Этика аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:57, реферат

Описание работы

Это многообразие и высокий уровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений.

Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число - апейрон, а Анаксимен - воздух. Гераклит - «отец диалектики » - думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма.

Содержание

Вступление. Античная философия 3
II. Жизнь и творчество Аристотеля . 6
III. Этика 9
1. Этические сочинения Аристотеля 9
2. Значение этики для Аристотеля . 10
3. Ученик против учителя . 13
4. Добродетель 16
IV. Заключение . 19
V. Список сносок . 21
VI. Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 34.09 Кб (Скачать)

По вопросу  о прирожденном или приобретенном  характере высших психических способностях человека Стагирит пишет, что, хотя добродетель - приобретенное качество души, однако “ведь и правосудными и благоразумными. и мужественными. и так далее (в  каком-то смысле) мы бывали прямо с  рождения .” 13. Вместе с тем Аристотель говорит, что приобретенные воспитанием  добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетель требует  навыков, привыкли, практики. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании  серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка” 14. Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно” 15. Мало совершенных людей и много посредственных.

Добродетели Аристотель разделил, как уже было сказано, на два вида. Диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся  две - разумность, или мудрость, и  рассудительность, практическая мудрость, приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, характера; к  ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние  вырабатываются путем воспитания привычек.

Чтобы стать  добродетельным человеком, помимо знания. что есть добро и зло, требуется  также время для воспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет  к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую  роль законодательству и государству.

Говоря о “середине” как отличительном признании  добродетели, Аристотель имеет ввиду  “среднее” в области чувств. “Середина” - это “ничего слишком”. Стагирит подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их порокам. Так, великодушию он противопоставляет  тщеславие (“избыток”), с одной стороны, малодушие (“недостаток”) - с другой. Великодушие, следовательно, есть “середина”. Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается  на разум, оно подразумевает свободный  выбор между добром и злом. “В нашей власти добродетель, точно  так же как и порок, ибо мы властны  действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия” 16. Введя понятие свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о  свободной воле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Непреходящей  заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые  среди греческих мыслителей он основой  нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи  мышление как верховное начало в  мире - божество. Хотя человек никогда  не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. он должен стремиться к нему как  к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с  одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и  принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а  с другой - этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и  назначение состоит в том, чтобы  показать, как избежать несчастья  и достигнут счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом  созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит  традиционные античные добродетели  гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви  человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская  этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот  же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно  для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного  образа жизни и поведения одной  нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным  законам” 17.

СПИСОК  СНОСОК.

1 Аристотель. «О  душе», III, 429 а. 

2 Аристотель. Фрагменты  - Fragmenta. ed Rose V., 1886.

3 Аристотель. «Метафизика», I 2, 982 в 3.

4 Аристотель. «Метафизика», I 1, 981 а 30 - 981 в 2.

5 Аристотель. «Метафизика», IV 1, 1025 в 25.

6 Платон. «Протагор», 345 е; «Законы», 731 d - 725 b, 875 c.

7 Аристотель. «Никомахова  этика», III 7, 1113 в 30.

8 Аристотель. «Никомахова  этика», X 7, 1179 в 25 - 30.

9 Аристотель. «Никомахова  этика», I 3, 1179 а 5.

10 Аристотель. «Политика», II 1, 10, 1261 в 330.

11 Аристотель. «Политика», II 2, 5, 1263 а 35.

12 Аристотель. «Политика», II 2, 9, 1263 в 30 - 35.

13 Аристотель. «Никомахова  этика», VI 13, 1144 в 5.

14 Аристотель. «Никомахова  этика», II 6, 1106 в 35 - 1107 а. 

15 Аристотель. «Никомахова  этика», II 9, 1109 а 30.

16 Аристотель. «Никомахова  этика», III 7, 1113 в. 

17 Аристотель. «Никомахова  этика», X 10, 1180 а 30 - 35.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аристотель. Сочинения  в 4-х томах, том 4.

2. Богомолов  А.С. “Античная философия”.

Информация о работе Этика аристотеля