Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса.

Содержание

1.Эволюция форм познавательной деятельности человека…………………2
2. Чувственное, рациональное, интуитивное познание……………….……..5
3. Философское учение об истине……………………………………………15
4. Практика и ее роль в познании……………………………………………..18
5.Список используемой литературы………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

Многие  из суждений выражают знания, приобретенные путем непосредственных наблюдений над действительностью («Эта роза красная»). Но значительная часть суждений, особенно в науке, выводится по определенным правилам из ранее полученных знаний с помощью различного рода умозаключений.      

Умозаключение — это логическое рассуждение, посредством  которого из одних суждений выводятся  другие суждения.     

Рассмотрим  логическую структуру умозаключений.     

Ниже  в левом столбце приведены  умозаключения «а» и «Ь», а  в правом изображены их логические структуры, соответственно обозначенные буквами «А» и «В». 

(a) Ртуть – жидкость

Ртуть - металл

(A) M – P

M - S

Некоторые металлы - жидкость Некоторые - S - P
(b) Железо электропроводно.

Медь электропроводна.

Золото электропроводно.

Ртуть электропроводна.

Железо, медь, золото, ртуть - металлы

(B) S1  - P

S2 – P

….

Sn – P

S1, S2, … Sn - S

Все металлы электропроводны. Все S - P
 

      

Суждения  над чертой называются посылками, а  суждение под чертой — выводом  или заключением.     

В случае (а) вывод вытекает из посылок  с логической необходимостью.      

Умозаключение, в котором вывод логически  необходимо следует из посылок, называется дедуктивным.     

Если  посылки истинны, логически правильное дедуктивное умозаключение всегда ведет к истинным выводам. Однако дедукция не позволяет получить заключение, которое было бы более общим, чем посылки.     

В случае (b) умозаключение является не дедуктивным: в нем вывод следует  из посылок не с необходимостью, а лишь с большей или меньший  вероятностью. Вывод здесь не обязательно  истинен, а лишь правдоподобен. Но зато он имеет более общий характер, чем посылки.      

Умозаключение, в котором из частных суждений выводится общее, называется индуктивным.     

Индукция  позволяет обобщать имеющиеся знания. Однако выводы, к которым она приводит, не являются достоверными.     

Кроме приведенных  выше форм умозаключений существует множество других видов дедуктивных  и индуктивных умозаключений, различных  по своей логической структуре.     

В мышлении дедукция и индукция взаимно  дополняют друг друга.       

Интуиция       

В процессе развития человеческих знаний большую роль играет взаимодействие чувственного и рационального  познания. Интуиция — одно из самых  ярких и удивительных проявлений подобного взаимодействия.     

Слово «интуиция» в русском языке приобрело  неоднозначный и очень широкий  смысл. Интуитивными часто называют какие-то неведомые мыслительные процессы, протекающие на уровне подсознания, и любые идеи, пути возникновения которых нам непонятны. Обычно указываются лишь некоторые, наиболее впечатляющие характерные черты интуиции:      

неожиданность интуитивного решения проблемы («ага-переживание»);      

неосознанность  хода интуитивного процесса и невозможность  объяснить, каким образом появился его готовый результат;      

непосредственная  очевидность этого результата и  чувство уверенности в его  истинности;     

необходимость обоснования и проверки интуитивных  догадок.     

Но  каковы механизмы интуиции, каким  образом рождаются результаты внезапных  интуитивных «озарений»? Этот вопрос особенно заслуживает внимания потому, что многие деятели науки и  искусства, изобретатели и бизнесмены, политики и полководцы ссылаются на интуицию как на источник своих наиболее удачных догадок, оригинальных решений, принципиально новых идей, изобретений и открытий.     

Указанные особенности интуиции можно объяснить, исходя из предположения, что основой ее является особого рода взаимодействие наглядных образов и абстрактных понятий. Такое представление об интуиции позволяет понять, как в уме человека рождаются принципиально новые наглядные образы и абстрактные понятия, хотя интуитивное мышление в этом смысле, видимо, не охватывает всего того, что именуют словом «интуиция».     

Вообще  говоря, возможны четыре различных  способа формирования образов и  понятий.     

Переход от одних наглядных образов к  другим наглядным образам (О→О) —  чувственная ассоциация.      

Переход от одних  понятий к другим понятиям (П→П) — логическое рассуждение.     

Переход от наглядных образов к понятиям (О→П).     

Переход от понятий к наглядным образам (П→О).     

Первые  два способа сами по себе не могут  привести к созданию принципиально  новых образов и понятий, потому что новое знание получается в них путем комбинирования элементов, уже содержащихся в старом знании. Принципиально новые понятия потому и являются принципиально новыми, что они не могут быть логически выведены из имеющихся в распоряжении субъекта понятий. А принципиальная новизна образов в том и состоит, что они не могут появиться в результате ассоциации имевшихся у субъекта чувственных образов.     

Однако  третий и четвертый способы позволяют  конструировать такие понятия, содержание которых включает в себя чувственные данные, ранее не подвергавшиеся логической обработке, и такие образы, в которых уже известные наглядные элементы по-новому логически упорядочиваются и приобретают новые смыслы. Это и открывает путь к оригинальным, принципиально новым решениям и идеям.     

 В основе  интуиции лежат связи между наглядными образами и понятиями, которые формируются у людей, начиная с детства, в течение всей жизни. Эти связи часто остаются неосознанными, но от них в большой мере зависят пути движения мысли человека при решении тех или иных задач.     

Ребенок, овладевая каким-либо словом, вначале связывает его с чувственным обрезом конкретного предмета. Например, слово «ляля» обозначает для него ту куклу, с которой он играет, и только ее. Позже данное слово переносится на другие предметы, сходные с первым, и становится общим именем целого класса предметов: всякая кукла — «ляля». У слова появляется значение, характеризующее существенные признаки предметов этого класса, т. е. возникает понятие. Однако это понятие остается сопряженным с наглядными образами, которые сопутствовали его формированию. Понятие о кукле и у взрослого сопровождается всплывающими со дна памяти детскими образами. Даже самое абстрактное научное понятие в процессе усвоения его человеком окружается каким-то «ореолом» сопутствующих наглядных образов. Причем этот «ореол» у каждой личности отличается своеобразием.     

Например, понятие «электростатическое поле»  может сочетаться и с представлением о некоей упорядоченной среде, структура  которой определяется распределением электрических зарядов; и с представлением о каких-то «натяжениях» и «напряжениях», пронизывающих окружающее заряды пространство; и с представлением о силовых линиях, расходящихся от зарядов; и с представлением о поверхностях равного потенциала, расположенных на различных расстояниях от зарядов, и т. п.     

Удачная комбинация образов, сопровождающих понятие, способна содействовать эффективному его использованию. Переходя от понятия  к образу, содержащемуся в его  «ореоле», человек может затем  ассоциировать этот образ с каким-то другим (и, возможно, взятым из очень далекой области). И если последний входит в «ореол» другого понятия, то оно «неожиданно» втягивается в процесс мышления, что может привести к появлению совершенно новой идеи, которую нельзя было бы найти посредством одних только логических рассуждений.     

Поскольку логико-понятийным мышлением и чувственностью «ведают» разные полушария головного  мозга человека, интуиция, по-видимому, связана со скачкообразной переброской  информации из правого полушария  в левое и обратно. Скачкообразные переходы от образов к понятиям и обратно совершаются «автоматически», на уровне подсознательного мышления. Подобные «скачки» мысли отличаются как от чувственных ассоциаций, так и от логических рассуждений. Если ассоциации происходят в плоскости наглядных образов, а логические рассуждения — в плоскости абстрактных понятий, то интуиция представляет собой «прыжок» с одной плоскости на другую. В таком «прыжке» наша мысль как бы выходит в «третье измерение» и благодаря этому оказывается способной преодолеть барьеры, преграждающие ей дорогу к новому знанию при движении в одной и той же плоскости. Поэтому указанный «обходной маневр» позволяет с помощью интуиции получить результаты, которые нельзя достичь другими путями.      

Таким образом, становятся понятными отмеченные выше особенности интуиции — внезапность, неожиданность и неосознаваемость происхождения интуитивной догадки. Скачкообразность ее объясняет, отчего возникает чувство уверенности в ее истинности и понимание того, что все же она нуждается в проверке.      

Переход от образов  к понятиям (О→П) называется концептуальной, а от понятия к образам (П→О) — эйдетической (от греч. «эйдос» — образ) интуицией.     

Пример  концептуальной интуиции: к выводу, что планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, Кеплер пришел следующим путем. Исходным материалом для него служили данные астрономических наблюдений за движением Марса (обозначим их Ои — «исходные образы»). Перенося эти данные на карту неба, Кеплер обнаружил некоторое сходство положения полученных точек с эллиптической линией (представление о ней — «вспомогательный образ» Ов). Это позволило ему обратиться к математическому понятию эллипса. Оно сыграло роль «понятия-матрицы» Пм, в соответствии с которым было построено новое понятие П — «эллиптическая орбита планеты».     

Пример  эйдетической интуиции: открытие химиком Кекуле строения молекулы бензола («бензольного кольца»).      

Понятие о молекуле бензола было у Кекуле исходным пунктом размышлений, но структуру  ее он никак не мог себе представить. Образ возник у него внезапно, когда  он, увидев в зоопарке клетку со сцепившимися в круг обезьянами, вообразил вместо них радикалы СН, соединенные в кольцо. Так родилась структурная формула, изображающая строение молекулы бензола.     

В данном случае понятие о молекуле бензола — это «исходное понятие» Пи, представления о радикалах — это «образы-элементы» Оэ, а восприятие сцепившихся обезьян — это «образ-структура» Ос, куда встроились «образы-элементы»; в результате получилось искомое представление о структуре молекулы бензола О.     

Следует подчеркнуть, что возможность интуитивного «угадывания» истины зависит от «фона», на котором происходит интуитивное «озарение», т. е. от имеющегося в распоряжении человека объема информации. А он подготавливается с помощью самых различных познавательных действий. Поэтому рождение новых идей обеспечивается не только одной отдельно взятой интуицией, а всем разнообразием средств познавательной деятельности человека. 

3. Философское  учение  об истине  

  Истина – это адекватная информация  об объекте, получаемая посредствам его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая сточки зрения ее достоверности.

Стремление к  истине и красоте как высшему благу есть, согласно Платону, исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной.

Величайшие умы  человечества всегда видели в истине ее высоко нравственно- эстетический смысл. Когда например, Ф.М. Достоевский  утверждал, что красота спасет мир, то он, был далек от каких бы то ни было религиозно мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Так, по словам А.И.Герцена, уважение к истине – начало мудрости.

Истина- величайшая социальная и личная ценность.

Ценность истины  всегда не измеримо велика, а время  ее только увеличивает.

По словам Д. И. Писарева, для того чтобы  один человек открыл плодотворную истину, надо ,чтобы сто человек испепелили  свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека