Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:58, реферат
Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.
3. Аристотель.
«Исполин
мысли», «величайший философ древности»
Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века н.э. они пролежали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским. Основные вопросы философии, логики, психологии, естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Древней Греции, получили у Аристотеля полное и всестороннее освещение. Перечень произведений Аристотеля показывает «энциклопедичность» его учения. Работы Аристотеля охватывают практически все области и традиционно делятся на следующие группы:
1. Логические труды: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».
2. Философия природы и естественные науки: «Физика» в 8-ми книгах, «О небе» в 4-х книгах, «О возникновении и уничтожении» в 2-х книгах, «О небесных явлениях»» в 4-х книгах, «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Также есть ряд трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них «Проблемы», где рассматриваются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки.
3.Психология и этика: «О душе» в 3-х книгах, а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании».
4. Политика и экономика: «Политика» в 8-ми книгах, «Экономика» в 3-х книгах. В школе Аристотеля было описано государственное устройство 158 греческих городов. В 1890г. был найден папирус с текстом «Афинской политики» Аристотеля.
Несмотря на то, что многие идеи Аристотеля
находили отражение в различных областях
науки, попробуем выделить достижения
мысли Аристотеля в каждой из этих групп.
Аристотель внес большой вклад в разработку проблем логики, обобщив передовые достижения науки того времени. Логика Аристотеля есть главным образом логика терминов, поэтому определение природы понятия и отношений между понятиями были предметом его внимания. Особенно важным для Аристотеля было выяснение свойств общего. В учении Аристотеля общее определяется как-то, что относится ко многим предметам в силу их природы. То, что во многом относится к существенному, дает понятие о роде. То, что состоит в связи с родом и может быть выведено из рода, есть свойство. Если свойство по природе отличает целую группу предметов рода от другой группы, то такое свойство дает понятие о виде. А если к свойствам вида и рода присоединяется свойство единичного предмета, выделяющего его и отличающее его от всякого другого, то такое свойство дает понятие о том, что собственно принадлежит предмету, о его собственном признаке.
Никакое понятие не может быть, согласно Аристотелю, полностью адекватно своему предмету. Во всяком отдельном предмете, кроме характеризующего его свойства, есть некий неопределенный субстрат, который показывает свойство, отличающее этот предмет от других. Субстрат этот сам по себе уже неопределим, не может быть выражен в понятии. Именно поэтому единичный предмет не может быть исчерпан посредством понятия и адекватно отображен в нем.
Одними и теми же свойствами могут обладать несколько субстратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него, возможно, подвести, по крайней мере в мысли, несколько предметов.
Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и простое соединение понятий также еще не есть речь. Для того, чтобы возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это происходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло, имеется на лицо предложение.
Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы, одну из них составляют утвердительные и отрицательные предложения (в первой понятия соединяются, а во второй отделяются друг от друга). Вторую группу составляют истинные и ложные предложения. Для логики Аристотеля различение истинных и ложных предложений фундаментально. Истинными предложениями он называет те, в которых утверждается соединение понятий таково, каково соединение их предметов в действительности. Ложными называются те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в действительности, либо разъединяется то, что в действительности соединено.
Соединение обоих оснований классификации предложений дает четвероякое их разделение на:
1. утвердительные истинные;
2. отрицательные истинные;
3. утвердительные ложные;
4. отрицательные ложные.
Третье основание для классификации предложений определяется характером их общности. То, что высказывается в предложении, может относиться к одному предмету или их множеству. Предложение, в котором высказывание относится к одному предмету единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем предметам известного вида общее. Предложение с высказыванием не обо всех, а о нескольких предметах вида частное. Кроме того, Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными. Это предложения, в которых не ясно указывается, к какой именно части класса относится высказывание.
Четвертое основание для классификации предложений способность их быть высказываниями о возможности, действительности и необходимости. При различении этих трех видов предложений имеется в виду не отношение мыслимого к нашей мысли, а способность предложения отображать реальное состояние, т.е. нечто, относящееся к самой сущности предметов. В этом смысле, например, возможным считается не то, что признается таковым, а то, что, возможно, само по себе.
Согласно Аристотелю, можно выделить три вида возможного. Это, во-первых, возможное в обычном смысле, т.е. то что, будучи одним, может перейти в другое. Во-вторых, существует возможное, которое на деле всегда существует только в качестве действительного. Так как оно действительно, то тем самым оно и возможно, но оно никогда не встречается как возможное, а лишь как действительное. В-третьих, существует возможное, которое вечно остается только возможным и никогда не переходит в действительность.
Главная и наиболее оригинальная часть логики Аристотеля его теория силлогизма. В трактате «Первая аналитика», где излагается аристотелевская теория силлогизма, сказано, что «силлогизма есть речь, в которой, если нечто предложено, то с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного в силу того, что положенное есть». Силлогизм состоит из трех суждений, два из них посылки, а третье заключение.
Исследуя строение силлогизмов, он все термины в них представляет буквами, т.е. вводит в логику переменные. Аристотель «представил свою теорию в буквенной форме для того, чтобы показать, что получаемое заключение получается не как следствие содержания посылок, а как следствие их формы и сочетания; буквы являются знаками общности и показывают, что такое заключение будет следовать всегда, какой бы термин мы не избрали».
Из
этого взгляда на переменные вытекает
весь характер логики Аристотеля. Логика
это не есть конкретное учение о
конкретных вещах или терминах. Логика
это наука о законах
Силлогизм Аристотеля вовсе не является выводом типа: «Всякое В есть А; всякое С есть В ; следовательно, всякое С есть А.» Только в дальнейшем он был истолкован как вывод, а у самого Аристотеля силлогизм импликация (логическая операция, образующая сложное высказывание посредством логической связки) типа:
Если А присуще всякому В
и В присуще всякому С,
то А присуще всякому С.
Большое значение имеет то, что силлогизм импликация Аристотеля отличается от вывода традиционной логики. Как импликация силлогизм Аристотеля есть предложение и потому должно быть либо истинным, либо ложным. А традиционный силлогизм как вывод может быть правильным или неправильным, но не может быть истинным или ложным, так как он не предложение, а ряд предложений, не спаянных в форму единства.
Форма
силлогизм характеризуется
Цель силлогизма обосновать отношение А к В. Для этого необходимо найти нечто общее как для А, так и для В. Найти его возможно тремя способами:
1. утверждение А относительно С, а С относительно В;
2. утверждение С относительно их обоих;
3.
утверждение А и В
Аристотель разделил все силлогизмы на «совершенные» и «несовершенные». «Совершенные» это, по сути, аксиомы силлогистики: не требующие доказательства и недоказуемые самоочевидные утверждения. «Несовершенные» силлогизмы лишены очевидности и доказываются. Недоказуемые непосредственные положения составляют фонд основных истин.
Следует
особо отметить разработанное Аристотелем
учение о категориях. Им впервые
произведена классификация
Аристотель стремился определить категории таким образом, чтобы каждая из них была связана с остальными и позволяла полнее понять бытие.
Из четырех законов мышления традиционной логики Аристотель установил, по крайней мере, два: закон противоречия и закон исключенного третьего. Законы тождества и достаточного основания у Аристотеля намечены в учении о научном знании как знании доказательном (закон достаточного основания) и в тезисе, согласно которому «невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно».
Информация о работе Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии