Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Проблема межнациональных взаимоотношений всегда была и остается актуальной. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций, “за поучительными примерами”.
В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория, объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов – говоря по-современному, этносов.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭТНОС 3
1. Понятие этноса 3
2. Этнос как система. 4
3. Этническая иерархия. 6
ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕЗ 15
1. Пассионарность в этногенезе. 15
2. Фазы этногенеза 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Приложение. 22
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЭТНОС 3
1. Понятие этноса 3
2. Этнос как система. 4
3. Этническая иерархия. 6
ГЛАВА II. ЭТНОГЕНЕЗ 15
1. Пассионарность в этногенезе. 15
2. Фазы этногенеза 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Приложение. 22
Проблема межнациональных взаимоотношений всегда была и остается актуальной. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций, “за поучительными примерами”.
В
реферате рассматривается яркая
и принципиально новая теория,
объясняющая возникновение, развитие,
взаимодействие и исчезновение народов
– говоря по-современному, этносов.
Ее автор, Лев Николаевич Гумилев (1912-1992
гг.) – не просто ученый, доктор географических
и доктор исторических наук, но один
из интересных авторов, повествующий о
малоизвестном в прошлом
Будучи энциклопедистом, он интегрировал многие науки: историю, географию, биологию и смежные с ними дисциплины. Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов (древние тюрки, хунну, монголы, хазары). В реферате дается лишь общий обзор ее основ, некоторых интересных аспектов и немного иллюстративного материала и примеров. “Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж.Вико, И.Гердера, Н.Грановского, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби к построению синтеза новой историко-этнологической дисциплины, являющейся, по убеждению ее автора, естественнонаучной. В полном контексте истории ХХ в. она становится всемирно-исторической картиной мира…” [5, c. 18].
В
качестве методов впервые для
данного предмета были использованы
теория биохимической энергии В.И.
Существуют различные подходы к понятию этнос. По мнению В.И.Козлова, этнос – социально-историческая категория, причем его генезис и развитие определяются не биологическими законами природы, а специфическими законами общества. Л. Н. Гумилев показывает, что социальные и общественно-экономические категории не обязательно совпадают с этносом. Идеология, культура и язык также являются необязательными признаками этноса.
В
отечественной науке особо
Неверно приравнивать этнос к биологическим таксономическим единицам: расе или популяции. Расы отличаются по физическим признакам, не имеющим существенного значения для жизнедеятельности человека. Этносы формируются из нескольких рас. Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой осуществляется свободное скрещивание и которая в то же время отделена от соседних популяций некоторой степенью изоляции [1, с. 224]. Этнос же – не совокупность сходных особей, а система, состоящая из особей, разнообразных как генетически, так и функционально, а также из продуктов их жизнедеятельности: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. Характер этнической изоляции от соседей не связан с территорией [1, с. 225]. При образовании этноса не происходит изменения видовых характеристик [1, с. 226]. Этногенез – зигзаг на биологической эволюции.
В
реальном историческом
Наряду
с разрушительными процессами внутриэтнической
эволюции существуют созидательные, благодаря
которым возникают новые
Общеизвестный пример социальной системы – это семья. Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры. Эта внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести и является реальным проявлением системной связи, и не может быть определена ни через какие другие показатели. Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными, причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить знак. Например, связь новорожденного со старшими имеет определенную направленность и “вес”. О нем заботятся, его воспитывают и учат. Когда он становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняется на противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, став стариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает, что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии (гомеостаз), либо в движении от какого-то толчка, импульс которого находится вне данной системы. Конечно, не исключено, что этот импульс ограничен для системы высшего ранга, но механизм воздействия от этого не меняется.
Более сложные системы (этнос, социальный организм, вид, биогеоценоз) подчиняются той же закономерности, даже с учетом того, что они построены по принципу иерархии: подсистемы образуют системную целостность – суперсистему; суперсистемы – гиперсистему и т.д. Таким образом, наличие всеобщих связей, создающих динамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно.
Мера
устойчивости этноса как системы
определяется не его массой, т.е. численностью
населения и точностью
Приведенные
тезисы показывают, что этнологу, интересующемуся
сущностью феномена этноса и вынужденному
согласовывать собственные
Согласно
системному подходу Л. Берталанфи, “система
есть комплекс элементов, находящихся
во взаимодействии”, т.е. привычными элементами
информации являются не отдельные факты,
а связи между фактами. По А. А.
Малиновскому, “система строится из единиц,
группировки которых имеют
Исходя
из этого принципа, мы имеем право
рассматривать этнос как
Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющих систем играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формой движения материи. Передача опыта потомству наблюдается у большинства теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет человека из числа прочих млекопитающих, а этнос – форма коллективного бытия, присущая лишь человеку.
Принятый подход позволяет заменить этническую классификацию этнической систематикой. Классификация может быть проведена по любому произвольно взятому признаку: по языку, расе, религии, роду занятий, принадлежности к тому или иному государству. В любом случае это будет весьма условное деление. Систематика же отражает именно то, что заложено в природе вещей, позволяет исследовать человечество с техникой и доместикатами (ручными животными и культурными растениями). Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы - одной из оболочек Земли) является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.
Принадлежность
к тому или иному разделу таксономии
определяется не абсолютной идентичностью
особей, чего в природе никогда
не бывает, а степенью сходства в
определенном аспекте на заданном уровне.
На уровне суперэтноса (для примера
возьмем Средневековье) мусульмане
– араб, перс, туркмен, бербер были ближе
друг к другу, чем к членам западнохристианского
этноса – “франкам”, как называли
всех католиков Западной Европы. А
француз, кастилец, шотландец, входившие
в общий суперэтнос, были ближе
между собой, чем к членам других
суперэтносов – мусульманского, православного
и т.д. На уровне этноса французы были
между собой ближе, чем по отношению
к англичанам. Это не мешало бургундцам
поддерживать Генриха V и брать в
плен Жанну д'Арк, хотя они понимали,
что идут против своих. Но ни в коем
случае не следует сводить все
многообразие видимой истории к
осознанию этнического