Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:22, реферат
Философия Гегеля на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию .
Данное положение Гегеля о тождестве мышления и бытия вызывало наибольшее недоумение и протест у его читателей и служило одной из причин для обвинения его во всяческих "…измах". Но каким бы неприемлемым оно ни казалось нам на первый взгляд, мы должны принять его за истину, ибо всё сказанное здесь служит его доказательством. Другое дело, что для того, чтобы прийти к такому пониманию природы своего мышления, мы должны осознавать себя не просто как мыслящие, а как знающие, почему мы мыслим и как мы мыслим. Первым качеством мы обладаем при всех обстоятельствах. Второе в полной мере мы обретаем лишь благодаря разработанной Гегелем теории познания. "Те люди, которые ничего не понимают в философии, хватаются за голову, когда слышат: мышление есть бытие. Тем не менее в основании всей нашей деятельности лежит предположение единства мышления и бытия"9.
Принимая
форму знаний, внешний мир субъективируется.
Но поскольку сознание человека наполняется
знаниями о мире (об объекте), оно само
объективируется. Благодаря такому
вхождению друг в друга снимается изначально
полагаемая противоположность между мышлением
и бытием и устанавливается их содержательное
единство. Именно поэтому люди исходят
из убеждения, что всё то, что ими мыслится,
действительно есть. Конечно, человек
не смиряется с тем, как устроен мир, и
своей деятельностью перестраивает его.
Однако преобразованный мир вновь становится
предметом его познания. В результате
положение о тождестве мышления и бытия
не только не упраздняется, а наоборот,
утверждается. (То, что мы порой строим
ошибочные мысли – это проблема второго
плана.)
§466. Первоначально наше мышление проявляет свою активность только по форме, но не по содержанию. Все сохраняющиеся в памяти имена находятся в его власти и оно может позволить себе распоряжаться ими так, как ему угодно, не считаясь с реальностью обозначаемых ими предметов. Может, например, соединить рыжее с острым или кислое с длинным. В результате появляются совершенно бессмысленные фразы, но тем не менее они уже представляют собой деятельность мысли. Истинное мышление начинается тогда, когда оно обращается к содержанию представлений предметов.
Описанию
закономерностей деятельности мышления
Гегель посвятил в своей теории познания
только один 467-й параграф. В нём
он лишь кратко перечислил три ступени
его (мышления) развития. А всю свою науку
о мышлении в силу её объёмности он вынес
за рамки данной теории и изложил в отдельной
работе, названной им "Наукой логики".
(В "Энциклопедии философских наук"
она представлена в первом томе в §§ 84-244.)
Соответственно, чтобы понять, что такое
мышление, как оно действует, необходимо
читать "Науку логики". Здесь же мы
ограничимся лишь его общей характеристикой.
§467. Деятельность мышления направлена на постижение понятий предметов. Но что такое понятие? Это то, что надо понять. А именно… Любой предмет представляет собой нечто целое. Как целое он состоит из частей, а части – из элементов. Соответственно, чтобы познать предмет (получить его понятие), необходимо сначала выявить все его части и элементы, а затем мысленно связать их воедино так, чтобы получилось понимание целого. На языке определений чистого понятия целое называется всеобщностью, части – особенностью, а элементы – единичностью.
Но единичные предметы существуют не сами по себе, не изолированно от остального мира. Они образуют организованные системы. Такие системы также представляют нечто целое и в силу этого определяют собой содержание всех своих частей и элементов. Следовательно, чтобы получить всестороннее понимание единичного предмета, необходимо изучить не только сам предмет, но и ту систему (всеобщность), которой он принадлежит. Только при таком подходе понятие предмета будет определено как со стороны его единичности, так и со стороны его всеобщности.
В процессе достижения этой цели мышление проходит три ступени:
- рассудочных суждений,
- суждений понятия,
-
умозаключений разума.
Рассудочные суждения. Поскольку весь мир состоит из конкретных предметов, постольку именно эти предметы являются исходным материалом для его познания. Иначе говоря, познание начинается с единичных предметов. Именно их мы ощущаем и их образы храним в своём представлении. С них же, соответственно, начинает свою деятельность и мышление. Анализируя содержание представлений единичных предметов, оно (мышление), во-первых, обнаруживает их внешние данные: качество, количество, меру. Во-вторых, раскрывает их внутреннее строение, в ходе чего выявляет их части, стороны, элементы, свойства и т.д. В-третьих, прослеживает их связи друг с другом.
На основании таких данных мышление распределяет единичные предметы по группам: видам и родам. Присваивает каждой такой группе общее понятие и создаёт его определение, называемое иначе дефиницией. Например: птицы – это многоклеточные организмы, которые имеют крылья, вьют гнёзда, откладывают яйца, питаются тем-то и тем-то, и т.д. Студенты – это молодые люди, которые изучают науки, сдают экзамены, пишут курсовые и т.д. Причём данная деятельность является не одноразовым актом, а постоянной функцией мышления, осуществляемой им по мере попадания в сферу внимания человека новых предметов.
Такова
первая ступень деятельности мышления,
которая называется рассудочной,
или просто рассудком. Её начальным
пунктом являются пришедшие в наш интеллект
из внешнего мира эмпирические представления
предметов, а конечным – созданные самим
мышлением идеальные понятия (дефиниции)
предметов. Выстраиваются такие понятия
посредством следующих видов суждений:
а) качества, б) рефлексии, в) необходимости.
(В малой "Науке логики" Гегеля
они рассматриваются в §§ 172-177.)
Суждения понятия. Создав понятие предмета, мышление тем самым полагает противоположность между собой и сферой представления. Если на ступени рассудка оно ещё было целиком погружено в сферу представления, то теперь оно противопоставляет созданное им самим идеальное понятие предмета его эмпирическому содержанию. Снимается данная противоположность посредством суждений понятия. (В формальной логике они называются суждениями модальности: ассерторическое, проблематическое, аподиктическое.) В них мышление соотносит содержание своего понятия с содержанием представления самого предмета и через это устанавливает истинность их обоих. Строятся такие суждения по принципу: "Если тебе корова имя, у тебя должно быть молоко и вымя. А если нет молока и вымени, то что толку в твоем коровьем имени". (В малой "Науке логики" они рассматриваются в §§ 178-180.)
Одно
дело – понятие (дефиниция) и совсем
другое – определяемые им реальные предметы.
Они могут как соответствовать, так и не
соответствовать друг другу. Например,
если в понятие "студент"
входит необходимость изучения наук,
прохождения практики, сдачи
экзаменов, написания
курсовых и т.д. и конкретный субъект
Иванов всё это действительно делает и
делает хорошо, то, следовательно, он соответствует
этому понятию, а если нет, то – нет. С другой
стороны, понятие также может как соответствовать,
так и не соответствовать своим предметам.
Например, если при определении понятия
"студент" мы забудем упомянуть один
из обязательных видов деятельности студентов,
то такое понятие не будет соответствовать
реальным студентам. Необходимость установления
истинности понятий по отношению к предметам
и, наоборот, предметов по отношению к
их понятиям возводит мышление на вторую
ступень его развития – суждений
понятия.
Судить
о чём-либо в собственном смысле этого
слова, значит сравнивать своё идеальное
понимание предмета с эмпирическим содержанием
самого реального предмета. Такие выражения,
как "Я тебя сегодня не узнаю" или
"Какой же он электрик, если простой
выключатель не смог заменить", несут
в себе сравнение понятия с его реальностью.
Умозаключения разума. Сущность отдельных предметов, как уже было сказано, заключается не в них самих, а в той всеобщей системе, которой они принадлежат. Необходимость постижения таких систем обусловливает переход мышления человека на третью ступень его развития – умозаключений разума или просто разума.
Чтобы соотнести единичные предметы с образуемой ими всеобщей системой, требуется найти некую особенность, которая была бы присуща как самим предметам, так и их системе. Только при посредстве такой особенности мышление становится способным выстраивать разумные умозаключения.
В первом виде умозаключений – качества – искомая особенность, соединяющая единичные предметы с их системой, имеет ещё формальный характер. Например: "Иванов – студент. Студенты обучаются в университете. Иванов обучается в университете".
Во втором виде умозаключений – рефлексии – эта особенность приобретает уже содержательный характер, но полагается она только со стороны единичного предмета. Например: "Иванов изучает историю. Иванов обучается в университете. Следовательно, в университете дают историческое образование".
В третьем виде умозаключений – необходимости – данная особенность выступает уже как полагаемая всеобщей системой. Например: "Студент университета Иванов может обучаться на историческом, физическом, химическом,… факультетах. Он обучается на историческом. Следовательно, он не обучается на остальных факультетах". (В малой "Науке логики" умозаключения рассматриваются в §§ 181-192.)
Благодаря последовательному ряду умозаключений мышление создаёт понятие интересующей его всеобщей системы (университета), которое предстаёт перед ним в виде исчерпывающего перечня всех её особенных подразделений (факультетов). Затем, вооружившись этим понятием, оно возвращается к единичным предметам (студентам) и вносит необходимые коррективы в их дефиницию. Иначе говоря, оно спускается со ступени умозаключений разума на ступень суждений понятия и обновляет своё понимание единичного предмета (на каком факультете учится, по какой кафедре специализируется).
Если
на ступени рассудка мышление ещё
довольствовалось односторонними рассудочными
дефинициями предметов, сформулированными
на основе изучения самих этих предметов,
то на ступени разума оно располагает
уже полным пониманием предмета, определённым
как со стороны его единичности, так и
со стороны его всеобщности.
Различие
между формальной логикой Аристотеля
и "Наукой логики" Гегеля заключается
именно в понимании всеобщего. В логике
Аристотеля оно выступает как простая
совокупность схожих по признакам предметов:
вид, род, класс и т.д. В "Науке логики"
всеобщее понимается как целостная система,
как организм.
Таковы
три ступени деятельности мышления:
рассудок, суждения
понятия, разум. На ступени рассудка
мышление ещё погружено в сферу представления
предметов. На ступени суждений
понятия оно входит в отношение противоположности
к ней. На ступени разума
мышление полагает отношение противоположности
уже внутри самого себя. Оно противопоставляет
себе все созданные им самим понятия (дефиниции)
предметов и, отталкиваясь от них, выстраивает
понятие той всеобщей системы, которой
эти предметы принадлежат.
Заслуга
И. Канта состоит в том, что
он определил две крайние ступени деятельности
мышления: рассудок и разум. Заслуга Гегеля
состоит в том, что он указал на ещё одну
ступень, находящуюся между этими двумя
и связующую их между собой, – ступень
суждений понятия.
Итак,
деятельность интеллекта по производству
знаний включает в себя три последовательных
этапа: созерцание, представление,
мышление. В соответствии с этими же
этапами наш интеллект использует три
формы для выражения полученных им знаний
о мире. На ступени созерцания знания
о мире принимают форму произведений
искусства. На ступени образного
представления – форму религиозной
картины мира. На ступени мышления
– форму научной
картины мира.
§468. Завершает Гегель свою теорию познания следующим положением. Постигнутые мышлением понятия предметов становятся его собственным достоянием. На этой ступени предметы уже только тем отличается от своих понятий, что они существуют реально, тогда, как их понятия присутствуют в мышлении человека в идеальной форме. Поскольку понятия предметов принадлежат теперь мышлению, оно может позволить себе теоретически преобразовать их.
Что значит теоретически или мысленно преобразовать понятие предмета? Это значит внести изменения в соотношение его частей и элементов. В ходе таких изменений в той или иной степени преобразуется всё понятие целиком. Например, имея понятие какого-либо конкретного дома, мы можем мысленно перестроить его: увеличить число этажей, перенести вход, сократить число окон и т.д. Преобразованное мышлением понятие становится планом, или проектом по переделке самого реального предмета.
Информация о работе Классическая теория познания Вильгельма Гегеля