Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:13, курсовая работа
Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека «вторую реальность» — мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Особенности искусства и эстетические мысли ХХ века…….5
§ 1 Искусство XX века…………………………………………………..5
§ 2 Эстетические концепции XX века…………………………………14
Глава 2 Понятие массовой культуры и
эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассета………………………21
§ 3 Массовая культура…………………………………………………..21
§ 4 Дегуманизация искусства…………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………33
Огромное воздействие на формирование эстетики и искусства ХХ века оказала, "философия жизни", гипертрофически развивавшая отдельные стороны учения И.Канта. Мыслители этого направления "жизнь" не ассоциируют ни с духом, ни с материей. Если у А. Шопенгауэра это воля, у Ф.Ницше — воля к власти, то В. Дильтей, О.Шпенглер, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гассет видели раскрытие "жизни" через исторический опыт в духовной культуре.
С
точки зрения другого мощного
направления философии —
В связи с идеалистическими теориями XХ века, следует особо выделить экзистенциалистскую эстетику, возникшую под воздействием датского философа С.Кьеркегора. Согласно его учению, человек проходит три жизненных стадии - эстетическую, этическую, религиозную. Для того, чтобы понять себя в “экзистенции”, в своем существовании, человек через отречение, страдания и отчаянность становится художником. Так порождается творчество, эстетически прожитая, хоть и изолированная от общества, на уровне индивидного бытия жизнь. “Экзистенциализм не просто “восстанавливает" в правах проблему бытия, возвращаясь тем самым к метафизике: он трансформирует проблему бытия в проблему смысла вопросов о бытии, т. е. находит возможность, если так можно выразиться, перенести центр тяжести метафизической проблематики с объекта (прежде всего трансцендентного сознанию) на субъекта — поскольку только субъект и является “генератором” смыслов”. 4 В экзистенциалистской философии бытие представляется как нерасчлененная целостность объекта и субъекта, а человеческая экзистенция постигается не рационально, а непостредственным “переживанием". Только благодаря искусству, опираясь на художественно-образные средства, “переживание” приобретает особый смысл, поскольку экзистенция человека направлена в “ничто” и осознает свою “конечность”. Описывая структуры экзистенции, немецкий классик экзистенциализма М.Хайдеггер предлагает вводить модусы человеческого существования: смерть как “ничто", трагическое предчувствие, совесть, страх и др. В те периоды жизни европейской интеллигенции, особенно между войнами, когда шла речь о “гибели культуры”, философия экзистенциализма особенно притягивала. В ее концепции высоко ценилось искусство, в некоторой степени оно отождествлялось с философией, а теоретические идеи излагались в художественной форме притч, романов, эссеистики, поэтической медитации.
Безусловно, эстетические наработки экзистенциализма сыграли определяющую роль в традииции философской антропологии, ее историческом статусе. Примечательны в этом отношении слова современного немецкого философа О. Больнова: “В то время как до сих пор философское внимание было направлено исключительно на объективную историю, внимание экзистенциальной философии, учитывая основное свойство субъективности ее мышления, должно было направиться на отношение человека к истории, при этом ее особенным достижением было первостепенное придание статуса решающего философского вопроса вопросу об историчности как своеобразной структуре историко-образующего субъекта”. 5
Эстетические
идеи, возникающие в русле
К началу XX века, под воздействием естественных наук, а также частично в результате психологических исследований и разрабатываемой классификации психических элементов, формировалась идеалистическая методология феноменологии. Рассматривая внеопытные структуры сознания, освобожденные от натуралистических установок, она снимает расчлененность на субъект и объект, сводит деятельность рефлексии сознания исключительно как подчиненную самопознанию. Одним из основоположников феноменологии выступает Ф.Брентано. Э.Гуссерль же был учеником Ф.Брентано и начал свою философскую карьеру, когда наиболее влиятельными направлениями в западной философии были позитивизм, неокантианство, а в целом “господствовали” эмпиризм, индивидуализм, сциентизм, конвенционализм.
Эстетическая теория XX-го века получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины Западной Европы. Метод редукции дает возможность исследовать понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального, что для эстетики принципиально важно. Человек выступил как (своего рода целый) мир обозначаемых истин, находящихся над эмпирико-психологическим сознанием и придающим ему смысл. Гуссерлевский метод выявления априорных структур человеческого существования активно применяли в эстетике такие ученые феноменологического направления как М.Мерло-Понти, М.Дюфрен, Р.Ингарден и др.
В
своей философской концепции
Морис Мерло-Понти
Философско-
Впрочем, сам З.Фрейд скорее всего отдавал себе отчет в том, на какой стадии духовной зрелости находится человечество, во всяком случае каковы причины его беспокойства, несчастья и тревожных настроений. “Мне кажется, пишет Фрейд,— что вопрос о судьбе рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса”.6
Человеческая личность во всей полноте ее сущностных особенностей находится в центре учения персонализма, которое также исходит из соотнесения человеческой воли с богом как высшим началом. Деятельности человека персоналисты придают не столько рационалистический, сколько эстетически-поэтический характер.
Накануне ХХІ-го века “обращенность на себя” эстетической теории становится все более значимой, различные аспекты становления и существования этой науки все таки постоянно интересуют ученых. Тем более, что объективная, эссенциалистская (сущностная) теория искусства нужна и возможна. Другое дело, что на этапе постмодернизма, где все оказывается в прошлом и это нормальная ситуация в которой находится не только мировая
Глава 2 Понятие массовой культуры и эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассета
§ 3 Массовая культура
Существуют
довольно противоречивые точки зрения
по вопросу о времени
Смешение культуры и политики может принять два разных направления. Оно может сделать культуру нетерпимой ко всякой культуре, кроме своей собственной; или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня даже в голливудский кинематограф.
Массовая
культура - это культура масс, культура,
предназначенная для
Модернизм,
напротив, Апеллирует к вкусам элиты,
опирается на различные направления
авангардистского искусства. В настоящее
время происходит интенсивный процесс
превращения авангарда в
Феномен
массовой культуры существует, а телевидение
является самым эффективным средством
тиражирования и
Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека. Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни, а не раскрывали ее смысл.
В Америке “массовая культура приобрела двойственный характер: американский ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим, в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных постройках..
Одна из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации общественного сознания. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.
Существует
мнение, что наиболее адекватным термином,
выражающим сущность произведений массовой
культуры, является термин икона. Именно
икона соответствует русскому понятию
образ. Этот термин характеризует такой
тип художественного отражения, который
носит символический, принципиально нереалистический
характер, является предметом веры, поклонения,
а не средством отражения и познания мира.
Иконы обладают мифологической структурой,
они действуют не на интеллектуальном,
а на эмоциональном уровне. Поэтому
“массовая культура”, ориентирующаяся
на инстинкты и подсознание, широко использует
именно иконические изображения. Но это
уже не религиозные иконы, а иконы поп
культуры.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
§ 4 Дегуманизация искусства
Философско-эстетическая статья "Дегуманизация искусства" испанского мыслителя Ортеги-и-Гассета была написана в начале 20-х годов ХХ века, опубликована в 1925 году на страницах "Эль Соль", позже неоднократно переиздавалась в странах Европы и Америки.
Информация о работе Эстетическое наследие Хоссе Ортеги-и-Гассет