Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является: обнаружение и рассмотрение законов социальной статики и социальной динамики.
Поставленные задачи в моей курсовой работе это- изучение любого объекта с точек зрения «статистической» и «динамической».
Объектом изучения курсовой работы является социальная статика и социальная динамика.
Для написания данной курсовой работы мною использовалась литература:
Введение_____________________________________ _______________________________ 3
Глава 1. Биография Огюста Конта и формирование его основных идей. _____________________________________ _______________________________________6
§1. Биография Огюста Конта___________________________________________________ 6
§2.Классификация наук________________________________________________________ 8
§3. Основной смысл социального учения Огюста Конта.___________________________ 9
§4. Социологическое воззрение О. Конта.________________________________________10
Глава 2. Социальная статика.__________________________________________________ 14
§1. Социальные концепции Огюста Конта______________________________________16
§2. Социальная статика______________________________________________________ 18
Глава 3. Социальная динамика________________________________________________18
§1. Социальная динамика__________________________________________________18
§2. Соотношение между понятиями “социальная динамика” и “социальные изменения”__________________________________________________________________21
Заключение_________________________________________________________________22
Литература_________________
Министерство образования Российской федерации
Петрозаводский
Государственный
университет
Курсовая работа по теме:
«
Концепция социальной
статики и динамики
Огюста Конта»
Морозова А.А.
Шифр:1014052
Группа:16101
Оглавление
Введение
Впервые термин «социология» Огюст Конт употребил в 1839 году, в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том 4). Социология, как ее представлял Конт, есть дитя послереволюционного времени во Франции и по этой причине имеет определенные черты. Специфическое понимание общества, свойственное французскому Просвещению и революционным идеалам, образует ее основу так же, как изменение социальной структуры «старого режима» революцией, Наполеоном, реставрацией Бурбонов вплоть до середины прошлого века.
Мир нашей повседневной жизни находится в постоянном движении. Несмотря на то, что мы привыкли к нему и давно научились в нем ориентироваться, в действительности в теоретическом плане он трудно объясним и недостаточно изучен. Однако движения могут различаться по характеру, по направленности, по интенсивности. Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельной наукой. Обратимся теперь к содержательной концепции социологии О. Конта. Как он представляет себе предмет и основополагающую проблематику новой науки? Конт не скрывает, что предмет его исследований, общество неразрывно связан с послереволюционной ситуацией в социальных отношениях, в сфере порядка и прогресса. Это напряжение, которое тогдашняя общественность воспринимала как антогонизм и противоречие, Конт пытается преодолеть своей социологией и объединить оба полюса, порядок и прогресс. Прогресс без порядка - это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт надеется на то, что воплощение позитивной философии в политике снимет классовые противоречия между аристократией и буржуазией. Порядок и прогресс как два принципа, представляющие дилемму французского общества, являются, однако, не только различными перспективами предмета, но и представляют различную направленность интересов общественных группировок. Порядок и прогресс О.Конт воспринимает, прежде всего, не как принципы, отвечающие определенным интересам, а как закономерность системы общества, представленные как две части социологии – социальная статика и социальная динамика. Для социальной статики цель – обнаружение законов социального порядка, а для социальной динамики цель- обнаружение законов прогресса. Огюст Конт может считаться основателем социологии, и не потому, что первый начал заниматься обществом и социальными процессами - социологические идеи имеют давнюю историю, - но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.1
В своей курсовой работе я постараюсь осветить предмет изучения социологии, как фундаментальной науки о законах общества.
Целью моей курсовой работы является: обнаружение и рассмотрение законов социальной статики и социальной динамики.
Поставленные задачи в моей курсовой работе это- изучение любого объекта с точек зрения «статистической» и «динамической».
Объектом изучения курсовой работы является социальная статика и социальная динамика.
Для написания данной курсовой работы мною использовалась литература:
Глава 1. Биография Огюста Конта и формирование его основных идей.
§1. Биография Огюста
Конта.
Огюст Конт родился во французской семье финансового чиновника в 1798г. После окончания интерната-лицея в 1814г. он поступил в Высшую политехническую школу в Париже. За свои республиканские взгляды из Высшей политехнической школы он был исключен.
Анализируя творчество О.Конта,
1830-1842гг. – можно назвать годами зрелости. В 1830-1842 гг. Конт опубликовал свой основной труд «Курс позитивной философии» в 6 томах. В этот период О.Конт трудится над «философскими и научными основами позитивистского мировоззрения».2 В этот период жизни О. Конт выступает в роли ученого.
В свой третий период творчество О. Конт создал следующие сочинения: 1844г. - опубликована работа - «Рассуждение о духе позитивной философии», в 1851- 1854гг. опубликованы работы - «Позитивистский катехизис», «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества». В этот период жизни О. Конт является создателем социально-политических проектов. На первый план его учений выходят эмоциональные качества человека и становление институтов, отвечающих за потребности человека. Уже после смерти философа опубликована работа - «Завещание Огюста Конта».
Большое влияние на
Огюст Конт жил и работал в период больших социальных перемен. Данные перемены воспринимались философом как социальный кризис. А причины этого кризиса он связывал с распадом традиционных институтов, с отсутствием новых взглядов, которые могли бы быть основой новых социальных преобразований
Огюст Конт считал, что человек, применяя свои творческие знания, используя свой разум, может привести общество к обновленному состоянию. По мнению О. Конта «позитивная» наука смогла бы заменить религию и стать основой для образования нового общества. О.
Конт стремился сделать науку главной во всех формах существования и в религии, и в политике. Его идея была в объединении наук, но при этом, чтобы законы не сводились к простым законам физики. Каждая наука, по Конту, должна иметь свою направленность, свой характер и свои методы.
§2.
Классификация наук.
Объединение наук было популярно в 18 веке. Огюст Конт показал возможность изучения и объединения естественных наук. Он стремился к органическому синтезу наук, при котором законы не сводятся к простым законам физики. Система наук и их методов по Конту классифицирована по нескольким основаниям:
В результате систематизации по Конту основные науки расположились в следующем порядке: абстрактные – математика (логика), конкретные - геометрия, механика, астрономия, физика, химия, биология, социология. (Наблюдение + эксперимент + сравнение + классификация +исторический метод). По Конту математика меньше всего зависит от других наук.
Социология же напротив связана с практикой. Наука сложная, конкретная, возникла позже других наук и опирается на их достижения. Социология как наука о человеческом обществе - самая молодая наука в составленной Контом классификации наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология – самая сложная в иерархии позитивных наук и поэтому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки.
Из
них главной и основополагающей
Конту кажется математика, исторически
самой ранней – астрономия. За астрономией
идет физика, затем химия и биология.
Для того чтобы заниматься социологией,
нужно усвоить все эти науки.
Наиболее близкая наука социологии
– это биология. В биологии и
социологии нельзя двигаться от части
к целому, нельзя использовать аналитический
путь. Оба предмета сложны для исследования.
Движение познания должно идти от целого
к части. Науки (здесь Конт выступает как
наследник французского Просвещения)-
не самоцель: они служат прогрессу человечества.
Социология как позитивная наука должна
в будущем обеспечить научное познание
общества, а оно будет способствовать
развитию самого общества и государства
к «позитивному» состоянию. Общим для
всех наук является раскрытие законов.
Социология Конта – позитивная наука,
не ставшая при этом отраслью естествознания.3
§3. Основной смысл социального
учения Огюста Конта.
Основным смыслом социального учения Огюста Конта является развитие исторического разума как исходного источника всех преобразований социально-исторической жизни. Конт сводит весь прогресс к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Как же это все согласуется с фактором исторического разнообразия народов? Для объяснения этого вопроса Конт нашел аргументы, проанализировав историческую культуру через три движущие силы:
Информация о работе Концепция социальной статики и динамики Огюста Конта