Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа
Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Особенности искусства и эстетические мысли ХХ века…….5
§ 1 Искусство XX века…………………………………………………..5
§ 2 Эстетические концепции XX века…………………………………14
Глава 2 Понятие массовой культуры и
эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассета………………………21
§ 3 Массовая культура…………………………………………………..21
§ 4 Дегуманизация искусства…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………33
Для художественной Европы начала двадцатых годов - сложное время. Одни течения в искусстве уже не черпали себя, другие только осваивались, третьи – только зарождались и входили в моду. Абстрактно взятый читатель или зритель (а точнее - его собирательный образ) попытавшись разобраться во всем этом "мире искусства", и не получив на него ответа, оказывается в некоторой растерянности. Вот тут-то и появляется Гассет со своими ответами и размышлениями.
Так что же такое "Дегуманизация искусства" (или, точнее, феномен "Дегуманизации искусства") - мальчик-волшебник Гарри Поттер, плод особого рода "рыночного успеха" или честный и вдумчивый анализ, не просто разделяющий, но выделяющий первоосновы искусства авангарда? Попробуем сравнить эти две гипотезы, вооружившись столь любимым Хосе Ортегой "социологическим" методом.
В своей работе "Дегуманизация искусства" Ортеги-и-Гассета утверждал, что культура и цивилизация внутренне противоположны демократии. Современный век уникален в своем отвержении понятия элитарного общества. Вместо послушного получения ценностей, моделей и целей от аристократии, "суперчеловека" "массовый человек" в настоящее время позволяет навязывать себе конформизм, терпимость и невоспитанность как ведущие социальные принципы. В "Дегуманизации искусства" Ортега показывает, что современное искусство есть антиэгалитарное, недемократическое искусство. Он утверждает, что цель таких "трудных" художников, как Малларме, Стравинский, Пикассо, Джойс, Пиранделло, состоит в том, чтобы целенаправленно исключать массы из культурной жизни, которая во все времена является деятельностью элитарной.
Здесь и далее мы ограничим наш анализ сферой литературы - прежде всего потому, что именно текст имеет свойство прятать отличия "старого" и "нового" искусства от первого взгляда. Изобразительное искусство (живопись Пикассо, театр Мейерхольда) либо предоставляет зрителю образ сразу целиком, либо (как это подметил Брэдбери в "451") навязывает себя посредством погружения зрителя в непрерывное время, в отсчет секундомера. Отличие книги в том, что книгу можно закрыть и перечитать; для нас важно то, что, закрыв книгу и открыв ее заново, мы свободны перевести взгляд с "предмета" на "стекло" и обратно.
Это значит, что именно литература должна была стать благоприятной почвой для распространения идей "Дегуманизации" - не разворотом того или иного автора на 180 градусов, а, так сказать, методом компромисса, чередования "старых" тем и задач и "новой" методологии; именно так оно и вышло. Спор между "Что" и "Как" на всех фронтах выигран в пользу "Как"; "Что" оставлено маргинальным жанрам фантастики, фэнтези и социалистического реализма.
Итак, приведем здесь семь условий, которые Ортега-и-Гассет считает определяющими для "нового стиля":
Здесь, пожалуй, можно говорить о трех различных отсчетах в деле примирения "старого" (условно назовем его "реалистическим") искусства с "новым", "дегуманизированным". Назовем их по именам: Франц Кафка, Курт Воннегут, Гарсия Маркес. Забегая вперед, рискнем предположить здесь гегелевскую триаду: тезис, антитезис, синтез (при этом "тезис" и "антитезис" до сих пор почитаются в лучшем случае как классики своих жанров; а "синтез" настолько самодостаточен, что, кажется, совершенно не нуждается в жанровом определении).
"Новое"
искусство ищет чистых форм; но
где оно находит их в
Сравнивая Кафку и Воннегута, мы обнаруживаем два взаимно противоположных способа сочетания чистого эстетического произвола с "правдой жизни".
Франц Кафка пишет "мысленный эксперимент", который ставится учеными в белых халатах над лабораторными кроликами; и пусть кролики никогда не видели цветной капусты, а ученые никогда не влюблялись на берегу моря, это не имеет отношения к делу. Кролики, условно говоря, уничтожают друг друга за кусочек сахара; Кафка заявляет, что такова природа кролика и мира.
Мысленный эксперимент Воннегута другой природы.
Воннегут не разделяет человека на части (главные и второстепенные); он берет его таким, какой он есть, даже более того: он берет в неизменности общество, которое этот человек построил и которое населяет. В это общество помещается нечто новое, дотоле неслыханное - от Общества Гигантских Растений до мировой войны и конца света - нечто, о чем узнают из газет.
Воннегут
начинает с "правды"; Кафка к
ней приходит. Заметим, что оба
подхода чисто
Роман Габриэля Гарсии Маркеса "Сто лет одиночества", появившийся на свет в 1967 году, парадоксальным образом соединил оба подхода.
Во-первых, в нем сходятся все общие черты прозы Кафки и Воннегута.
Хоссе Ортега-и-Гассета писал: "...новое искусство до сих пор не создало ничего такого, что стоило бы труда понимания... Все возражения в адрес творчества новых художников могут быть основательны, и, однако, этого недостаточно для осуждения нового искусства. К возражениям следовало бы присовокупить еще кое-что: указать искусству другую дорогу, на которой оно не стало бы искусством дегуманизирующим, но и не повторяло бы вконец заезженных путей".7
Мне кажется, что такая дорога в литературе ХХ века указана. Методы "отчуждения", "остраннения", сверхдетализации и сверхабстрагирования, характерные для "чистого авангарда" начала века, использованы писателями середины и второй половины хх века, для решения уже новой задачи - разоблачения мира как принципиально враждебного человеку. Эту задачу уже никак нельзя счесть "дегуманизирующей",т.е. поставленной и решаемой не для человека и помимо человека.
Заключение
Философия XХ века представляет собой непростое переплетение полемически обостренных направлений экзистенциализма, неопозитивизма, феноменологии, психоанализа. Это связано с интеллектуальными поисками оригинальных концепций, связанных с проблемой человека. Несмотря на существенные различия в методологии и исходных посылках, это оказываются проблемы бытия и небытия, смысла и абсурда, отчаяния и веры, страха и любви, смерти и бессмертия, ответственности, свободы, творчества и т.д. Европейскому мыслительному опыту известны случаи, когда в кризисные периоды (военные потрясения, преследования, изгнания и т.д.) происходило переключение на художественно-эстетическую тематику. Многие из представителей европейской философско-антропологической традиции были писателями, драматургами, литературными критиками, что тем более органично отразилось на их “философском почерке”
Поскольку существуют традиционная неопределенность и метафоричность понятий разума, воли и чувства, между философским прошлым и современностью сложилось перманентное противостояние, образовавшее то идейное поле, в котором постигаем суть внутреннего мира человека. Существенное воздействие на формирование эстетики и искусства оказала, "философия жизни", гипертрофически развивавшая отдельные стороны учения И.Канта. Мыслители этого направления "жизнь" не ассоциируют ни с духом, ни с материей. Если у А. Шопенгауэра это воля, у Ф.Ницше — воля к власти, то В.Дильтей, О.Шпенглер, Г.Зиммель, Х.Ортега-и-Гассет видели раскрытие "жизни" через исторический опыт в духовной культуре.
Работа Хоссе Ортега-и-Гассета "Дегуманизация искусства" представляет собой скорее трактат по социологии, нежели эстетическую теорию в собственном смысле слова. Изложенная здесь концепция имела точки соприкосновения с авангардистскими поисками начала века и оказала известное влияние на творчество ряда испанских писателей и художников. Стоит сказать, что сам Ортега не является большим поклонником авангардизма и уж никак не был выразителем воззрений эстетствующей богемы.
Список использованной литературы
Информация о работе Эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассет