Эстетическое сознание. Сущность и предмет искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение эстетического сознания и философии искусства.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
o изучение раздела философии – Эстетические ценности;
o исследование происхождения термина «эстетика»;
o знакомство с предметом эстетики и с её категориями;
o изучение сущности эстетического сознания;
o формулировка определения и предмета искусства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ 4
1.1.Определение и предмет эстетики 4
1.2.Эстетические категории 5
1.3.Эстетическое сознание 6
1.4.Эстетическое воспитание 9
2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА 10
2.1.Что такое искусство? Его основная задача 10
2.2.Предмет и функции искусства 12
2.3. Классификация видов искусства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФ.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

     Таких определений множество, но, рассмотрев два из них, я думаю, уже можно смело выделить основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания – формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. 

  1. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА.
 

     Эстетическое  отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство; оно «никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью».12  

     2.1. Что такое искусство? Его основная задача.

     Искусство – это профессиональная сфера  деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.13

     Искусство как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики, начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют его особенность. Во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру. У автора может быть исключительно могучая фантазия, но то, что изображено в художественном произведении, к какому бы направлению и жанру оно не относилось, являет собой своеобразную реальность. По словам С. Цвейга, настоящее художественное произведение тогда достигает своей цели, когда в творении забывается, как оно делалось, и оно воспринимается как голая жизнь. Во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь. Для чего человеку необходим этот второй мир, который, казалось бы, просто дублирует первый? Дело в том, что искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в её цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно и полновластно творит особый мир, так же как творит свой мир природа. Если и в своей практической деятельности и в науке человек противопоставлен миру, как субъект объекту, и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие.14

     Какова  же основная задача искусства? На мой  взгляд, ответ на этот вопрос не может  быть однозначным. Моему мировосприятию более близка точка зрения В. С. Соловьева, который выделяет троякую задачу искусства: 1) прямая объективация тех глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и через это 3) увековечение её индивидуальных явлений. Это есть превращение физической жизни в духовную, т.е. в такую, которая, во-первых, имеет сама в себе свое слово, или Откровение, способна непосредственно выражаться вовне, которая, во-вторых, способна внутренне преображать, одухотворять материю или истинно в ней воплощаться и которая, в-третьих, свободна от власти материального процесса и потому пребывает вечно. Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства.15  
 

     2.2. Предмет и функции  искусства. 

     Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Гуманитарные науки – и психология, и социология, и этика и т.п. – также имеют своим предметом человека, но все они рассматривают его с какой-либо одной и притом сознательно ограниченной точки зрения. Искусство же не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, прежде чем он станет понятен. Искусство, как говорил Г. Гегель, есть эстетически преобразованный «нравственный дух».

     Эстетическое  переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо он включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован восприятием искусства. Поэтому основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.16 Однако есть и другие не менее важные функции:

     1) Общественно-преобразующая функция  (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно-преобразующее  воздействие  искусства на деятельность.  Искусство – действие преображения творения в соответствие с идеалами художника. Искусство прокладывает новые пути для человечества, обеспечивая, посредством воображения поиск альтернатив будущего; творит прекрасное и открывает гармонию в мире; «примиряет с жизнью» (Н. В. Гоголь); дополняет и завершает бытие, «соблазняя на дальнейшую жизнь» (Ф. Ницше).

     2) Познавательно-эвристическая функция  (искусство  как знание и  просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта,  фактов),  образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты). Искусство является способом передачи культуры в древнем обществе, в котором оно может быть столь же тайным, как и мистика, но скрыть которое гораздо труднее. Видимый характер культуры способствует ее самосохранению, облегчает передачу следующим поколениям, но одновременно затрудняет ее сокрытие. В этом диалектика древнего искусства. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши  знания о мире.  Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

     3) Информационная и коммуникативная (искусство как  сообщение и обобщение). Искусство – художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно  подчеркивалось  в  истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как  специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений  и  индивидуализации  общественного  опыта. Искусство делает вечным слово, и человек — носитель слова — присоединяется к вечному. Это — способ художника преодолеть смерть.17

     4) Воспитательная функция (формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания  носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы,  политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то  искусство воздействует  комплексно  на ум и сердце.

     5) Внушающая  функция (воздействие  искусства на подсознание). Внушение  определенного строя мысли и  чувств, своеобразное, почти гипнотическое  воздействие художественного произведения на человеческую психику.

     6) Эстетическая функция (искусство  как формирование творческого  духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция – ничем не заменимая специфическая способность искусства:

      • формировать  эстетические вкусы,  способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире;
      • пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

     7) Геданестическая функция (искусство   как  наслаждение). Во-первых, это  – свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых  художником,  с человечеством -  выявление их  эстетической  ценности.  В-третьих, это гармония формы и  содержания. В-четвертых,  это упорядоченный художественный  мир,  построенная реальность по законам красоты.  В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения.  В-шестых, это игровой аспект художественного творчества (оно выполняет и игровые, развлекательные функции, и будет существовать столько, сколько соответствующая потребность).18 

     2.3. Классификация видов искусства.

     Искусство существует в системе отдельных  видов и родов. В настоящее  время область искусства отчетливо расчленяется на ряд отдельных видов художественного творчества: литературу, кино, театр, хореографию, цирковое искусство, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Границы между этими видами не абсолютны, практически они нередко между собой различным образом переплетены или сочетаются. В основе классификации искусства, как правило, лежат три основных критерия, характеризующих особенности художественного образа в каждом из них. Согласно первому из этих критериев, основанному на объективных особенностях образа, искусства делятся на «пространственные» и «временные». К пространственным относятся те искусства, в которых образ существует в пространстве и не изменяется во времени (живопись, скульптура, графика, вместе именуемые также изобразительными искусствами, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Во временных искусствах (литература, музыка), напротив, образ развивается во времени, не имея бытия в пространстве. Наконец, есть пространственно-временные искусства, в которых образ существует и в пространстве, и во времени (кино, театр, танец).

     Другой  критерий классификации основывается на механизме восприятия. С этой точки зрения искусства делятся  на зрительные (изобразительные искусства, декоративно-прикладное, архитектура), зрительно-слуховые (кино, театр, танец) и слуховые (музыка). Особое место занимает литература, строго говоря, безразличная к слуховой и зрительной форме восприятия.

     Третий  критерий классификации искусств исходит  из характеристики роли языка как  основного средства общения, как  непосредственной действительности мысли в образной структуре различных видов искусства. Литература, материалом которой является только язык, не имеет чувственно воспринимаемой системы образов; образ в литературе возникает в представлении. Ряд искусств широко пользуется языком (кино, театр, вокальная музыка), другие – не пользуются (танец, архитектура, инструментальная музыка).19

     Существующая  система искусств не извечна и  исторически меняется, как и общие  границы художественного творчества. В 20 в. возникло такое мощное искусство, как кино. В настоящее время формируются в самостоятельные области искусства – фотография, телевидение, радио.

     Границы искусства и специфика отдельных  его видов не являются формальными. Каждое искусство обладает своими особыми  возможностями в познании действительности, его предмет своеобразен и не совпадает механически с предметами других искусств. Этим в большой мере объясняется неравномерность в развитии отдельных видов и жанров художественного творчества. Расцвет поэтического эпоса, как указывал К. Маркс, имеет своей предпосылкой мифологическое сознание и приходит в упадок, когда наступает «…такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника независимой от мифологии фантазии». Последнее имеет место в эпоху капитализма, о чем свидетельствует расцвет прозаического романа. Каждый исторический период выдвигает на передний план определенные виды искусств, способные наиболее глубоко и полно отразить основные противоречия времени.20 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    В ходе проведенного исследования мы изучили  сущность понятий эстетическое сознание и искусство, разобрали классификацию  видов искусства, выделили его основные функции и задачи. Подводя итог, можно смело утверждать, что эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

    Однако  искусство обеспечивает не только здоровье и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их. Без использования традиционных, живущих веками культурных символов невозможно включиться в линию преемственности культур, невозможно ощутить историю как единый процесс, имеющий определенное прошлое и только потому определенное настоящее и, главное, будущее.

Информация о работе Эстетическое сознание. Сущность и предмет искусства