Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:57, реферат
Это многообразие и высокий уровень разработки гипотез сделали Античную философию школой философского мышления для последующих времен и поколений.
Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число - апейрон, а Анаксимен - воздух. Гераклит - «отец диалектики » - думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Элементы раскола на материалистические и идеалистические направления появились уже у самых ранних греческих мыслителей. Эти элементы превратились во второй половине V и второй половине IV века до нашей эры в противоположность материализма и идеализма.
Вступление. Античная философия 3
II. Жизнь и творчество Аристотеля . 6
III. Этика 9
1. Этические сочинения Аристотеля 9
2. Значение этики для Аристотеля . 10
3. Ученик против учителя . 13
4. Добродетель 16
IV. Заключение . 19
V. Список сносок . 21
VI. Список используемой литературы 22
|
Античная философия.
Античная философия
представляет собой совокупность философских
учений, развивавшихся в
Античная философия
- единое и своеобразное явление
в развитии философского сознания человечества.
Она складывалась на основе перенесенных
с Востока в греческие города
зачатков астрономических, математических
и других знаний, в результате переработки
древней мифологии в искусстве
и поэзии, в результате изменения
представлений о природе и
человеке в отличие от мифологии.
Уже в V веке до нашей эры возникли
философские космогонические
Исходной точкой
развития Античной философии был
философский материализм. Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит полагали, что все
вещи произошли из какого - то одного,
и притом вещественного начала. Хотя
их мнения были различными. Фалес считал,
что в основе всего лежит вода,
из нее все возникает и в
нее все превращается. Анаксимандр
полагал, что в основе бытия лежит
определенное математическое число - апейрон,
а Анаксимен - воздух. Гераклит - «отец
диалектики » - думал, что огонь является
основой бытия и мира. Однако внутри
этой материалистической основы рано
наметились отдельные воззрения, которые
впоследствии привели к возникновению
идеализма. Элементы раскола на материалистические
и идеалистические направления
появились уже у самых ранних
греческих мыслителей. Эти элементы
превратились во второй половине V и
второй половине IV века до нашей эры
в противоположность
Не менее ясно
выступает в Античной философии
противоположность
Материализм в Античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и, позднее, Эпикур. Появляется много материалистических философских учений. Детерминизм - учение, по которому все в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено (основопожник учения - Демокрит). Плюрализм (множественность) - философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал (у Эмпедокла это - огонь, земля, вода и воздух; у Анаксагора - семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир). В лице Сократа и, особенно, Платона сложилось учение философского идеализма. С этого времени в Античной философии ясно обнаруживаются две борющиеся между собой основные линии развития: материализм и идеализм. Интенсивной была борьба между школами эпикуреизма и стоицизма, в учения которых, материалистические в своей основе, все более широко проникали идеи идеализма. На первое место среди вопросов философии выдвигаются вопросы этики, опирающейся, однако на учение о природе и теорию познания и мышления. Философские школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных повышенным интересом к вопросам этики и воспитания. Одновременно изменяется соотношение между философией и специальными науками, появляется новый тип литературы - специальной, доступной только подготовленным. В эпоху Римской Империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозности. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных культов и учений. Сама философия становится религиозной, а внекоторых учениях даже мистической. В 529 году император Юстиниан издал декрет о закрытии философских школ в Афинах. Но еще до этого декрета основной круг идей Античной философии завершил свое развитие.
Подводя итог, можно выделить несколько основных особенностей Античной философии:
1. Греческая
философия уходит своими
2. В Греции
не было контроля жречества
как на Востоке. Поэтому под
действием свободомыслия и
3. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других.
4. Античная философская
мысль породила несколько
5. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.
Жизнь и творчество Аристотеля.
Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире - городе на северо - западном побережье Эгейского моря. Его отец - Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. Но сын не унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. В его академии он пробыл до смерти учителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Он много путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра - своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим «вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и по истечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создает свою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского, вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями для прогулок ( peripatos ), и поскольку занятия проходили там, школа получила название «перипатической», а принадлежащие к ней стали называться «перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформления системы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имело преподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть Александра Македонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный ссвоими македонскими симпатиями, был обвинен в « безбожии » и изгнан. Философ вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом 322 года он умер.
Вопрос о хронологической
последовательности произведений Аристотеля
чрезвычайно труден, поскольку они
несут отпечаток
«Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей .» 1.
Другое крупное сочинение, дошедщее до нас в значительном числе фрагментов - «Протрептик» ( «Увещание» - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни ). Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей.
Лишь в сочинении «О философии», относимом некоторыми исследователями ко второму периода творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам. В этом же сочинении он писал о двойном происхождении веры в богов через вдохновения нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В своем произведении «Государство» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные пленники, видящие перед собой лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов» 2. Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.
Зрелые произведения Аристотеля делятся традиционно на восемь групп:
1. Логические
труды: «Категории», «Об
2. Философия
природы: “Физика” в 8-ми
3.Психология: “О
душе” в 3-х книгах, а также
“Малые труды по
4. Биологические
труды: “О частях животниых”,
“О движении животных”, “О
передвижении животных”, “О
5. Первая философия: сочинение в 14-ти книгах, получившее название “Метафизика”.
6. Этика: “Никомахова этика” в 10-ти книгах, “Большая этика” в 2-х книгах, “Евдемова этика”, из которой печатаются отдельные книги.
7. Политика и
экономика: “Политика” в 8-ми
книгах, “ Экономика” в 3-х
книгах. В школе Аристотеля было
описано государственное
Сочинения Аристотеля
сохранились, можно сказать, чудом.
До I века н.э. они продолжали в подземном
книгохранилище, а затем попали в
библиотеку Апелликона Теосского в
Афинах. Затем они оказались в
Риме, где и были изданы главой тогдашних
перипатетиков Андрником
Уже перечень произведений Аристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.
Э Т И К А.
Этические сочинения Аристотеля.
С именем Аристотеля связываются три сочинения по этике: “Никомахова этика”, “Евдемова этика” и “Большая этика”. Вопрос о принадлежности этих сочинений Аристотелю все еще является предметом дискуссий. В настоящее время подлинным трактатом признается лишь “Никомахова этика”. Относительно “Евдемовой этики” мнения расходятся: одни исследователи считают автором произведения Евдема Родосского, ученика Аристотеля, другие считают, что он лишь редактировал рукопись своего учителя после его смерти. Судя по содержанию, автором “Большой этики” является один из учеников Аристотеля , имя которого осталось неизвестным. Вероятно мнение, согласно которому этические сочинения Аристотеля отредактированы после его смерти сыновьями, Никомахом и Евдемом.
Представляет трудности вопрос о хронологической последовательности входящих в трактаты ”книг”. Исследователи (В.Йегер) полагают, что “Никомахова этика”, а также некоторые части “Метафизики” и “Политики” были написаны Аристотелем в последний период его жизни и деятельности, т.е. с 336 по 322 г.до н.э.