Категория материи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, реферат

Описание работы

Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. И тому есть простое объяснение. Ведь что ни говори, но для философии самый интересный предмет исследования — это человек, строй и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» необходимо подразумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………………………………… 2

1. Историческая характеристика понятия материи и субстанции..………………………... 3

2. Ограниченность философского определения материи ……………………………..... 7

3. Проблема единства мира. Её решение в истории философии

(Плюрализм, Дуализм, Монизм) ………………………………………………………….10

4. Современная научная картина мира …………….... ……………………………………. 19

Заключение. ………………………………………………………………………………….. 21

Список литературы. …………………………………………………………………………. 22

Работа содержит 1 файл

Категория материи.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

В предшествующих философии учениях встречаются  представления о различных субстанциях: земле, воде, воздухе, огне. У древних философов в качестве субстанции выступало, как правило, какое-то вещество (вода, воздух, земля, металл, дерево, огонь), а многообразие вещей — это различные состояния этого вещества. Если субстанций было несколько, то они считались неизменными и друг в друга не превращались. Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций из субстанций.

     В Средневековье появилось представление о существовании двух противоположных субстанций — телесной и духовной. Иначе нельзя было объяснить существование бессмертной души при смертном теле. Сразу возникла проблема взаимосвязи этих двух субстанций. Мы уже видели, как решалась эта проблема в истории философии. Декарт вынужден был признать независимое существование обеих субстанций — протяженной (из которой все вещи) и мыслящей (из которой все явления сознания).

     Такой подход получил название дуализм. Но при таком подходе возникла проблема объяснения синхронности действия двух субстанций. Появилось объяснение с помощью «теории двух часов». При создании мира Бог  «завел» одновременно обе субстанции, и теперь они действуют синхронно. Затем Спиноза избавился от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями, а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции — телесной природы (материи). Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом. Следовательно, Декарт — дуалист, а Спиноза — монист.

     Немецкий  философ Лейбниц утверждая, что  субстанция не может быть протяженной приходит к идее бесконечно малых монад, из которых состоят все вещи.

Синхронность  их действий Лейбниц объяснил предустановленной  гармонией. Таким образом, монизм может быть двух видов — материалистическим, если субстанция материальная (телесная), и идеалистическим, если субстанцией является мышление. Идеалистический монизм, в свою очередь, может быть тоже двух видов. Если в основе мира находится мышление (сознание, ощущение) самого человека — это субъективный идеализм (Беркли, Фихте), а если субстанцией является мышление надчеловеческое (Бога, мирового разума и т.п.), то это объективный идеализм (Платон, Гегель). Монизм должен объяснить все существующее с помощью одной субстанции. Если идеализму необходимо объяснить существование телесных (материальных) вещей, то материализму существование мышления. Как же решаются эти проблемы? Для субъективного идеализма материальные вещи есть мышление о них, комплекс ощущений человека, то есть материи как таковой не существует. Последовательное проведение этой идеи приводит к выводу, что в мире нет ничего, кроме собственного сознания. Такой подход в философии получил

название солипсизм. Но сами философы не хотят считать  себя солипсистами. И Беркли, и Фихте, чья философия вела к солипсизму, утверждали, что другие люди тоже существуют.

Для объективного идеализма материя — это вид  небытия, из которого мышление создает вещи, то есть тоже материи как таковой для человека не существует. Вещи в этом случае есть инобытие идеи. Так утверждали Платон и Гегель. Идеализм не отрицает существование вещей, которые мы воспринимаем, только объясняет не так, как материалисты.

     Основой, субстанцией вещей в идеализме является сознание. Материализм, заявляя, что кроме материи в мире ничего нет,  объясняет мышление как свойство материи. То есть самостоятельно, само по себе мышление не существует. Отсюда, не может быть ни бессмертной, ни материальной души. Никаких биополей для объяснения сознания материалистам не требуется. Субстанцией наших ощущений, и представлений является материя. Если идеализм считает, что наше представление цветка состоит из особой идеальной субстанции, то материализм объясняет это представление особым состоянием материи. В данном случае образ цветка — это особое состояние

высокоорганизованной  материи — мозга. Из представлений о субстанции сложился субстанциональный подход при объяснении явлений мира. Этот подход все свойства вещей, их изменения объясняет изменениями состояния одной и той же субстанции.

     Итак, необходимость объяснения многообразия вещей в мире, их возникновения  и

уничтожения породила представления об основе всего существующего  — субстанциях. Если признавалось существование только одной субстанции, то сразу возникала проблема объяснения многообразия бытия. Для идеализма такой проблемой является существование телесных вещей, а для материализма — существование мышления, сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Современная научная  картина мира 

     Мир является материальным. Он состоит  из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него.

     «Долгое время о единой научной картине  мира только мечтали; теперь этот идеал  – целостную картину, объединяющую представления о неживой природе, органическом мире и социальной жизни на единых общенаучных принципах – возможно осуществить. Основания многих научных дисциплин предстоит пересмотреть, переосмыслить. Это – составная часть большой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху. Общенаучная картина мира сегодня строится на основе универсального эволюционизма, объединяющего идеи системного и эволюционного подходов».

     Как указывают исследователи, «четко и  однозначно фиксируемых радикальных  смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

     1. Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры) в результате этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля. Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики

     2. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

     1. Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.

     2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

     3. Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

     4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

     5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

     3. Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы». 
 

     Фундаментальные основы новой картины мира:

     1. Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета. Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности, отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект, и объект, способа наблюдения и т.д.)

     2. квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью. Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

     Как видно из этих этапов, научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - проникновение в сущность явлений природы - бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, подводя итог сказанному, необходимо особо подчеркнуть, что материя представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и отражаемую им, что она находится в постоянном изменении, движении, переходит из одних относительно устойчивых материальных образований качественных состояний в другие, которые, будучи конечными, возникающими при

определенных  условиях и неизбежно исчезающими  вследствие происходящих в них изменений, являются звеньями единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса. В данном реферате дан обзор формирования понятия материя с древних времен до наших дней, приведены основные понятия в истории развития философской мысли на протяжении веков и раскрыто современное диалектико-материалистическое понятие материи. В реферате также кратко представлены основные свойства и строение материи. К сожалению, в полном объеме не освещены категории времени и пространства, это связано с ограничением количественного объема работы. Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и её свойств является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим. В свете  изложенного  достаточно очевидно,  что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой  для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро - и мегамира.

     Разумно такое определение: "...Материя  есть объективная реальность,  данная нам в ощущении";  "Материя  есть  философская категория  для  обозначения объективной  реальности,  которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,  фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия,  онтологической категории, во втором - о фиксирующем ее понятии, категории   гносеологической). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Аристотель. Метафизика.\\ Соч. в 4 т М., 1975, Т 1.

2. Артыков Т.А.  Эволюция физического принципа  относительности // Философские науки,    1989, N9.

3. Асмус В.Ф.  Античная философия.- М.,1976.

4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. - М.,1978.

5. Бэкон Ф.  Сочинения в 2-х т.-М.,1978.

6. Воронин П.П.  Разумность мироустройства глазами  физика.// Вопросы философии, 1990, N8.

7. Гольбах П.  Избранные произведения. В 2-х т., Т 1.

8. Декарт Р.  Избранные произведения.- М.,1950.

9. Кант И. Критика чистого разума. Соч., Т.3- М.,1964.

10. Курсанов Г.  Бесконечность и вечность Вселенной.- М.,1961.

11. Лейбниц Г.В.  Монадология. Соч. в 4 т.-М.,1982, Т.1.

12. Ленин В.И.  Фридрих Энгельс.Полн.собр.соч.,Т.2.

13. Ленин В.И.  Материализм и эмпириокритицизм. \\Полн. собр. соч., Т.18.

14. Ленин В.И.  Карл Маркс. Философский материализм. Диалектика.\\ Полн. собр. соч., Т.26.

15. Ленин В.И.  Философские тетради.\\ Полн. собр. соч., Т.29.

16. Лосский Н.О.  История русской философии.- М.,1994.

17. Мостепаненко  А.М.Проблема универсальности основных  свойств пространства и времени. -Л-д.,1969.

18. Мостепаненко  М.В. Возникновение, развитие и  современное состояние квантово-полевой картины мира.//Философские науки, 1989, N11 .

19. Мохря Е.П.  О состоянии категорий "движение", «изменение"// Философские науки, 1989, N10.

20. Назаретян  П.П. Интеллект во Вселенной.  -М.,1991.

Информация о работе Категория материи