Киническая философия

Автор: v*****************@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

Киники (от др. греч. «собака» и/или от названия холма в Афинах Киносарг – «зоркий пес», где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками) – одна из наиболее значительных сократических философских школ. Кинизм – плод собственно греческих противоречий и неурядиц конца V и начала IV в. до н. э. – просуществовал почти тысячу лет, до самого конца античности. Такая живучесть кинизма объясняется тем, что социальная база его не суживалась, а постоянно росла по мере разорения среднего и мелкого собственника – основы полисной устойчивости.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
КИНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 4
Происхождение 4
Концепция 4
Теория 5
Этика 5
Практика 6
Киническая литература 7
Влияние 7
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИНИЗМА И ИХ ИЗРЕЧЕНИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Кратет  Фиванский (IV–III вв. до н. э.) – наиболее известный ученик Диогена Синопского.

     По  сравнению с Диогеном кинический аскетизм Кратета более умеренный. Кратет не отвергал собственность и семью. Обладал имуществом и имел жену. Кратет не проводил язвительного презрения к человеку.

     Из  произведений Кратета сохранилось  несколько отрывков. В одном из них приводится ироничное описание идеального города-острова Сума. Из несохранившихся произведений известна книга Кратета под заглавием «Письма», полная «отличной философии, а по слогу порою близкая и самому Платону».

     Изречения:

     Кто окружен льстецами, тот одинок, как  теленок среди  волков; ни там, ни здесь  ни в ком вокруг содействия и во всех вражда.

     Невозможно найти человека безупречного: как в гранатовом яблоке, хоть одно зернышко в нем да будет червивое.

     Родина  моя – Бесчестие и Бедность, неподвластные никакой Удаче, и земляк мой – Диоген, неподвластный никакой Зависти.

     Гиппархия (IV век до н. э.) – ученица и жена Кратета Фиванского, сестра Метрокла. Происходила из знатной семьи, получила хорошее образование. Увлекшись Кратетом и его философией, пригрозила родителям самоубийством, если те не выдадут ее за Кратета. Родители позвали самого Кратета, чтобы он отговорил ее; однако она оставила дом и вышла за него замуж.

     Случай из жизни:

     Однажды на пиру Гиппархия сокрушила Феодора Безбожника: «если в чем-то нет дурного, когда это делает Феодор, то в этом нет дурного и когда это делает Гиппархия; когда Феодор колотит Феодора, в этом нет дурного, стало быть, когда Гиппархия колотит Феодора, в этом тоже нет дурного». Феодор не нашел на это никаких возражений и, когда Гиппархия его треснула, только разодрал на ней плащ.

     Метрокл из Маронеи (ΙV–III вв. до н. э.). Брат Гиппархии. Считается, что он создал новый литературный жанр – хрия, короткий морализирующий анекдот об исторической личности. Известны его хрии о Диогене Синопском, идеализирующие этого философа. Произведения Метрокла не сохранились.

     Изречения:

     Все вещи покупаются; или ценою денег (например, дом), или ценою времени и забот (например, воспитание).

     Богатство пагубно, если им не пользоваться достойным  образом.

     Менипп  Гадарский (2-я пол. III в. до н. э.) – известный сатирик.

     В своих произведениях Менипп широко использовал фантастические реалии, посредством которых высмеивал своих противников и их философские школы. Сатира Мениппа часто шуточна по форме, но серьезна по содержанию.

     Произведения  Мениппа не сохранились и известны только по античным свидетельствам, пересказам и подражаниям. Диоген Лаэртский перечисляет тринадцать принадлежащих ему произведений.

     Бион  Борисфенит (325–250 до н. э.) – писатель.

     Бион  вел бродячий образ жизни, проповедуя среди низов кинические истины, критикуя условности и предрассудки. Умел производить впечатление на зрителей и «поднять на смех что угодно, не жалея грубых слов». В философии Бион не отличался оригинальностью, но как писатель противопоставлял себя всяким литературным нормам. Излюбленным жанром Биона была пародия.

     В своем сочинении «Диатрибы» он высмеивал человеческую глупость, восхвалял бедность и философию; нападал на музыкантов, геометров, астрологов; отрицал богов. По существу, им были определены отличительные черты кинической литературы: морализация, персональная сатира, пародия, словотворчество и игра слов, нарушение литературных канонов.

     Из  многочисленных произведений Биона  Борисфенита ничего, кроме отдельных фрагментов, не сохранилось.

     Изречения:

     Тревожнее всех живется тому, кто больше всего  жаждет благоденствия.

     Великое несчастье – неумение переносить несчастье.

     Самомнение  – помеха успеху.

     Бесполезно  в горе рвать волосы – лысиной печаль не излечишь.

заключение

     В качестве заключения хотелось бы привести еще один пример из жизни Диогена, точнее его смерти. Диоген умер в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

     Пусть состарится медь под властью времени – все же

     Переживет века слава твоя, Диоген:

     Ты  нас учил, как жить, довольствуясь  тем, что имеешь,

     Ты  указал нам путь, легче которого нет.

литература

     Антология кинизма: Философия неприятия и  протеста [Текст]. Примеч. и коммент. И. Нахова. – M.: TEPPA, 1996. – 432 с. – (Сокровища мировой литературы).

     История философии: классические труды [Электронный ресурс]. – М.: «Директмедиа Паблишинг», 2005.

Интернет-ресурсы

     http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Киническая философия