Автор: v*****************@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 15:32, реферат
Киники (от др. греч. «собака» и/или от названия холма в Афинах Киносарг – «зоркий пес», где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками) – одна из наиболее значительных сократических философских школ. Кинизм – плод собственно греческих противоречий и неурядиц конца V и начала IV в. до н. э. – просуществовал почти тысячу лет, до самого конца античности. Такая живучесть кинизма объясняется тем, что социальная база его не суживалась, а постоянно росла по мере разорения среднего и мелкого собственника – основы полисной устойчивости.
ВВЕДЕНИЕ 3
КИНИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 4
Происхождение 4
Концепция 4
Теория 5
Этика 5
Практика 6
Киническая литература 7
Влияние 7
ПРЕДСТАВИТЕЛИ КИНИЗМА И ИХ ИЗРЕЧЕНИЯ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
ЛИТЕРАТУРА 13
Все слышали о Диогене. А кто он такой? Многие ответят коротко: чудак, живший в бочке.
На самом деле он один из известнейших философов Древней Греции. Диоген принадлежал к киникам, одному из философских течений античности. Попробуем больше узнать о них.
Киники (от др. греч. «собака» и/или от названия холма в Афинах Киносарг – «зоркий пес», где находился гимнасий, в котором Антисфен вел беседы с учениками) – одна из наиболее значительных сократических философских школ. Кинизм – плод собственно греческих противоречий и неурядиц конца V и начала IV в. до н. э. – просуществовал почти тысячу лет, до самого конца античности. Такая живучесть кинизма объясняется тем, что социальная база его не суживалась, а постоянно росла по мере разорения среднего и мелкого собственника – основы полисной устойчивости.
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным, а что для достижения блага жить следует «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.
В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим, пользуясь методом «негативной филиации идей». Отдельные элементы, характерные для киников, встречались у Сократа, в философии софистов, у Еврипида. Но специфически эти идеи были оформлены как система именно школой кинизма:
способность к самоотречению и перенесению трудностей, предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа;
способность к освобождению от догм религии и культуры. Киники считают, что культура делает знание мертвым, а необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются добродетелью;
способность к независимому существованию и самоограничению, отказ от семьи и государства.
Основатель школы Антисфен выступал против традиционного со времен элейской школы разделения мира на умопостигаемое («по истине») и чувственное («по мнению») бытие.
Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть. Поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий, ни определение понятий, ни даже противоречие – так как о вещи может быть высказано только суждение тождества.
Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. Признается только практический разум, интегрированный с житейской мудростью; «правильная» наука считается одним из вреднейших явлений. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих; а целью добродетельной жизни может быть не богатство, но здоровье (спокойствие, умиротворение и т. п.).
Основной задачей философии, утверждал Антисфен, является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.
Концепция кинической добродетели сводится к четырем положениям:
Натурализм, исходящий из приоритета природы; не из природы-максимума, а из природы-минимума, полагающий низший уровень потребностей и только экономно-необходимую норму потребления.
Субъективизм, основанный на «свободе воли»; на силе духа, характера, самоограничению, самоотречению, перенесению трудностей, освобождению от пут религии, государства, семьи и т. п.
Индивидуализм,
ориентирующий поведение
Эвдемонизм, предполагающий спасение и счастье в умеренности, отстраненности, которые естественны для разумного человека, понимающего истинную цену вещей.
Таким
образом этический идеал
крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
насмешка над всеми условностями;
демонстративная естественность и безусловность личной свободы.
Будучи философией «практической этики», кинизм предполагает, что главным инструментом манифестации этического идеала будет повседневная жизнь его представителей.
Антисфен первым сделал внешними признаками кинической школы такие атрибуты как сложенный вдвое плащ, который киники носили в любую погоду, посох и сума для подаяний.
Особую известность приобрел ученик Антисфена Диоген Синопский, прославившийся невозмутимой последовательностью, с которой осуществлял развиваемый им этический идеал. В своих беседах и повседневной жизни Диоген вел себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию; но не столько с целью оскорбления или унижения ее, сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.
Так как кинизм по существу представлял собой благодатную почву для маргинального поведения, не связанного с философской программой, в среде киников оказалось немало субъектов, расположенных к решению личных проблем посредством антиобщественного поведения. Отсюда неудивительна традиция критики и осмеяния киников, которая сложилась уже во времена основания школы, при Антисфене и Диогене (позднейший термин «цинизм» произошел от названия школы «кинизм».) Тем не менее, справедливо замечание многих исследователей, считающих, что нарочитую эпатажность и маргинальность считать основной характеристикой всей школы не следует.
В своей литературной практике, на первых порах воспринимая и пародируя старые виды и жанры, киники выступили затем с отрицанием установившихся канонов, соединяли различные стили, не боясь разрушить «единство» стиля собственного. В литературный язык вводили просторечия и вульгаризмы утверждали принцип «серьезно-смешного», преподнося читателю под видом развлечения и отвлечения «горькую правду жизни».
Все кинические жанры (диатриба, мениппова сатира, апофтегма, хрия, письма и др.) полны «примеров». Воспитательную силу живого примера кинизм ставит выше самых красноречивых слов. Систему своих взглядов они выводили из конкретных поступков и линии поведения исторических героев и «антигероев» (Геракл, Сократ, Диоген, Крез, Александр, Ксеркс и др.).
Киническое учение послужило непосредственным источником стоицизма, в котором был смягчен кинический ригоризм в отношении социальных норм и установлений.
Образ жизни киников оказал влияние на оформление христианского аскетизма.
В историю европейской культуры при всей парадоксальности и скандальности своей практики и философии, киники вошли как выдающийся пример человеческой свободы и моральной независимости. Они воплотили в себе образ величия духа, пренебрегающего соблазнами чувственной жизни, социальными условностями, тщеславными иллюзиями власти и богатства.
Антисфен (444/435 до н. э.–370/360 до н. э.) – древнегреческий философ, основатель и главный теоретик кинизма.
Антисфен – последователь Сократа. Перед тем как примкнуть к Сократу, Антисфен учился у софиста Горгия. Софистика оказала существенное влияние на философию раннего Антисфена. В зрелом возрасте Антисфен становится последователем Сократа.
После смерти Сократа Антисфен открыл в Афинах собственную школу, на Киносарге, в гимнасии для неполноправных граждан.
Известны названия около 70 сочинений Антисфена, из которых сохранились несколько отрывков и два ранних софистических текста полностью: «Аякс» и «Одиссей». Стиль сохранившихся текстов небрежен, речь обыденна, местами вульгарна.
Изречения:
Лучше попасться стервятникам, чем льстецам; те пожирают мертвых, эти – живых.
В дорогу надо запасаться [только] тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.
Все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.
Не пренебрегай врагами: они первые замечают твои погрешности.
Что блаженнее всего для человека? Умереть счастливым.
Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.
Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Диоген Синопский (ок. 412 до н. э.–323 до н. э.) – ученик Антисфена.
Из-за
большого числа противоречащих друг
другу описаний, фигура Диогена сегодня
предстает слишком
Основной источник сведений о Диогене – трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртского. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртский сообщает о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и трагедии.
По другим источникам у Диогена существовала вполне сформированная система взглядов. Он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».
Случаи из жизни:
Будучи уже стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошел меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
Изречения:
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чем философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Смерть – не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Моним Сиракузский (IV в. до н. э.) – ученик Диогена Синопского. Известен учением о презрении к мнению в противоположность истине. Четыре известных сочинения Монима не сохранились.