Концепции личности Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Цель реферата: изучить основных положений теории личности З. Фрейда.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
 Изучить основные концепции, принципы, а также предпосылки возникновения психоанализа как основы теории личности;
 Рассмотреть личность как триединство;

Содержание

Введение
I. Психоанализ: основные концепции и принципы
II. Личность как триединство
III. "Логика" бессознательного конфликта
IV. Структура личности в зеркале психоанализа Фрейда
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

концепция личности Фрейда.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

     Введение 

     I. Психоанализ: основные концепции и принципы 

     II. Личность как триединство 

     III. "Логика" бессознательного конфликта 

     IV. Структура личности в зеркале психоанализа Фрейда 

     Заключение 

     Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Во  второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении начала работать первая в то время лаборатория, возглавляемая В. Вундтом. В качестве основной задачи психологии Вундт выдвигал разложение процессов сознания на основополагающие элементы и изучение закономерных связей между ними. Именно поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей, разработанного молодым венским врачом Зигмундом Фрейдом, вызвало ошеломляющий эффект. Вместо того, чтобы ставить в центр психической жизни человека сознание, Фрейд сравнил ее с айсбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды. В противоположность господствовавшему в ХIХ веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул иную теорию: люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях.

     Почему  же теория личности З. Фрейда не теряет актуальности и в наше время?

     Среди психологов ХХ века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. С  тех пор, как его первый труд «Толкование  сновидений» увидел свет в 1900 году, в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его теория. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности. Не ограничиваясь изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объяснявшую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие там и в наши дни убеждены, что «психология – это и есть Фрейд». Фрейдовская теория во многих зарубежных странах прочно вошла в учебники не только по психологии, психотерапии, психиатрии; она также оказала влияние и на другие науки о человеке – социологию, педагогику, антропологию, этнографию, а также на искусство и литературу.

     Фрейд одним из первых представил психику  человека как вечное противостояние между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека. Его теория является первой развернутой теорией личности.

     Трудно  дать оценку современным теориям  личности, не отдав должного признания  теории Фрейда. Независимо от того, принимаем  мы или отвергаем какие-то (или  все) его идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию было глубоким и прочным. Можно утверждать, что во всей истории человечества очень немногие идеи оказали столь широкое и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания таких аспектов психической жизни человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

     Цель  реферата: изучить основных положений  теории личности З. Фрейда.

     Для достижения данной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

      • Изучить основные концепции, принципы, а также предпосылки возникновения психоанализа как основы теории личности;
      • Рассмотреть  личность как триединство;
      • «Логика» бессознательного конфликта;
      • Рассмотреть структуру личности в зеркале психоанализа Фрейда.

I. Психоанализ: основные концепции и принципы

 

     Термин  «психоанализ» имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

     В самом общем смысле психоанализ  – это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство людей не задумываются о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих наших чувств и мыслей.

     Первая  и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает  в сознании и человеческих отношениях. Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.

     Выделение психоанализа в специальный и  целенаправленный дискурс, в виде терапевтического общения врача и пациента произошло  в ХХ веке – вероятно потому, что  глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации, усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов, нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.1

     Психоанализ как направление в медицине и  психологии возник на заре ХХ века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он явился также ответом на социокультурные  перемены, потребовавшие специальной  коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся конфликтности.

     Уникальность, необычность психоанализа связана  с тем, что он возник на границе  между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему широкой общественности, а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

     Необходимо  различать два проблемно-теоретических  слоя в психоанализе. Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель практического психоанализа – это коррекция психики, переработка индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между уникальными личностями.

     Второй  слой идей психоанализа совпадает с  общей теорией личности. Она складывается у психоаналитиков на основе их практического  опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная психология.

     Судьба  психоанализа необычна и вместе с  тем характерна. Встреченный насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в спецхран.

     Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд работ Фрейда и его учеников был издан в 20–30 годы на русском языке в основанной профессором Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».

     В течение нескольких десятилетий (с  середины 20-х до начала шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др. крупнейших психоаналитиков.

II. Личность как триединство

     Взгляды Фрейда можно разделить на три  области — это метод лечения  функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Его работы осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

     Разработанная З.Фрейдом теория личности представила  человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического.

     В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы  сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

     Но  во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным  компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

     Хотя  представления Фрейда о структурных  уровнях человеческой психики и  менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

     Однако  в начале 20-х годов прошлого века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

     Созданная Фрейдом модель личности предстает  как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

     При этом содержание бессознательного по мнению Фрейда не доступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

     В бессознательном слое располагается  одна из структур личности — «Оно», которая фактически является энергетической основой личности.

     "Оно", в теории Фрейда означает примитивные,  инстинктивные и врожденные аспекты  личности, такие как сон, еда,  дефекация, копуляция и наполняет  наше поведение энергией. "Оно"  имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.

     Подчиняясь  этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его  проявлении, может представлять опасность  для индивидуума и общества.

       «Оно» - бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта.

       Фрейд считал, что существует  два основных врожденных бессознательных  инстинкта — инстинкт жизни  и инстинкт смерти, которые находятся  в антагонистических отношениях  между собой создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил.

Информация о работе Концепции личности Фрейда