Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:06, контрольная работа
Целью данной работы является изучение эстетического сознания и философии искусства.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
o изучение раздела философии – Эстетические ценности;
o исследование происхождения термина «эстетика»;
o знакомство с предметом эстетики и с её категориями;
o изучение сущности эстетического сознания;
o формулировка определения и предмета искусства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ 4
1.1.Определение и предмет эстетики 4
1.2.Эстетические категории 5
1.3.Эстетическое сознание 6
1.4.Эстетическое воспитание 9
2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА 10
2.1.Что такое искусство? Его основная задача 10
2.2.Предмет и функции искусства 12
2.3. Классификация видов искусства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ 4
1.1.Определение и предмет эстетики 4
1.2.Эстетические категории 5
1.3.Эстетическое сознание 6
1.4.Эстетическое воспитание 9
2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА 10
2.1.Что такое искусство? Его основная задача 10
2.2.Предмет и функции искусства 12
2.3. Классификация видов искусства 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, которая запечатлевает в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и которая воспринимается человеком бескорыстно и переживается как самостоятельная жизненная ценность. Думаю, многие согласятся со словами Ф. М. Достоевского: «Человек жаждет ее, находит и принимает красоту без всяких условий, а так потому только, что она красота».1
Целью данной работы является изучение эстетического сознания и философии искусства.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
При
написании данной работы была использована
учебная литература по философии, в
которой авторы дают подробное описание
предмета и метода философской науки,
её основных течений, особое место уделяют
проблемам общества и культуры, а также
основополагающим ценностям жизни людей.
В работе также присутствуют фрагменты
текстов из трудов философов разных эпох,
взятые из Хрестоматии по философии. Кроме
того, для раскрытия определений – этика,
искусство, я воспользовалась данными
из энциклопедии.
соединяются родственными
Г.В.Ф. Гегель.
1.1. Определение и предмет эстетики.
Эсте́тика (греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный, от αίσθημα — чувство, чувственное восприятие) — 1) наука о становлении и развитии человеческой чувственности. 2) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.2
Сам термин «эстетика» впервые ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе "Aesthetica", опубликованной в 1750-1758 гг. 3 Этим термином, он обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего – логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.
Любая наука, в том числе эстетика, имеет свой предмет исследования. Определение предмета науки – это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.
Итак,
основным предметом данной науки является
эстетическое и его действительность,
его законы и нормы, его формы и типы (прекрасное,
возвышенное и др.), его отношение к природе
и искусству, его происхождение и роль
в художественном творчестве и наслаждении.
4
1.2. Эстетические категории.
Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь – «эстетическое». Иногда его отождествляют с понятием «прекрасное». Эстетическое – как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение – присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. Но в поисках прекрасного мы обращаемся прежде всего к искусству, ибо именно в нем гармония и совершенство есть цель, воплощенная в творениях художников.
Наряду с прекрасным в жизни существует и то, что принято обозначать категорией «безобразное». Представления о нем связаны с дисгармонией, уродством, несоответствием частей и целого, внешним несовершенством, внутренней рассогласованностью, безнравственностью, ущербностью, бездуховностью. Однако искусство убеждает нас в возможности перехода из одного состояния в другое.
«Возвышенное» и «героическое» - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений. Возвышенному противопоставляется низменное. 5
Героическое
– свойство человеческих мыслей, порывов
и поступков – в жизни
Трагическое и комическое – категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех. Трагическое в искусстве приобретает черты возвышенного, прекрасного.
Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием. Комическое – одна из самых загадочных эстетических категорий.
Юмор
– как проявление комического
– имеет временную (историческую),
национальную, социокультурную
Смех – собственно человеческое проявление чувства, не свойственное другим существам. Подобно тому, как, страдая, мы внутренне очищаемся, смеясь, мы излечиваемся от собственных несовершенств.
Комическое несет в себе и созидающее и разрушающее начала, борясь с одним, оно утверждает другое, ведя от несовершенства – увиденного и преодоленного – к совершенству, которое почти всегда есть результат борьбы и преодолений, итог перерождения.
Помимо
эстетических категорий, рассмотренных
выше, в структуру эстетического сознания
включаются такие элементы, как эстетическое
чувство, эстетический вкус и эстетическая
оценка.6
1.3. Эстетическое сознание.
Эстетическое сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более - в сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.
Эстетическое сознание – это феномен духовной культуры. Как отмечали многие мыслители и как развернуто показал Г. Гегель, разум безжизнен без чувства и бессилен без воли. Понятия Истины и Добра неполны без Красоты, а она в свою очередь проявляется там, где разум приблизился к истине, а воля направлена на добро. Ни в одной области нельзя быть духовно развитым, не обладая эстетическим чувством.7
Неотъемлемым аспектом эстетического сознания являются эстетические чувства. Эстетическое чувство – это просветленное чувство наслаждения красотой мира. «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».8 Эмоционально-эстетическое отношение человека к жизни есть всегда раскрытие каких-то существенных сторон, связей реальности. Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного при восприятии явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности своего предметного содержания эстетические чувства подразделяются на конкретные и абстрактные. Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.
Развитое эстетическое чувство делает личность человека индивидуально неповторимой, дифференцирует его внутренний мир и вместе с тем гармонически сочетает в нем духовные качества. Человек с развитым эстетическим чувством – это человек творческого порыва, творческого отношения к жизни. Характерно, что человек с развитыми здоровыми эстетическими потребностями надолго сохраняет не только духовную, но и физическую молодость, так как творческий, активный импульс его жизни повышает общий тонус жизнедеятельности его организма.
Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождают в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.
Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них – отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей.
Итак, эстетическое сознание научного уровня проявляется на практике (эстетическое отношение к природе; эстетика производства; профессиональное искусство; эстетика быта и поведения; эстетика спорта и т.д.) и в теории, которая реализуется через специальные исследования; осмысление эстетической деятельности (культуры).9
Целостное
проявление эстетического сознания
возможно при совокупности теории и практики
эстетической деятельности. Оно существует
в каждом акте человеческой активности,
будь то научное мышление, чувственное
созерцание, производственная деятельность
или даже бытовая сфера. Человек оценивает
с эстетических позиций любое свое проявление,
каждое противостоящее ему объективное
явление, словом, вообще все, что только
вовлекается в сферу его опыта. Эстетическое
сознание образует существенную составную
часть духовного богатства людей. Эстетические
свойства явлений природы дано видеть
и слышать лишь эстетически развитому
глазу и уху человека. Эстетическими свойствами,
художественностью пренебрегают, по мнению
Ф. М. Достоевского, только лишь необразованные
и «туго развитые» люди.10
1.4. Эстетическое воспитание.
Рассмотрим несколько определений понятия эстетическое воспитание. Например, в кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».
К. Маркс дает другое определение того же понятия: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить “по законам красоты”».11
Информация о работе Эстетическое сознание. Сущность и предмет искусства