Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:48, реферат
Рассмотрим основные принципы устройства государства и общества, на которые опирается Кампанелла, создавая свой идеальный «город Солнца».
ВВЕДЕНИЕ. 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИНЫ ГОРОДА СОЛНЦА. 3
ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. 4
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРУД. 4
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ. 5
ОБЩНОСТЬ ЖЕН. 5
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ. 6
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИНОЙ ГОРОДА СОЛНЦА 7
ВЕРХОВНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ. 8
СОПРАВИТЕЛИ СОЛНЦА. 9
СТРУКТУРА ВЛАСТИ. 10
БОЛЬШОЙ СОВЕТ. 11
ПРИНЦИП ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ. 11
ОСНОВЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И МЕНТАЛИТЕТ СОЛЯРИЕВ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 16
Оглавление
Введение. 3
Социально-экономические основы организации общины Города солнца. 3
Общественная собственность. 4
Общественный труд. 4
Распределение. 5
Общность жен. 5
Трудовое воспитание. 6
Организация управления общиной Города Солнца 7
Верховный правитель. 8
Соправители Солнца. 9
Структура власти. 10
Большой совет. 11
Принцип замещения должностей. 11
Основы мировоззрения и менталитет соляриев 12
Заключение. 13
Список литературы. 16
Утопия (от греческого «u» – «нет» и «topos» – «место», то есть место, которого нет; по другой версии, от латинского «ей» – «благо» и «topos» – «место», то есть благословенная страна) - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, изображающий модель идеального общества, с точки зрения автора, и детально описывающий его устройство.
Во все времена великие философы и мыслители из разных стран размышляют на тему социальной утопии – о справедливой власти, о социальном равенстве и равноправии, о лучшей жизни.
Итальянский ученый, философ и священник Томмазо Кампанелла представил в книге свое видение идеального государства – утопический «Город Солнца» - общество, в котором царит равноправие и социальное равенство. Государство, отличающееся от всего политического мира более совершенным строем, организующее и контролирующее каждую область своего развития - от управления общиной до деторождения.
Итак, рассмотрим основные принципы устройства государства и общества, на которые опирается Кампанелла, создавая свой идеальный «город Солнца».
Основной идеей утопии всегда является социальное равенство.
Достичь социального равенства, Кампанелла пытается при помощи упразднения частной собственности (считая ее причиной всех бед в обществе, так как она порождает личный интерес и пренебрежение к интересам общества в целом и других людей в частности). Таким образом, общественно-политический строй в государстве соляриев, основывается на равенстве и обобществлении собственности (что выступает инструментом для уравнения граждан).
Общественная собственность как главная идея социального равенства, является основой каждого аспекта жизни граждан «города Солнца» - абсолютное отсутствие частной собственности (не исключая предметы личного пользования и еды), отсутствие института семьи (общность жен), всеобщий и обязательный труд, организация распределения и трудовое воспитание.
Всеобщий труд – одно из важнейших условий социально-экономического строя города, которое освобождает общество от подневольного труда и полностью обеспечивает государство рабочей силой.
Работа распределяется между жителями в зависимости от пола, возраста, физических возможностей и природных склонностей человека, к тому или иному виду труда (это определяется расположением звезд во время рождения каждого человека), что делает этот труд интересным и естественным, а потому исполняется с радостью и на совесть, и признается делом почетным. К работам привлечен каждый житель города – от молодежи до старцев и инвалидов, и это дает возможность государству обеспечивать себя всем необходим (и даже с избытком), при этом сократив рабочий день, чтобы люди не перенапрягались. «...Обязанности, художества, труды и работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не больше четырех часов в день». [2, 61]
Не смотря, на установленное в «городе Солнца» равноправие, существует разделение труда, которое в первую очередь связано с биологическими особенностями людей. Хотя солярии, независимо от пола, воспитываются и обучаются совместно и равнозначно, некоторые виды работ разделяются на женские и мужские, а так же учитываются увечья и беременность.
Как и производство, потребление в «городе Солнца» тоже является общественным. Государство обеспечивает соляриев всем необходимым, каждого по потребностям, в то же время, никому не позволяя излишеств. Все имущество является общим – дома, мебель, посуда, иные предметы домашнего обихода, еда, и даже одежда, а распределением всего занимаются ответственные лица. «…Община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми - потому что у них есть все, бедными - потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». [2, 62]
Поощрения за какие-либо отличия (в военном деле, учебе или труде) скорее носят моральный характер (чествование и уважение), чем какие-либо материальные блага и награды. Вещи не представляют для соляриев интереса, так как они обеспечены всем что нужно, а золото и серебро ценится исключительно как материал для изготовления предметов общего пользования. «Предметы домашнего обихода и пища их мало занимают, так как всякий получает все, что ему нужно, а представляют для них интерес лишь тогда, когда это выдается в качестве почетной награды». [2, 60]
В отсутствии института семьи, еще раз подтверждается отрицание частной собственности. «Они утверждают, что собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей». [2, 37] Но еще это дает возможность государству контролировать деторождение, и избавляет влияние происхождения, знатности и семейных связей при выборе должностных лиц.
И женщины, и мужчины у соляриев являются общими. Но отношения между ними допускаются лишь для продолжения рода. «У соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих каждую самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке…».[2, 63] Только начальники могут решать, кому и от кого можно зачать детей. Выбор пар зависит от строения тела, умственных способностей и характера мужчины и женщины, а так же исходя из их астрологических прогнозов. Время для зачатия выбирается астрологом и врачом, исходя из биологических и астрологических прогнозов. Такой селекционный подход к деторождению, обусловлен желанием воспроизводить наилучшее потомство, что является необходимым делом, направленным на благо государства. «И они издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой». [2, 36]
Воспитание и обучение детей в «городе Солнца» подчинено все тем же принципам – все должно развиваться только на благо государства, а не для своего собственного удовольствия. Государство же, в первую очередь, заботится о просвещении жителей, начиная с самого малого возраста – таким образом, истребляется еще один порок общества – всеобщее невежество.
После вскармливания младенцев матерями (примерно до двух лет – по предписанию Физика), детей забирают на попечение начальниц и начальников, в зависимости от пола ребенка, но изучением любых наук дети занимаются совместно, не зависимо от пола. До трех лет они учатся говорить и изучают алфавит, обучаются во время игр, общения и по картинкам, изображенным на стенах города, так же занимаются физическими упражнениями, и все это происходит под контролем наставников. До восьми лет осваивают они историю и различные языки, выявляются личные наклонности (для этого детей водят в различные мастерские). Достигнув восьми лет, они приступают к изучению всех естественных наук, а затем остальных наук и ремесел, в полях изучают земледелие и скотоводство.
Результатом такого обучения, является то, что каждый получает работу в той области, с которой преуспевает лучше всего. Но получив работу, солярии продолжают познавать различные науки, ремесла и физически развивать свое тело, и «И они не признают никакого иного отдыха, кроме того, во время которого приобретают еще больше знаний…»,[2, 46] потому как «…того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев».[2, 42]
В утопии доведены до крайностей основные идеи общественно-государственного строя, превращая равенство в уравниловку, разумное государственное устройство в насильственную регламентацию быта каждого человека. И отчетливо проявляется противоречивость утопических проектов с интересами личности.
Должностными лицами «города Солнца» могут быть назначены исключительно ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства. А из них только Высшие должностные лица являются священниками государства. Таким образом, руководство общиной находится в руках духовной аристократии - интеллигенции.
Во главе управления общиной стоит ученый первосвященник, называемый на языке соляриев "Солнце", и так же именуемый Метафизик - должность эту может занимать лишь человек всесторонне образованный, сведущий во всех науках, искусствах и ремеслах. Лучше всего он должен знать метафизику и богословие, и понимать судьбу и гармонию мира. «Но никто, однако, не может достичь звания ۞, кроме того, кто знает историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и строение и историю неба».[2, 43]
Как правило, Солнцем становится один из жрецов, пребывающих наверху храма (они контролируют положение звезд, и исходя из этого, предвещают развитие событий и подсказывают действия, которые будут на благо государству). И должность эта не сменяема до тех пор, пока Солнце сам не передаст ее тому, кого посчитает мудрее и способнее себя к управлению.
Именно Солнце «…является главою всех и в бренном и в духовном, и по всем вопросам и спорам он выносит окончательное решение».[2, 31] Ежедневно поднимаясь в храм к двадцати четырем жрецам, он выясняет и «рассуждает с ними о том, что они измыслили нового на благо Города и всех народов мира»[2, 95], так же ежедневно он и три его соправителя, проводят совещания, обсуждая и решая текущие задачи и дела государства. Присутствует он и на Большом совете, общаясь с горожанами и узнавая от них о недочетах и проблемах в государстве, а так же о работе должностных лиц. И, конечно, как первосвященник, именно он приносит жертвоприношения, отпускает грехи граждан и заботится об искоренении этих грехов.
«Бог есть высшая мощь, от которой исходит высшая мудрость, которая точно так же есть Бог, а от них - любовь, которая есть и мощь и мудрость; ибо исходящее непременно будет обладать природой того, от чего оно исходит». [2, 104]
При Солнце находятся три главных соправителя, соответствующие трем главным составляющим бытия – Мощь, Мудрость и Любовь, именуемые на языке соляриев - Пон, Син и Мор. Они обязаны знать и понимать все подвластные им науки и ремесла. Им принадлежит ежедневная исполнительная власть, каждому в своей области управления.
Мощь ведает военным делом - под его контролем находится все, что касается войны и мира. «Он управляет военными должностями, солдатами, ведает снабжением, укреплениями, осадами, военными машинами, мастерскими и мастерами, их обслуживающими». [2, 31] Однако Верховное командование во время войны остается за Солнцем, но при необходимости Мощь получает полномочия «римского диктатора», но лишь после созыва Большого Совета, и в особых случаях совещается с Солнцем и двумя соправителями.
Мудрость руководит развитием всевозможных наук, ремесел, свободных искусств, а так же учебных заведений. В его подчинении находятся лица стоящие во главе наук (кроме Метафизика1) и ученые. Идеей Мудрости было расписать все городские стены (внутри и снаружи) живописью, отображающей все науки, для наглядного и постоянного обучения жителей города.
Любовь управляет деторождением, воспитанием, врачеванием, изготовлением лекарств, сельским хозяйством, производством и распределением продовольствия и одежды. В его подчинении находятся должностные лица, а так же наставники и наставницы, занимающиеся всеми перечисленными делами.
Итак, четырем Верховным должностным лицам подчиняются лица, называющиеся соответственно добродетелям: Великодушие, Мужество, Целомудрие, Щедрость, Правосудие уголовное и Правосудие гражданское, Усердие, Правдолюбие, Благотворительность, Любезность, Веселость, Бодрость, Воздержность. А так же лица, ведающие узкими специальностями - Грамматик, Физик, Астролог, Арифметик, Музыкант, Поэт, Живописец, Скульптор, Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Агроном, Скотовод, Стратег, Начальник единоборцев, Казначей, Инженер, и т.д. Им же, в свою очередь, подчинены особые специалисты.
В компетенции должностных лиц - решать споры, наказывать нарушителей порядка, поощрять достойных, распоряжаться при производстве работ, воспитывать и обучать подрастающее поколение. На высших должностных лицах, являющихся священниками, лежат так же обязанности исповедовать граждан. «Весь Город на тайной исповеди открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души, и узнают, каким грехам наиболее подвержен народ. Затем сами священноначальники исповедуют трем верховным правителям и собственные и чужие грехи, обобщая их и никого при этом не называя по имени, а указывая главным образом на наиболее тяжкие и вредные для государства. Наконец, трое правителей исповедуют эти же грехи вместе со своими собственными самому ۞, который узнает отсюда, какого рода прегрешениям наиболее подвержен Город, и заботится об искоренении их надлежащими средствами». [2, 92-93]
Все граждане с большим уважением относятся к власти должностных лиц и добровольно им подчиняются.
Дважды в месяц - на новолуние и полнолуние устраивается собрание, на котором присутствуют все граждане, достигшие двадцатилетнего возраста - называют его Большой совет. На нем обсуждают и решают вопросы контроля за исполнением своих обязанностей должностными лицами, а также смещения их и предварительный выбор новых должностных лиц. И каждый гражданин может там высказать свое мнение.
Большой Совет собирается и при объявлении Городу Солнца войны, граждане выслушивают причины войны и законность похода, которые излагаются Проповедником.
Каждый восьмой день происходит собрание должностных лиц, на котором присутствуют Солнце, трое его соправителей и все подчиненные им лица, а так же начальники всех отрядов. Главным образом они обсуждают государственные дела и выбирают должностных лиц, которые были заранее намечены на Большом совете.
«Должностные лица сменяются по воле народа. Но четверо высших несменяемы, если только сами по совещании между собою не передадут своего достоинства другому, кого с уверенностью считают мудрейшим, умнейшим и безупречнейшим». [2, 87]
Информация о работе Концепция общины в "Городе солнца" Т. Кампанеллы