Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа
Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество на протяжении уже более двух тысячелетий. В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной и вместе с тем, более загадочной, чем Сократ. До сих пор философы пытаются подойти к его разгадке. Как некий Сфинкс, он возвышается над всем античным миром. Искусный мастер вопросов, таивший в себе парадоксальный ответ («Я знаю, что я нечего не знаю») Сократ оставил после себя самый неразрешимый вопрос: кто же он был на самом деле?
Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий человеческое невежество или человеколюб, стремящийся помочь людям преодолеть ограниченность и осознать в себе высшее предназначение?
Введение…………………………………………………………………..…3-4
1.Биография Сократа
а)Внешняя сторона жизни………………………………………………...5-7
б)Внурений мир философа………………………………………………..7-8
2.Предмет философии по Сократу………………………………………….9-11
3.Понятие этического рационализма ………………………………………12-13
4.Сократовский поворот философствования от природы к человеку …...14-15
5.Понятия морали, как главный предмет исследования Сократа ………..16
6.Специфика метода ведения диалога ……………………………………..17-20
Выводы ……………………………………………………………………….21
Список литературы ……………………
Министерство
образования и науки,молодежи и спорта
Украины
Контрольная работа
по философии
Тема: «Этический рационализм Сократа»
Выполнил:
Проверил:
Введение…………………………………………………………
1.Биография Сократа
а)Внешняя сторона жизни…………………
б)Внурений мир философа…………………
2.Предмет
философии по Сократу…………………………
3.Понятие этического рационализма ………………………………………12-13
4.Сократовский поворот философствования от природы к человеку …...14-15
5.Понятия
морали, как главный предмет
6.Специфика метода ведения диалога ……………………………………..17-20
Выводы ……………………………………………………………………….21
Список
литературы ………………………………………………………….22
Введение
Феномен Сократа – вопрос, волнующий человечество
на протяжении уже более двух тысячелетий.
В истории философии, пожалуй, нет фигуры
более известной и вместе с тем, более
загадочной, чем Сократ. До сих пор философы
пытаются подойти к его разгадке. Как некий
Сфинкс, он возвышается над всем античным
миром. Искусный мастер вопросов, таивший
в себе парадоксальный ответ («Я знаю,
что я нечего не знаю») Сократ оставил
после себя самый неразрешимый вопрос:
кто же он был на самом деле?
Скептик, бесконечно насмехающийся и разоблачающий
человеческое невежество или человеколюб,
стремящийся помочь людям преодолеть
ограниченность и осознать в себе высшее
предназначение? Презрение или вера в
людей двигала его поступками? В нем чувствуется
что-то непостижимое, неуловимое, очень
извилистое. Он знал что-то сокровенное
и секретное о каждом человеке и знал нечто
скверное в нем. Правда, он не пользовался
этим, а, наоборот, покрывал это своим вечным
и тягостным для других добродушием. В
сущности, Сократ до сих пор остается непонятным.
Его трудно уложить в какую – нибудь ясную
и простую характеристику. Он бесконечно
оригинален, оригинален во всем: в своей
внешности и образе жизни, в своей деятельности
и учении.
Загадочен и страшноват был его облик, резко контрастирующий с внутренними душевными талантами. В представлении древних греков Сократ был безобразен: небольшого роста, с большой лысой головой и огромным выпуклым лбом, приплюснутым и вздернутым носом, толстыми губами и большими выпученными глазами. Однако этот человек обладал огромным личным обаянием и своеобразием. По словам ученика Сократа Алкивиада, «Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих, не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него». Самым поразительным в нем была «колдовская» сила речи. Выступления даже хороших ораторов, говорил Алкивиад, не волнуют, беседы же Сократа и в плохом пересказе потрясают и увлекают слушателей, мужчин, женщин и юношей. Он часто приводил людей в такой состояние, что казалось- нельзя больше жить так, как они живут.
1.Биография Сократа
а)Внешняя сторона жизни
Первый философ-афинянин Сократ - современник Демокрита (ок.470-399 до н.э.).Сократ интересен не только своим учением, но и своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию. Сам Сократ, активно вступавший в различные собеседования, ничего не писал. В диалоге Платона "Федр" Сократ выступает против египетского Тевта (Тота), которому египтяне приписали изобретение письменности. Сократ высказывается против письменности: письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению; письмена мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят одно и то же, благодаря письменности знания доступны всем и всякому. Сократ предпочитал записанному монологу живой разговорный диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем понаслышке, знаем главным образом от учеников его - историка Ксенофонта и философа Платона. Ксенофонт посвятил Сократу и его учению свои произведения "Апология Сократа" и "Воспоминания о Сократе". Платон же почти все свое учение приписал Сократу, так что трудно сказать, где кончается Сократ, а где начинается Платон (особенно в его ранних диалогах). Отсутствие прямой информации, непосредственно исходящей от Сократа, приводит к тому, что некоторые историки античной философии в последние десятилетия не раз делали попытки доказать, что Сократ - всего лишь литературный персонаж. Однако о Сократе говорят многие античные авторы. Окарикатуренный образ Сократа как софиста нарисован Аристофаном в комедии "Облака".
Сократ
- первый афинский (по рождению) философ.
Он происходил из дома Алопека, входившего
в Афинский полис и расположенного
на расстоянии получаса ходьбы от столицы
Аттики. Отец Сократа - Софрониск, ремесленник-камнетес,
а мать - Финарета - повивальная бабка.
Во время войны Афин со Спартой
Сократ доблестно исполнял свой воинский
долг. Он трижды участвовал в сражениях,
в последний раз - в битве при
Амфиподе в 422 г. до н.э., когда спартанцы
разбили афинян (этой битвой закончился
первый период войны, завершившийся
Никиевым миром 421 г. до н.э.). Во втором
периоде этой злосчастной для
Афин войны Сократ уже не участвовал.
Но она его коснулась одним
из своих трагических событий. В
406 г. до н.э. афиняне после ряда поражений
одержали победу при Аргинусских
островах в морском сражении, но
афинские стратеги вследствие бури не
смогли похоронить убитых. Победителей
судили в совете пятисот. Будучи в
это время пританом булэ (заседателем
в совете), Сократ воспротивился
скороспелому суду над всеми стратегами
сразу. Сократа не послушались, и
все восемь стратегов были казнены.
Поражение Афин в Пелопоннесской
войне и последующая тирания
тридцати также не прошли мимо Сократа.
Однажды, будучи снова пританом, Сократ
отказался участвовать в
Так Сократ
исполнял свои общественные обязанности,
которые в условиях античной демократии
исполняли все свободные
После
свержения тирании тридцати и
восстановления в Афинах демократии
Сократ был обвинен в безбожии.
Обвинение исходило от трагического
поэта Мелета, богатого кожевника
Анита и оратора Ликона. В диалоге
"Менон" Платон сообщает, что Анит,
демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью
тиранами и участник их ниспровержения,
выказывает крайнюю неприязнь перед
софистами, говоря, что "софисты - это
очевидная гибель и порча для
тех, кто с ними водится". Когда
Сократ, приведя в пример заурядных
детей выдающихся афинян, высказывает
уверенность, что "добродетели обучить
нельзя" Анит грубо его обрывает,
после чего Сократ с горечью замечает,
что Анит думает, что и он, Сократ,
подобно софистам губит людей. В
диалоге "Эвтифрон" Сократ говорит
случайно встреченному им Эвтифрону, что
некий Мелет, человек, по-видимому, молодой
и незначительный, написал на него,
Сократа, донос, где обвиняет его
в том, что он развращает юношество,
выдумывая новых богов и
Сократа
должны были казнить сразу, но накануне
суда из Афин ушел на остров Делос корабль
с ежегодной религиозной
б)Внутренний мир философа
Сократ
любил задумчивую
Вместе с тем Сократ был убежден, что он избран богом, приставлен им к афинскому народу, как овод к коню, дабы не давать своим согражданам впадать в духовную спячку и заботиться о своих делах больше, чем о самих себе. Под "делами" Сократ понимает здесь стремление к обогащению, военную карьеру, домашние дела, речи в народном собрании, заговоры, восстания, участие в управлении государством и т. д., а под "заботой о самом себе" - нравственное и интеллектуальное самосовершенствование. Ради своего призвания Сократ отказался от дел. Его, Сократа, сам "бог поставил в строй, обязав... жить, занимаясь философией". Поэтому, гордо говорит Сократ на суде, "пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать".
"Демон"
Сократа - это некий внутренний
голос, посредством которого
2.Предмет философии по Сократу
В
центре внимания Сократа, как
и некоторых софистов, - человек.
Но он рассматривается