Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:27, реферат
Из всех многообразных форм бытия в центре внимания философов всегда находились две: материальная и идеальная. И тому есть простое объяснение. Ведь что ни говори, но для философии самый интересный предмет исследования — это человек, строй и смысл его жизни. А вопрос «что такое человек?» необходимо подразумевает выделение специфики человеческого существования, то есть таких качеств, которые отличают человека от всего остального мира.
Введение. ……………………………………………………………………………………… 2
1. Историческая характеристика понятия материи и субстанции..………………………... 3
2. Ограниченность философского определения материи ……………………………..... 7
3. Проблема единства мира. Её решение в истории философии
(Плюрализм, Дуализм, Монизм) ………………………………………………………….10
4. Современная научная картина мира …………….... ……………………………………. 19
Заключение. ………………………………………………………………………………….. 21
Список литературы. …………………………………………………………………………. 22
В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, который. Считая протяженность и мышление атрибутами единой телесной субстанцией, рассматривал ее как причину самой себя. Однако Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем. классической философии. Уже Кант понимает субстанцию как «то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные явления». Однако субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные.
Гегель
определяет субстанцию как целостность
несущественных, изменяющихся. Преходящих
сторон вещей, в которых она
«открывается как их абсолютная
отрицательность, т. е. как абсолютная
мощь и вместе с тем как
богатство всякого содержания»,
«существенную ступень в процессе
развития идеи» (человеческого
познания), «основу всякого дальнейшего
подлинного развития». С этим связано
понимание субстанции одновременно и
как субъекта, т. е. как активного
самопорождающего и саморазвивающегося
начала. Вместе с тем субстанция
рассматривается Гегелем идеалистически,
лишь в качестве момента развития
абсолютной идеи. Марксистская философия
критически перерабатывает эти идеи
с точки зрения материализма.
Субстанция понимается здесь
как материя и одновременно как «субъект»
всех своих изменений, т. е. активная
причина всех собственных формообразований,
а потому она не нуждается
в извне привходящей деятельности особого,
отличного от нее «субъекта» (бога,
духа, идеи, «я», сознания, экзистенции
и т. д.). В понятии субстанции материя
отражена не в аспекте ее противоположности
сознанию, а со стороны внутреннего
единства всех форм
ее движения, всех
различий и противоположностей,
включая и противоположность бытия
и сознания. Анти - субстанциалистская
позиция в философии отстаивается
неопозитивизмом, который объявляет субстанцию
мнимой и потому вредной для науки
категорией. Отказ от категории субстанции
утрата «субстанциальной» точки
зрения ведет теорию па путь разложения,
бессвязного эклектизма, формального
объединения несоединимых взглядов и
положений, представляет, по выражению
К. Маркса, «могилу науки».
2.
Ограниченность философского
определения материи
С
большими трудностями сталкивается
интерпретация материи при
С особой силой все слабости и противоречия представлений о материи как субстанции выявились на рубеже XIX-XX веков. Тесная связь учения о материи с научными представлениями своего времени оказалась роковой для него. Развитие
естествознания (электромагнитная теория, термодинамика, открытие поля, делимости атома, прерывности движения, непостоянства массы и т.п.) со всей
очевидностью показало, что претензии философии на роль универсального познания, имеющего в своей основе теорию субстанции, необоснованны. Те качества вещей, которые в XVII–XVIII веках рассматривались как субстанциональные (конфигурация, протяженность, весомость), на самом деле лежат на поверхности освоения мира и ничего или почти ничего не могут нам дать для объяснения более сложных материальных закономерностей. Сама возможность нахождения какого-то «привилегированного» свойства материи или особого материального образования, способного выполнить функции субстанции, была поставлена под сомнение. Вместе с понятием материи был поставлен под сомнение и философский субстанциализм вообще.
Понятие материи базировалось на натурфилософском представлении, в рамках которого философия решает те же задачи, что и специальное знание, но делает это с помощью более совершенных методов. Поиск неизменной первоосновы – это не философская проблема, как не является философской проблемой и прослеживание этапов и форм выведения из этой неизменной основы всего существующего, выяснение структурных характеристик мира. Именно разрушение привычных представлений о материи – этого последнего философского убежища категории субстанции – дало толчок к изменению понимания философией своих задач.
Этот краткий и схематичный анализ систем представлений – иллюстрация диалектического единства идеализма и материализма, которые не существуют друг без друга. Без философских обобщений, в реальной практике развития нашего общества, используя достижения и капитализма и социализма, мы фактически опираемся на единство этих противоположностей.
Идеологическая
ограниченность идеализма и материализма
взаимообусловлена
Противопоставление материи и сознания, как следствие дуалистического мышления, приводит к ограниченности, которая свойственна обеим сторонам идеологического противостояния.
Идеологизированность западной философии проявляется в том, что в настоящее время в философии господствуют взгляды, которые определяются не достижениями мышления, а идеологическими установками западного общества. Собственные достижения – материализм, диалектику Гегеля, марксизм, западная философия отвергает без изучения, без анализа, как идеологически неприемлемые, как «обоснование тоталитаризма и большевизма». Игнорирование достижений мышления обрекает на отставание, на застой в развитии. Очевидно, что такое идеологизирование философии не совместимо с научным подходом, который закономерно и отвергается западной философией.
Проявлением
демократии и свободы слова для
нас стал плюрализм мнений и точек
зрения. Но плюрализм западного общества
также связан с собственной
Отвергнув идеологизированность догматизма, многие наши философы, с готовностью усваивая «достижения» западной философии, остаются в рамках той же идеологической ограниченности дуализма мышления.
Идеологическая
ограниченность, как догматизма, так
и абсолютизированного
Причины
такого положения в дуализме мышления,
который поддерживается идеологической
установкой западной философии. Эта
идеологическая установка западного
общества, которая закрепила как
нечто незыблемое представление о кантовском
дуализме сферы «чистого разума» и опытного
знания, «умопостигаемого мира» и «чувственно
воспринимаемого», существующих раздельно
и независимо, опирается на противопоставление
сознания и материи, субъекта и объекта,
разума и действительности. На этом дуализме
строится противопоставление идеализма
и материализма, субъективности и объективности,
рационализма и иррационализма, науки
и культуры, философии науки и философии
жизни, нравственности и практической
деятельности и т.д. Этот застарелый дуализм
мышления – причина того, что западная
философия второе столетие топчется на
месте, распространяя как новое хорошо
забытое старое с приставками «нео» или
«пост».
3.
Проблема единства
мира. Её решение в истории
философии
Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии» сформулировал основной вопрос философии следующим образом: «Великий
и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию». Ф. Энгельс в своём определении уловил только один аспект основного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании истоков, предпосылок единства материи и духа: либо мир един в его материальности, либо основой единства мира оказывается идеальное начало, в какой-то момент «отпустившее» от себя природу. Однако Энгельс не обратил внимание на ценностный аспект основного вопроса философии, на выраженную в нём потребность в преодолении раздвоенности мира на материю и дух.
В философии XX века на первый план выходит именно этот, ценностный аспект основного вопроса, в котором выражена безусловная значимость (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) – источник человеческой свободы, творчества, общения. Взаимосвязь идеального и материального можно рассматривать как отношение генетическое, связь по происхождению. В этом случае мы можем говорить об онтологии, учении о бытии, о материи как проекции абсолютного, или же о сознании как всеобщем свойстве высокоорганизованной материи, или же о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь материи и духа можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных начал. Тогда мы имеем гносеологию – учение о познании, или же праксиологию, если речь идёт о практическом аспекте взаимодействия материального и идеального.