет к развитию научного знания, то есть позитивного знания. 5
Позитивную стадию Конт
Суть этой стадии в том, что происходит преобразование мыслительных ориентиров. Человеческое внимание акцентируется на законах, на наблюдаемых явлениях. Присутствует торжество научного мышления, доказательства достоверности знаний. Происходит революция в мировоззрении человечества. Наука служит прогрессу человечества. Если социология позитивная наука, то в будущем она способствует развитию общества и государства. Цель позитивной стадии – познание законов при использовании методов общих наук. Достичь абсолютных знаний и познать все законы Вселенной, возникновение тех или иных причин разных явлений человек не может. Возможно только наблюдение и рассуждение по тем или иным причинам происхождения разных явлений. Поэтому Конт предлагает изучать действительные законы. В обновленном обществе произошел рост социальных чувст, установлен порядок в социальном обществе, происходит промышленное развитие общественной системы. В новом обществе помимо положительных моментов есть и отрицательные стороны. Условием прогресса не может быть только революционное разрушение. По Конту в новом обществе порядок не должен приводить к застою, а прогресс к анархии. Если рассматривать главной задачей социологии взаимодействие действующих законов, то между прогрессом и порядком должно быть согласование. В этом и есть преимущество позитивной стадии, то есть порядок это одно из условий прогресса. Позитивная стадия является самой передовой стадией в принятии важных социальных решений.7
Изучая «Закон трех стадий» я поняла, что с помощью этого учения происходит не просто развитие человечества, а эволюция общечеловеческая. В своем развитии общество постепенно проходят через теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую стадию люди подвержены божественным явлениям. Свято верят в богов. В данную эпоху вся духовная власть принадлежит священникам, и военным.
В метафизическую стадию люди наделены свободно высказываться. Власть принадлежит законодательному совету. Военные занимают оборонительную деятельность.
Позитивная стадия – время ученых. Становление индустрии, которая носит мирный характер.
«Социология» как наука, по мнению ученого, выступала как позитивная наука, и она должна была в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в направлении «позитивного состояния». Позитивная философия являлась основой и условием его концепции превращения политики в науку и имела явно социально-технологические черты.
Таким образом, «позитивность» у Конта
относится, с одной стороны, к познанию,
а с другой – к социальному устройству.
Важно отметить предложенный Контом социологический
метод рассмотрения процессов бытия. Это
исторический метод, который представляет
собой сравнение предшествующего и последующего
состояний и выведения на этой основе
законов развития8.
Глава 2. Социальная статика.
§1. Социальные концепции Огюста Конта.
Каждое государство проводит свою политику. Только проанализировав социальные законы, можно сделать выводы о правильности проводимой политики в том или ином государстве. Государственная политика должна придерживаться принципов, которые определяют структуризацию общества, при которой есть гармония и соответствующий порядок. Во взглядах Конта прослеживается консерватизм, а будущее представляется идеализируемым прошлым периодом. На основании этого разделения Конт обосновывает связь между порядком и прогрессом. В процессе своей работы Конт предпринял попытку превращения теоретической социологии в «науку практическую» для преобразования общества. На этом уровне Конт рассматривает человека не как отдельный индивид, а как огромный организм, определяющую роль которого составляет опыт прошлых, настоящих и будущих поколений. Такая идея связывает основные стабилизирующие функции в обществе. Главную роль при этом играют социальные институты.
Конт выделяет следующие общественные институты:
Огюст Конт, рассматривая законы развития общества, за основу берет деление социологии на статику и динамику. Рассматривая статику как структуру организма, а динамику как процесс жизни, выделяя это все из биологической науки.
При постановке задач социальной статики Конт рассматривал взаимодействие между частями общественной жизни, включая сюда экономику, духовную жизнь и правовую сторону жизни. Конт не был сторонником изучения статики как индивидуальной теории и не рассматривал общество как предмет какого-то договора общества
Обеспечить гармонически
Конкуренция и раздельный труд показывают оборотную сторону социальных отношений, проявляя профессиональную солидарность. Объединение людей одинаковых профессий высказывает враждебное отношение к людям других профессий. Происходит возникновение закрытых групп, различных кланов или мафий. Актуальность враждебной конкуренции, возникновения закрытых групп или группировок присутствует и в современном обществе. Возникает круговая порука и организованные преступные группировки. Рассматривая социальную статику, прослеживается некоторая взаимосвязь – некоторые отдельно взятые социальные элементы взаимозависимы, связаны неразделимо между собой. В таких отношениях присутствует главный закон статики – солидарность и гармония.
§2. Социальная статика.
«Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности. Социальная статика акцентрирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда – основные отношения общественного порядка. »9 .
Социальная статика изучает взаимосвязь между условиями существования общества и законами гармонии. Проанализируем индивидуума, семью и общество.
Индивидуум, по Конту, создает потребность увековечить себя, путем продолжения рода как продолжение своей собственной жизни.
Семья в социологической трактовке представляется как «социальная единица». Характеризуется как наивысшая степень сплоченности и консенсуса. Здесь Конт говорит уже не просто о связи, а о соединении и союзе. Семья предполагается как школа жизни в социальной среде. И в этой школе индивид набирается опыта жить в гармонии с другими. Семья учит перенимать опыт от предыдущих поколений, связывая прошедшие периоды поколений с будущими. В семье существует свой микроклимат, семья как микросистема и в ней есть свои законы. Семья является образцом строительства общества в целом. Семья есть живое воплощение социальной статики .
Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования. В части обеспечения социальных чувств и социальных идей консенсус способствует укреплению солидарности в обществе. В обществе создаются законы на основе этики. В обществе большую роль играют идеи, основанные на социальных чувствах. А силу придают им социальные институты.
«Социальная статика акцентирует
внимание на структуре общества, исследует
условия его существования и законы социальной
гармонии»10.
В отличии от отдельно взятых лиц, общество
–это самостоятельная сила, основанная
на взаимодействии поколений. В обществе
важную роль играет солидарность. Для
определения степени солидарности в обществе
Конт использует понятие консенсус. «Статика,
в сущности, сводится к изучению общественного
консенсуса. Она предполагает с одной
стороны анатомический анализ структуры
общества на конкретный момент, а с другой
– анализ элемента или элементов, определяющих
консенсус, то есть превращающих совокупность
индивидов или семейств в коллектив. Консенсус
в теории Конта – «основная идея социальной
статики».11
Глава 3. Социальная динамика.
§1.
Социальная динамика
Социальная динамика — представляет собой историческое социальное развитие, основанное на прогрессе умственного развития человека и постепенном прохождении всех стадий развития. , на изучении законов развивающегося общества. «Социальная динамика – это такое самоизменение общества, которое (в отличие от изменений биологических сообществ) не ведет к его разрушению, ликвидации, а, напротив, обеспечивает его общее поступательное развитие (хотя и сопровождающееся, подчас, более или менее существенными «кризисами»).12
Огюст Конт провел большую работу по изучению социальной динамики. Характер социальной динамики несколько отличается от социологического характера. Социальная динамика рассматривает общество в развитии. Развитие общества рассматривается с точки зрения духовно-нравственных отношений между людьми. Основным законом социальной динамики (закон прогресса) является развитие духа в силу всеобщей гармонии во всех областях общества. «..каждый подъем духа вызывает – в силу всеобщей гармонии- соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях: искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной волюции13.
Информация о работе Концепция социальной статики и динамики Огюста Конта