Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:22, реферат
Философия Гегеля на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию .
УДК 1(091)
ББК 87.3
Труфанов
С.Н.
КЛАССИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА
ГЕГЕЛЯ
Обычно походя, в полразворота сбивают, как им кажется, с ног великого философа. Но проходят лишь сквозь тень его, не зацепив ничего существенного.
Виталий
Ковалёв.
Философия Гегеля на протяжении последних столетий играет заметную роль в духовном развитии человечества. Однако многие её разделы до сих пор продолжают оставаться недостаточно изученными и малопонятными. К таковым, в частности, относится его теория познания (гносеология), о сути которой мы знаем немного, хотя в его "Энциклопедии философских наук" имеется специальный раздел, где он с достаточной полнотой излагает эту теорию1.
Главным препятствием на пути проникновения в смысл произведений Гегеля является трудный язык, которым они написаны. Объясняется такой язык тремя причинами. Во-первых, новаторским содержанием его произведений, которое, как и всё новое вообще, не сразу находит свою оптимальную форму. Во-вторых, в годы его жизни учёным приходилось писать свои труды обычным пером при свечах, поэтому многократно переделывать их в целях нахождения более удобных для читателя формулировок было делом весьма обременительным и затратным по времени. В-третьих, в ту эпоху ещё не обо всех вещах можно было говорить и писать открытым текстом. Если бы смысл целого ряда учений Гегеля стал доступен его современникам, то сам он подвергся бы жесточайшим преследованиям как со стороны церкви, так и со стороны государства. Поэтому он и другие философы того времени вынуждены были излагать свои мысли с большой осторожностью, применяя во многих случаях нарочито сложный, малопонятный язык, который позволял улавливать их суть лишь частично и по отдельным фрагментам. Достаточно вспомнить Людвига Фейербаха, который в 1830 г. опубликовал сочинение "Мысли о смерти и бессмертии", где позволил себе излишнюю ясность суждений. Расплатился он за это тем, что был пожизненно лишён права преподавания, а книга была уничтожена.
Названные причины – новизна задач, объёмность содержания и осторожность формулировок – обусловили тяжёлый язык произведений Гегеля и, как следствие, их плохое понимание. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что его философия со временем обросла массой домыслов и ярлыков вроде таких, как "у Гегеля диалектика стоит на голове", у него "миром правит абсолютная идея", он повествует "от имени мирового разума" и т.д. В условиях отсутствия добротных комментариев к его произведениям эти домыслы получили широкое распространение и постепенно превратились в расхожие догмы. В результате сегодня даже в профессиональных философских кругах наследие Гегеля трактуется преимущественно с позиций таких догм. Вот, например, какой отзыв получил автор данной статьи от одного из рецензируемых журналов: "Господин Труфанов изложил вульгарно-материалистическую гносеологию, которую, вероятно, заимствовал из учебников. Предмет познания по Гегелю не объективная реальность, а мир идей, и этим все сказано. Больше не совершайте таких "великих" открытий, а то Вас сочтут за невежду".
Подобные
рецензии только подчёркивают необходимость
переложения всех произведений Гегеля
на понятный для широкого круга читателей
язык. Без этого философское сообщество
так и будет продолжать жить в мире кривых
зеркал, воспринимая его систему в искажённом
до неузнаваемости виде. В настоящей статье
автор предлагает свой вариант доступного
изложения теории познания Гегеля. Для
убедительности мы раскроем её содержание
в последовательном порядке всех её параграфов.
Роль
интеллекта в познании
мира
В
своём учении о человеке (о субъективном
духе – §§387-482) Гегель последовательно
рассматривает все особенные формообразования
индивидуального духа: душу, сознание,
самосознание, разум, интеллект
и волю. Он раскрывает строение каждой
из этих форм и показывает их роль в системе
деятельности духа человека. Функцию познания
окружающего мира он отводит интеллекту.
§ 445. Задача интеллекта, по определению Гегеля, состоит в том, чтобы:
а) производить знания об окружающем мире,
б) хранить (помнить) их,
в) преобразовывать их в различные планы и проекты по переустройству мира.
Интеллект и деятельность познания, по его мысли, представляют собой одно и то же. Все интеллектуальные способности человека – созерцание, представление, воображение, память, мышление – не имеют никакого самостоятельного значения вне деятельности познания и выступают лишь в качестве её рабочих моментов.
Сам процесс познания, согласно Гегелю, включает в себя три последовательных этапа деятельности интеллекта:
- созерцание,
- представление,
-
мышление.
Созерцание
§446.
Начальный пункт процесса познания –
акт ощущения предмета. В этом
акте мы имеем непосредственное единство
субъекта и объекта, человека и воспринимаемого
им предмета. По полноте и свежести ощущений
данная ступень является самой богатой,
но по степени их мыслительного оформления
она является самой бедной. "В ощущении
содержится весь разум – вся совокупность
материала духа. Все наши представления,
мысли и понятия … развиваются в нашем
ощущающем интеллекте"2.
§447.
Воспринимаемые нами ощущения различны.
Во-первых, потому, что они приходят к нам
от различных предметов. Во-вторых, потому,
что они поступают в нас через различные
органы чувств: осязания, обоняния, слуха,
зрения и вкуса. В силу этого каждое ощущение
представляет собой некое особенное
возбуждение, отличающееся от других
своим качеством и интенсивностью.
§448. Отсюда вторая ступень созерцания – проявление внимания. Поскольку ощущения различны, интеллекту приходится проявлять к ним своё внимание. Если бы все ощущения были одинаковы, то такая форма деятельности не потребовалась бы. Но коль скоро ощущения различны, человек вынужден воспринимать каждое из них в его особенности и, следовательно, проявлять к ним своё внимание.
Те ощущения, на которые человек обращает своё внимание, становятся его внутренними чувствами. Чувства отличаются от ощущений тем, что они появляются благодаря внутреннему отношению нашего интеллекта к воспринимаемым нами ощущениям (в форме проявления внимания), тогда как собственно ощущения возникают у человека через его внешнее отношение к предмету.
Здесь,
уважаемый читатель, уместно было
бы вспомнить те эпизоды из своего
детства, когда каждый из нас впервые начал
обращать внимание на свои ощущения и
тем самым стал обнаруживать их в себе
в качестве чувств. Это самые первые ощущения
запахов цветов, звуков полёта шмеля, разноцветья
красок природы и т.д. Конечно, все это
мы воспринимали и ранее, но способность
находить данный материал в себе в качестве
своих собственных чувств появляется
у ребёнка лишь к 4-5 годам.
§449.
Третья ступень – формирование созерцания
как такового. Акт проявления внимания
не только полагает ощущения в качестве
различных внутренних чувств, но и обнаруживает
их связанность друг с другом. Единство
этих двух моментов проявления внимания
– а) различения ощущений и б) связывания
их воедино даёт интеллекту созерцание
в собственном смысле этого слова. Иначе
говоря, созерцаемый образ возникает из
ощущений только тех предметов, на которые
мы обращаем своё внимание.
§450.
Превратив ощущения в чувства и соединив
их в целостный образ, интеллект перестаёт
нуждаться в самом воспринимаемом предмете.
Он перестаёт обращать на него внимание
и тем самым подвергает его отрицанию.
Через акт такого отрицания образ созерцаемого
предмета отделяется от самого предмета
и превращается в представление. "Дух
полагает созерцание как своё, проникает
его собой, делает его чем-то внутренним…
Через такое вхождение в себя интеллект
поднимается на ступень представления"3.
Представление
§451.
Представление – это внутренне усвоенное
созерцание. В акте созерцания нам необходимо
очное присутствие предмета, тогда как
представление уже не требует этого. В
словах: "Я это видел" очень удачно
выражена суть перехода от созерцания
к представлению. То, что я видел ранее,
продолжает сохраняться во мне в форме
идеального образа, хотя сам предмет я
уже не созерцаю. Следовательно, я не только
созерцал данный предмет в прошлом, но
и в настоящее время продолжаю удерживать
его образ в своём представлении.
§452.
Первая ступень представления – акт
припоминания. Попавший в сферу представления
образ предмета оказывается оторванным
от всех тех внешних связей, в которых
существует сам реальный предмет. В силу
этого данный образ принимает одиночный
и случайный характер. Он подобен песчинке,
случайно залетевшей в замкнутое пространство
человеческой головы.
§453.
Чем более свеж эпизод созерцания предмета,
тем более чётким и ярким является его
образ. Но постепенно он тускнеет и стирается.
Той толики внимания, которая была уделена
непосредственному созерцанию предмета,
хватает лишь на то, чтобы перенести его
образ в своё представление. Но попав в
него и не получив от него никаких пометок,
образ со временем забывается. Бесконечная
череда образов предметов, на которые
мы случайно обращаем своё внимание, сохраняется
в запасниках нашего интеллекта в бессознательной
форме, и мы не знаем, какое множество их
дремлет внутри нас. Они время от времени
всплывают в нашем представлении, но их
невозможно сознательно вызвать.
§454. Чтобы мы могли вспомнить такой бессознательно сохранённый образ, требуется повторное созерцание самого предмета. Припоминание означает совпадение образа повторно созерцаемого предмета с уже имеющимся в нашем представлении. В акте припоминания "…мы имеем содержание, которое не только созерцается, но и в то же время припоминается мною, т.е. принадлежит мне. В таком определении содержание (созерцания – С.Т.) есть то, что мы называем образом"4. Благодаря повторному созерцанию образ предмета фиксируется в нашем представлении и становится образом в собственном смысле этого слова.
Первый
эпизод созерцания закрепляется за счёт
второго, второй – за счёт первого.
Когда с первого раза нам в
глаза, как принято выражаться,
бросается какая-то вещь, у нас возникает
желание взглянуть на неё ещё раз, чтобы
за счёт повторного созерцания закрепить
её образ в своём представлении. Как поётся
в одной незатейливой песенке: "Я оглянулся
посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб
посмотреть, не оглянулся ли я". Чем
более часто и в разных обстоятельствах
мы созерцаем предмет, тем более устойчиво
его образ сохраняется в нашем представлении.
§455. Вторая ступень представления – воображение. Оказавшиеся в сфере представления человека образы предметов освобождаются от всех своих реальных связей. Благодаря этому наш интеллект получает возможность проявлять своё воображение, т.е. проявлять способность создавать из имеющихся у него образов нечто отличное от них. Сама способность к воображению основана на схожести (тождестве) и различии предметов. Когда их образы чем-то отличаются друг от друга, возникает материал для воображения. Вот как, например, работало воображение у одной из героинь Н.В. Гоголя, озадаченной выбором жениха: "Если бы губы Никанора Ивановича приставить к носу Ивана Кузьмича да прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича...".
Способность воображения включает в себя:
а) воспроизводящую силу, вызывающую образы предметов на поверхность нашего сознания;
б) ассоциирующую силу, соотносящую образы между собой и создающую общие представления предметов;
в) творческую силу, производящую символы и знаки, с помощью которых идеальные образы выносятся из нашей головы во внешний мир.
Воспроизводящая сила воображения – это способность интеллекта находить хранящиеся в нём образы предметов без их непосредственного созерцания. Этим воспроизводящая сила воображения отличается от простого припоминания, которое ещё требует повторного созерцания предмета.
Деятельность
интеллекта по воспроизведению хранящихся
в представлении образов
§456. Ассоциирующая сила воображения. "Сила воображения не только вызывает имеющиеся образы, но и относит их друг к другу… На этой ступени она выступает как деятельность ассоциирования образов"5. Английские сенсуалисты (Дж. Локк, Дж. Беркли) придавали большое значение так называемым законам ассоциации идей. Но таковых законов, по мнению Гегеля, не существует. Своеобразие ассоциаций зависит главным образом от состояния того человека, которому они принадлежат. Они возникают по принципу: "у кого чего болит, тот о том и говорит". Обычный разговор о том, о сём развивается как раз в русле спонтанно возникающих ассоциаций. Начинают говорить о погоде, затем переходят на одежду, от одежды – к ценам, от цен – к политике и т.д.
Информация о работе Классическая теория познания Вильгельма Гегеля