Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса.

Содержание

1.Эволюция форм познавательной деятельности человека…………………2
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание……………….……..5
3. Философское учение об истине……………………………………………15
4. Практика и ее роль в познании……………………………………………..18
5.Список используемой литературы………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Заблуждение- это  содержание сознания , не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Тут уместно напомнить слова И. В. Гете: «Кто ищет, вынужден блуждать»1.

Проблема познания является одной из важнейших в философии. Как возможно познание мира? Возможно ли оно? Что есть истина? – те вопросы, которые изначально были продиктованы любовью к знанию (мудрости) и до сих пор образуют существо философской проблематики. Эти вопросы философские потому, что заданы в общей форме (т.е. обращены к миру в целом) и являются только обобщенной формулировкой проблем, постоянно встающих перед человеком. Теорию познания (или гносеологию) в общем виде можно определить как раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности и границы, отношение знания к реальности, субъекта – к объекту познания, выявляются условия достоверности и истинности знания.

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. В последние десятилетия для обозначения теории познания часто используется принятое в англоязычных странах понятие "эпистемология". Этот термин происходит от греч. "эпистема" ("знание", "наука"). Но каких-то особо глубоких причин для терминологических изменений в отношении понятий "гносеология" и "эпистемология" не существует.  

Соответствия  знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в  каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

Истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как  через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности человечества показывает, что заблуждения неотступно сопровождают историю познания. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения.

Заблуждения имеют  гносеологические, психологические  и социальные основания. Но их следует  отличать ото лжи. Ложь - это искажение  действительности, имеющее целью  ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

Обыденное сознание мыслит истину как достигнутый результат  познания. Но система научных знаний - не склад исчерпывающей информации о бытии, а бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного к все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. Таким образом, истина - это единство процесса и результата.

Истина исторична. И в этом смысле она - “дитя эпохи  ”. Любой объект познания неисчерпаем, он постоянно изменяется, обладает множеством свойств и связан бесчисленными нитями взаимоотношений с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими уровнями жизни общества. Научные знания, в том числе и самые достоверные, точные, носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере.

Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть верное, но ограниченно знание о чем-либо.

Что касается абсолютных истин, то они остаются истинами совершенно независимо от того, кто и когда  это утверждает. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а лишь обогащается и подтверждается.

Процесс развития науки можно представить в  виде ряда последовательных приближений  к абсолютной истине, каждое из которых  точнее, чем предыдущие. Один из основных принципов диалектического подхода к познанию - конкретность истины. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

Что дает людям  гарантию истинности их знаний, служит основанием для того, чтобы отличить истину от заблуждения и ошибок? Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - “квадрат имеет четыре стороны”. Выдвигался и такой критерий истины: истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов.

В некоторых  философских системах существует и  такой критерий истины, как принцип  прагматизма. Истиной прагматизм признает то, что лучше всего "работает " на нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие?

4. Практика и ее  роль в познании    

 В качестве  критерия истины практика работает  не только непосредственно, но  и в опосредованной форме. Конечно,  нельзя забывать, что практика  не может полностью подтвердить  или опровергнуть какое бы  то ни было представление, знание. Практика - "хитрая особа": она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.      

Что же такое познание?      

1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.     

2. Познание - есть духовная сторона  практической деятельности человека.     

3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.      

4. Познание - это социальный заказ  в виде актуальных потребностей  общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса).     

Познание  возможно только при опоре на так  называемый интеллектуальный фонд, под  которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.      

Познавательный  процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.     

Огромную  роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений  с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).     

На  познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.       

Познание - это всегда творческий процесс, а  его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.     

О состоянии познания и практики:     

В философии под практикой принято  понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.     

Практика- это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или  иной объект с целью его преобразования для удовлетворения  исторически  сложившихся  потребностей2. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль:     

Роль  практики в процессе познания:

  1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
  2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
  3. Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
 

     Познание  развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход  от улавливания внешних свойств  к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.     

Первая  ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.      

Ощущение - отражение отдельных признаков  и свойств предметов (температура).     

Восприятие - целостный образ предмета или  явления.     

Представление - сохранение образов предметов в  памяти.      

Эмпирическое  познание всегда субъективно, что порождает  много суждений и оценок одного и  того же явления. Однако именно этот вид  познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.     

Вторая  ступень познания - рациональное или  теоретическое познание. Формы логического  познания - понятие, суждение, умозаключение.     

Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.     

Суждение - связь понятий, с помощью которой  отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.     

Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.     

Обе ситуации познания тесно связаны между собой.     

Процессу  познания присущи некоторые противоречия:     

1. Противоречие между субъектом  и объектом. Оно представляет  собой несоответствие между потребностями  человека в практическом преобразовании  мира и недостаточных знаниях  о нем.     

2. Иногда познанию присуще противоречие  между данными органов чувств  и мысленным отражением внешнего  мира.     

3. Противоречие между сложившейся  теорией и сложившимися новыми  научными фактами.  
  
  
  
 

Список  используемой литературы:

  1. Спиркин А. Г., Философия:- Учебник.- 2-е изд.- М:Гардарики,2004- 736с
  2. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
  3. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.

Страницы:← предыдущая123

Краткое описание

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека