Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа
Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после себя самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?
Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий человеческое невежество или человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение?
Введение…………………………………………………………………..…3-4
1.Биография Сократа
а)Внешняя сторона жизни………………………………………………...5-7
б)Внурений мир философа………………………………………………..7-8
2.Предмет философии по Сократу………………………………………….9-11
3.Понятие этического рационализма ………………………………………12-13
4.Сократовский поворот философствования от природы к человеку …...14-15
5.Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа ………..16
6.Специфика метода ведения диалога ……………………………………..17-20
Выводы ……………………………………………………………………….21
Список литературы ……………………
Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя - значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как личность, а как человека вообще. Главное содержание, цель философии Сократа - этические вопросы. Аристотель позднее в "Метафизике" скажет о Сократе: "Сократ занимался вопросами нравственности, природу же в целом не исследовал".
Философски
чрезвычайно важен метод
Однако
Сократ был собеседником себе на уме.
Он ироничен и лукав. Прикинувшись простаком
и невеждой, он скромно просил своего
собеседника объяснить ему то,
что по роду своего занятия этот
собеседник должен хорошо знать. Не подозревая
еще, с кем он имеет дело, собеседник
начинал поучать Сократа. Тот
задавал несколько заранее
Сократовская ирония - это не ирония скептика и не ирония софиста. Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист же добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь своё мнение, но истина же для всех должна быть одной, на достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа.
Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать. Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Но он беседует с укрощенным "знатоком", спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. "Спрашивая тебя, - говорит Сократ собеседнику, - я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его". Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству - профессии его матери. Подобно тому как та помогала рождаться детям, Сократ помогал рождаться истине. Свой метод Сократ поэтому называл майевтикой - повивальным искусством.
Что значит знать? Знать - это значит знать, что это такое. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета - определение, понятие. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно. Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания.
Метод
Сократа преследовал также
Познать самого себя - это значит найти и понятия нравственных качеств, общие всем людям. Аристотель потом в "Метафизике" скажет, что "две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательство через наведение и общие определения". Было бы, правда, наивным искать такие определения в диалогах Платона. В ранних, сократических диалогах Платона определений еще нет, ибо диалоги обрываются на самом интересном месте. Главное для Сократа процесс, если он и ничем и не оканчивался.
Вопрос об идеализме Сократа не прост. Стремление к понятийному знанию, к мышлению понятиями - само по себе еще не идеализм. Однако в методе Сократа была заложена возможность идеализма. Если "о текучем знания не бывает", а предметом понятия должны быть какие-то вечные и неизменные вещи, существующие вне мира, "если есть знание и разумение чего-то, то помимо чувственно воспринимаемого должны существовать другие сущности, постоянно пребывающие" (Аристотель. Метафизика).
Кроме того, возможность идеализма исходила от Сократа и в связи с тем, что его деятельность означала изменение предмета философии. До Сократа (от части и до софистов) основной, предмет философии - природа, внешний по отношению к человеку мир. Сократ же утверждал, что он непознаваем, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии.
3.Понятие этического рационализма Сократа
Сократ вел пропаганду своего этического рационализма. Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. В беседах и дискуссиях Сократ обращал внимание на познание сути добродетели. Как может человек жить, если он не знает, что такое добродетель? В данном случае познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", являлось для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Сократ отождествлял мораль со знанием. Нравственность - знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают. Для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Таким образом, одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа являлось по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Сообразно с этим, философия в понимании Сократа не сводилась к чисто теоретической деятельности, но включала в себя также практическую деятельность – правильный образ жизни, благие поступки. Эта позиция Сократа получила в философии определение – этический рационализм. Современному человеку, окруженному со всех сторон благами, полученными как раз за счет исследования природы, тяжело понять врага изучения природы («космоса»). Но для Сократа все было наоборот. Он служил лучшим примером, чего может достичь человек, следующий его учению – познанию человеческого духа. Достаточно вспомнить образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, его мудрость, воинскую доблесть и мужество, трагический финал.
Убеждение
в существовании объективной
истины означает у Сократа,
что есть объективные
Сократ
- представитель идеалистического религиозно-нравственного
мировоззрения, открыто враждебного
материализму. Впервые именно Сократ
сознательно поставил перед собой
задачу обоснования идеализма и
выступил против античного материалистического
миропонимания, естественнонаучного
знания и безбожия. Сократ исторически
был зачинателем " тенденции, или
линии Платона " в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, -
стоит у истоков
И сократовские
беседы - поучительный и авторитетный
пример того, как можно ориентироваться
в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Обращение к Сократу во все
времена было попыткой понять себя
и свое время. И мы, при всем своеобразии
нашей эпохи и новизне задач,
не исключение
4.Сократовский
поворот философствования
от природы к человеку
Сократ - принципиальный враг изучения
природы. Работу человеческого разума
в этом направлении он считает нечестивым
и бесплодным вмешательством в дело богов.
Мир представляется Сократу творением
божества, "столь великого и всемогущего,
что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду
присутствует, и обо всем имеет попечение".
Нужны гадания, а не научные исследования,
чтобы получить указания богов относительно
их воли. И в этом отношении Сократ ничем
не отличался от любого невежественного
жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского
оракула и советовал делать это своим
ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы
богам и вообще старательно выполнял все
религиозные обряды. Основной задачей
философии Сократ признавал обоснование
религиозно-нравственного мировоззрения,
познание же природы, натурфилософию считал
делом ненужным и безбожным. Сомнение
("я знаю, что ничего не знаю") должно
было, по учению Сократа, привести к самопознанию
("познай самого себя"). Только таким
индивидуалистическим, путем, учил он,
можно прийти к пониманию справедливости,
права, закона, благочестия, добра и зла.
Материалисты, изучая природу, пришли
к отрицанию божественного разума в мире,
софисты подвергли сомнению и осмеяли
все прежние взгляды, - необходимо поэтому,
согласно Сократу, обратиться к познанию
самого себя, человеческого духа и в нем
найти основу религии и морали. Таким образом,
основной философский вопрос Сократ решает
как идеалист: первичным для него является
дух, сознания, природа же - это нечто вторичное
и даже несущественное, не стоящее внимания
философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой
для обращения к собственному Я, к субъективному
духу, для которого дальнейший путь вел
к объективному духу - к божественному
разуму. Идеалистическая этика Сократа
перерастает в теологию. Развивая свое
религиозно-нравственное учение, Сократ
в противоположность материалистам, призывающим
"прислушиваться к природе", ссылаться
на особый внутренний голос, якобы наставлявший
его в важнейших вопросах, - знаменитый
"демон" Сократа. Сократ выступает
против детерминизма древнегреческих
материалистов и намечает основы телеологического
миропонимания, причем здесь исходным
пунктом для него является субъект, ибо
он считает, что все в мире имеет своей
целью пользу человека.