Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Проблема межнациональных взаимоотношений всегда была и остается актуальной. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций, “за поучительными примерами”.
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭТНОС 3
1. Понятие этноса 3
2. Этнос как система. 4
3. Этническая иерархия. 6
ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕЗ 15
1. Пассионарность в этногенезе. 15
2. Фазы этногенеза 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Приложение. 22
Историки
практически уже нащупали возможность
такого подхода. Невольно они группируют
этносы в конструкции, которые называют
либо “культурами”, либо “цивилизациями”,
либо “мирами”. Например, для XII-XIII вв.
мы находим смысл в таких
Из
истории известно, что часто жестокие
войны ведутся между близкими
родственниками. Вместе с тем они
имеют коренное различие с войнами
на уровне больших систем. В последнем
случае противник рассматривается
как нечто инородное, мешающее и
подлежащее устранению. Но личные эмоции
– гнев, ненависть, зависть и т.п.
не становятся мотивом проявляемой
жесткости. Чем дальше отстоят системы
друг от друга, тем хладнокровнее
ведется взаимоистребление, превращаясь
в подобие опасной охоты. А
разве можно гневаться на тигра
или крокодила? И наоборот, борьба
внутри системы имеет целью не
истребление противника, а победу
над ним. Поскольку противник
также составляет часть системы,
то без него система не может существовать.
Борьба ведется не для истребления,
а за преобладание в системе. Так,
вождь флорентийских гибеллинов
Фарината дельи Уберти помог врагам
своей родины одержать победу, но не
допустил уничтожения Флоренции. Он
заявил: “Я сражался с этим городом
для того, чтобы жить в нем”. И
он жил там до смерти, после того
как Арбия побагровела от крови
его противников –
Способ
поддержания целостности
Часто этнические системы не эквивалентны государственным образованиям: один этнос может жить в разных государствах или несколько – в одном. Так в каком же смысле мы можем трактовать их как системы?
Принято деление на два идеальных типа систем: жесткие и корпускулярные, или дискретные. В жестких системах все части (элементы) подогнаны друг к другу так, что для нормального функционирования необходимо их одновременное существование. В корпускулярных системах элементы взаимодействуют свободно, легко заменяются на аналогичные, причем система не перестает действовать, и возможна даже утрата части элементов с последующим восстановлением. Если же таковое не воспоследует, то идет упрощение системы, имеющее в лимите ее уничтожение.
Возможно и другое деление систем: на открытые, получающие энергию постоянно и обменивающиеся со средой положительной и отрицательной энтропией, и замкнутые, только тратящие первоначальный заряд до уравнивания своего потенциала с потенциалом среды. При сопоставлении обеих характеристик возможны четыре варианта систем:
1) жесткая открытая;
2) жесткая замкнутая;
3) корпускулярная открытая;
4) корпускулярная замкнутая.
Деление это условно, так как любая действующая система совмещает черты обоих типов, но, поскольку она находится ближе к тому или другому поскольку, такое деление практически оправдано, ибо позволяет классифицировать системы по степени соподчиненности элементов.
При
изучении истории, как государственной,
так и этнической, мы встречаем
любые градации систем описанных
типов, за исключением крайних, т.е.
только жестких или только дискретных,
ибо те и другие нежизнеспособны.
Жесткие системы не могут при
поломках самовосстанавливаться, а
дискретные лишены способности к
сопротивлению ударам извне. Поэтому
на практике мы встречаем системы
с разной степенью жесткости, причем
она тем больше, чем больше в
нее привнесено трудом человека, и
тем меньше, чем создание системы
инициировано процессами природы, постоянно
преображающей составляющие ее элементы.
В пределе это –
Но где граница биосферы и технооферы, если сам человеческий организм - часть природы? Очевидно, рубеж социо(техно) сферы и биосферы проходит не только за пределами человеческих тел, но и внутри их. Однако от этого различие не пропадает. Наоборот, мы здесь нащупали реальный момент взаимодействия социального с биологическим. Это самостоятельное явление природы, всем хорошо известное - этнос.
В
идеале этнос – система
Структура
этноса всегда более или менее
сложна, но именно сложность обеспечивает
этносу устойчивость, благодаря чему
он имеет возможность пережить века
смятений, смут и мирного увядания.
Принцип этнической структуры можно
назвать иерархической
Этонос способен к саморегуляции. Как любой долгоидущий процесс, реализуется с наименьшими затратами энергии, чтобы поддержать свое существование. Прочие отсекаются отбором и затухают. Все живые системы сопротивляются уничтожению, т.е. они антиэнтропийны и приспосабливаются к внешним условиям, насколько это возможно. А коль скоро некоторая сложность структуры повышает сопротивляемость этноса внешним ударам, то неудивительно, что там, где этнос при рождении не был достаточно мозаичен, как, например, в Великороссии XIV-XV вв., он стал сам выделять субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде сословий. На южной окраине выделились казаки, на северной - поморы. Впоследствии к ним прибавились землепроходцы (на первый взгляд, просто представители определенного рода занятий, и следовавшие за ними крестьяне, которые перемешались с аборигенами Сибири и образовали субэтнос сибиряков, или “челдонов”. Раскол повлек появление старообрядцев, этнографически отличавшихся от основной массы русских. Новый стереотип поведения также принесли французы-гувернеры. В ходе истории эти субэтнические группы растворились в основной массе этноса, но в то же время выделились новые. Различать субэтносы очень легко, так как этнография конца XIX в. работала именно на этом уровне. Этнографы изучали бытовой обряд, т.е. фиксированный стереотип поведения у тех групп населения, которые резко отличались от столичных, например быт олонецких крестьян.
Субэтносы
наблюдаемы непосредственно, ибо, с
одной стороны, они находятся
внутри этноса, а с другой – носители
субэтнических стереотипов
Консорциями нзываются группы людей, объединенных одной исторической судьбой. В этот разряд входят “кружки”, артели, секты, банды и тому подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными связями. Конвиксии преобразуются или отсекаются в процессе изменения исторического окружения. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы. Таковы упомянутые выше землепроходцы-консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких сибиряков, и старообрядцы. Первые колонии в Америке создавали консорции англичан, превратившиеся в конвиксии. Новую Англию основали пуритане, Массачусетс – баптисты, Пенсильванию – квакеры, Мериленд – католики, Виргинию – роялисты, Джорджию – сторонники Ганноверского дома. Из Англии уезжала консорция, не мирившаяся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где былые споры были неактуальны, они стали конвиксиями, противопоставлявшими себя новым соседям – индейцам и французам.
Землепроходцы и старообрядцы остались в составе своего этноса, но потомки испанских конкистадоров и английских пуритан образовали в Америке особые этносы, так что именно этот уровень можно считать лимитом этнической дивергенции. И следует отметить, что самые древние племена некогда, очевидно, образовались тем же способом. Первоначальная консорция энергичных людей в условиях изоляции превращается в этнос, который для ранних эпох мы именуем “племя”.
На таксономическом уровне консорции заканчивается этнология, но принцип иерархической соподчиненности может действовать и дальше. На порядок ниже мы обнаружим одного человека, связанного с окружением. Это может быть полезно для биографии великих людей. Спустившись еще на порядок, мы встретимся не с полной биографией человека, а с одним эпизодом его жизни, например с совершенным преступлением, которое должно быть раскрыто. А еще ниже - случайная эмоция, не влекущая за собой крупных последствий.
На примере инкорпорации иноплеменников Л.Н. Гумилев показывает существование разной степени этнической совместимости. Чтобы стать “своим”, надо унаследовать традицию и идеалы этноса, а это возможно только в младенчестве и при условии, что ребенок не воспитывался своими истинными родителями [1, с. 124].
Этническая систематика отличается от социальной классификации [1, с. 134]. Лишь изредка они совпадают. Употребление той или другой зависит от аспекта исследования, т.е. от угла зрения, определяемого задачей. Эта задача до сих пор неоднократно ставилась и не получила удовлетворительного решения (Д. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби). Однако, по словам Л.Н. Гумилева, это не должно отвращать исследователя от продолжения попыток эмпирического обобщения, сколь бы трудны они ни были. В отличие от ряда авторов, выясняющих, как идет процесс, мы имеем возможность ответить на вопрос, что именно подвергается изменению, хотя и получим принципиально одностороннюю модель, характеризующую определенные аспекты явлений. Но ведь создание концепций лежит в основе любой исторической интерпретации, что и отличает историю (“поиск истины”) от хроник или простого перечисления событий. Мы исходим из накопленного исторической наукой разнообразного материала, поэтому объектом исследования становится не шпенглеровская “душа культуры” и не “умопостигаемое поле исследования” Арнольда Тойнби, а система фаз этногенеза на том или ином уровне и в ту или иную определенную эпоху. Для следующей эпохи, протекающей в историческом времени, расстановка составляющих будет уже другой.
Предложенное деление этносов полезно не только для современной, но и для исторической этнографии. Л.Н. Гумилев показывает это на примере эпохи, хорошо изученную и давно законченной, - XII век на Евразийскою континенте, а как частный пример - Древнюю Русь, о которой шло столько споров, так как ее причисляли по банальному и потому весьма распространенному делению то к “Западу”, то к “Востоку”. (Такое нерациональное деление родилось в суперэтнической целостности романо-германского мира, идеологически объединенного Римской Церковью и противопоставившего себя всем прочим.)