Эпикуреизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 00:28, реферат

Описание работы

Древнегреческий философ-материалист Эпикур родился на острове Самос, в семье школьного учителя Неокла, выходца из Афин. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. – в Афинах. Здесь Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (его школу поэтому впоследствии назвали «Сад Эпикура», а её обитателей – философами «из садов»). Над входом в сад висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». Из большого наследия Эпикура (около 300 сочинений) сохранились несколько писем, афоризмы и завещание.

Работа содержит 1 файл

сем3.docx

— 57.58 Кб (Скачать)

 

Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что  надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек  в состоянии добыть себе сам. Эпиктет  проповедовал идеалы аскетизма, убеждая, что подлинное богатство —  это мудрость.

 

В то же время Эпиктет  советовал жить так, как приходится: исполнять гражданские обязанности, трудиться, иметь семью и детей, помогать друзьям в беде.

 

Он рекомендовал людям  быть бережливыми, но не предаваться  алчности.

 

Эпиктет понимал, что результаты трудовой деятельности людей не одинаковы  и поэтому он считал, что равенство  между ними проблематично.

 

В отношении к рабству  Эпиктет следовал общей традиции стоицизма. По его мнению, люди не желающие быть рабами, не должны терпеть рабства  вокруг себя и обращать других в  рабство. Он призывает господ к кротости. Ибо насилие порождает насилие. Право рабов защищаться он считает  неотъемлемым правом, свойственным всем живым существам.

Марк Аврелий

 

Римский стоик император  Марк Аврелий (121 — 180) оставил после себя записки, которые прославили его на все времена. Они изданы в переводе на русский язык под названием “Размышления”. В его записках, проникнутых нотками пессимизма, он советует пренебрегать плотью, в то же время он доказывает, что главное богатство — это жизнь и люди равны в обладании этим богатством. Его размышления пронизывает идея о быстротечности жизни, зависящей от непостижимой судьбы. Согласно Марку Аврелию, трудно заглянуть в завтрашний день, мало вероятно, что будущее принесет исполнение желаний. В трудные времена единственной опорой человеку может служить только философия. “Она в том, писал он, — чтобы уберечь от глумления и от ран живущего внутри гения” [I. С. 12].

 

Марк Аврелий доказывал, что организовать личную жизнь надо сообразно природе и при следовании к целям не следует пользоваться дурными средствами. Отстаивая идею текучести жизни, он тем не менее подчеркивал: “… все соподчинено и упорядоченно в едином миропорядке”. Причем: “Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам”. Следуя знанию о миропорядке, он требовал своевременно перегруппировать усилия для достижения общего блага, рекомендовал стремиться стать лучше. Марк Аврелий учил не заниматься сбором сведений об успехах других, не участвовать в интригах, а спешить своим путем, путем созидания. Он рекомендовал полюбить скромное дело и в нем найти успокоение.

 

Марк Аврелий учил, что владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято. К этому должен быть готов каждый владелец как движимого, так и недвижимого имущества. Человек должен направлять себя на то, чтобы быть полезным людям. Взаимное стремление людей служить друг другу он рассматривает как долг людей и основу благополучия общества.

 

Марк Аврелий указывает на необходимость проведения мероприятий в деле организации экономической жизни. При этом его суждения об управлении и организации социальной жизни проникнуты глубоким пониманием тех трудностей, которые препятствуют усилиям, направленным против деструктивных тенденций.

 

С основными направлениями  развития философской мысли в  Древнем Риме соседствовала деятельность таких философствующих писателей, как Цицерон, Плутарх, Плиний младший, Флавий Филострат и других. В трудах этих авторов в эклектической форме отражаются взгляды, свойственные философам разных направлений. Их произведения являются интересными памятниками интеллектуальной жизни своей эпохи.

 

Если эпикуреизм выражал  интересы средних слоев общества, то ранний стоицизм складывался как  философское течение, отражающее экономические  интересы малоимущих и неимущих, а  также интересы тех, кто, хотя и обладал  достатком, но не был уверен в его  сохранении в условиях политической и экономической неустойчивости. Стоицизм привлекателен для тех, кто озабочен не столько тем, как  сохранить богатство, сколько тем, как бы сохранить жизнь. Стоик  не станет бравировать богатством и  бедностью. Если придется быть бедным, он мужественно будет переносить гнет бедности. Если же даровано судьбой  богатство, то и в богатстве стоик  будет жить как бедняк, терпеливо  неся бремя богатства и умеренно пользуясь его благами.

 

Стоическое отношение  к богатству в Древнем Риме диктовалось утратой уверенности  в том, что его можно сохранить. Стремление аморальных людей поправить  свои пошатнувшиеся дела за счет грабежа  ближнего, как свидетельствуют литературные источники древности, было широко распространено. Каждый состоятельный человек мог  потерять имущество вследствие грабежа, пожара, а также в результате происков сутяг, фискалов. Быть богатым становится опасно, так как богатство трудно скрыть. Не случайно поэтому родоначальник  позднего стоицизма Сенека, будучи ближайшим сподвижником Нерона и  богатейшим человеком своего времени, проповедовал бедность, обличал богатство  и расточительность.

 

Особенность понимания добродетели  поздними стоиками заключается в  том, что они одержимы идеей деятельного  ее утверждения. Стоики поздней античности учат, что счастья можно достичь  лишь в деятельности, направленной на непререкаемое следование долгу, выполнение принятых на себя обязательств.

 

Неоплатонизм

Неоплатонизм

 

 

 

 

Неоплатонизм, идеалистическое  направление античной философии 3-6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии  Платона в соединении с рядом  идей Аристотеля. Основное содержание неоплатонизм сводится к разработке диалектики платоновской триады - "единое", "ум" (нус), "душа".

 

 Первая онтологическая  субстанция (ипостась) этой триады  для заполнения разрыва между  непознаваемым "единым" и познаваемым  "умом" дополнялась возникшим  из переработки старого пифагореизма  учением о числах, которые трактовались  как первое докачественное расчленение "единого". Вторая - "ум", представленная у Платона лишь в виде отдельных намеков, разрабатывалась неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом "уме" - перводвигателе и о его самосозерцании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом ("мышлением мышления") и содержал в себе свою собственную "умственную" материю. Учение о "душе" на основе платоновского "Тимея" и тоже под влиянием, как Аристотеля, так и древнего пифагореизма доводилось в неоплатонизме до учения о космических сферах.

 

 Последнее излагалось  с большими подробностями и  давало картину действия "мировой  души" во всем космосе. Т.  о., неоплатонизм как идеалистическая  философская система сводится  к учению об иерархическом  строении бытия и к конструированию  его ступеней, последовательно возникающих  путем постепенного ослабления  первой и высшей ступени в  следующем нисходящем порядке: "единое", "ум", "душа", "космос", "материя". Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлек теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (формах вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), а также о потенции и энергии. На неоплатонизм оказал влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним Я человека, однако неоплатонизм мог родиться только из решительного преодоления вульгарно-материалистических черт стоицизма, натуралистически-пантеистических тенденций стоической интерпретации наследия Платона.

 

 Неоплатоники много  внимания уделяли логическим  дедукциям, определениям и классификациям, математическим, астрономическим, натурфилософским  и физическим построениям, а  также филологическим, историческим  и комментаторским изысканиям. Эта  особенность все больше развивалась  по мере эволюции неоплатонизма,  достигнув схоластической систематики  всего тогдашнего философского  и научного знания. В целом  неоплатонизм явился последней  и весьма интенсивной попыткой  сконцентрировать все достояние  античной философии для борьбы  с христианским монотеизмом. 

 

 Основателем неоплатонизма  в 3 в. явился Плотин (ученик  Аммония Саккаса), учение которого было продолжено его учениками Амелием и Порфирием. Эта римская школа неоплатонизма отличалась спекулятивно-теоретическим характером и занималась по преимуществу конструированием основной платоновской триады.

 

 Сирийская школа неоплатонизма  (4 в.), основанная Ямвлихом, во-первых, в систематической форме осмысляла античную мифологию, а, во-вторых, большее внимание стала обращать на религиозно-магическую практику, изъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства, оракулов, мистерий, астрологии и экстатического восхождения в сверхчувственный мир. К этой школе относились также Феодор Азинский, Сопатр, Дексипп. К пергамской школе неоплатонизма (4 в.), основанной Эдесием Каппадокийским, принадлежали император Юлиан и Саллюстий. В дальнейшем неоплатонизм все более занимается комментированием Платона и Аристотеля. Афинская школа неоплатонизма (5-6 вв.) была основана Плутархом Афинским, продолжена Сирианом Александрийским и завершена Проклом. Крупными представителями этой школы были также Марин, Исидор, Дамаский и Симпликий. Александрийская школа неоплатонизма (4-5 вв.) больше других оказалась погруженной в комментаторство Платона и Аристотеля. К ней относятся: Гипатия, Синезий Киренский, Гиерокл и др. Одновременно с греческими неоплатониками выступали и латинские неоплатоники (4-6 вв.): христианин Марий Викторин, противник христианства Макробий и др. В 529 император Юстиниан запретил изучение языческой философии и распустил Академию платоновскую в Афинах, бывшую последним оплотом языческого неоплатонизма. Идеи неоплатонизма не погибли вместе с крушением античного общества. Уже в конце античности неоплатонизм вступает в сложное взаимодействие с христианским, а затем с мусульманским и иудейским монотеизмом. неоплатонизм оказал значительное воздействие на развитие арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина).

 

 Христианский неоплатонизм  в наиболее яркой форме проявился  в Ареопагитиках, находящихся в очевидной зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (4 в.) благодаря деятельности представителей т. неоплатонизм каппадокийской школы - Василия Великого, Григория Назианзина и Григория Нисского, ставших на путь христианизации неоплатонизм Видную роль в распространении идей неоплатонизм сыграл Максим Исповедник. В 11 в. идеи неоплатонизма в более светской и рационалистической форме проводил Михаил Пселл.

 

 Под глубоким влиянием  идей неоплатонизма находился  Августин. Некоторые черты неоплатонизма  можно наблюдать и у таких  ортодоксальных философов католической  церкви, как, например, Ансельм Кентерберийский.  Пантеистический характер неоплатоническая  традиция приобретает у философов  шартрской школы. От ортодоксально-католической линии резко отличается философская система Иоанна Скота Эриугены, который переводил Ареопагитики на латинский язык и широко использовал идеи неоплатонизм, впадая в прямой пантеизм. В этой связи необходимо подчеркнуть, что основным теоретическим источником пантеизма, как и неортодоксальной мистики, в западной философии средневековья, был именно неоплатонизм (например, уже у Аморп Шартрского и Давида Динанского).

 

 К концу средневековья  сильное влияние неоплатонизма  сказалось в немецкой мистике  14-15 вв. (Мейстер Экхарт,И. Таулер, Г. Сузо, Ян Рейсбрук и анонимный трактат "Немецкое богословие"). Пантеистические и рационалистические тенденции неоплатонизма выявились у таких представителей философии Возрождения, как Николай Кузанский, Г. Плифон и М. Фичино. Большой шаг в сторону секуляризации неоплатонизма был сделан в итальянско-немецкой натурфилософии эпохи Возрождения (Парацельс, Дж. Кардано, Б. Телезио, Ф. Патрици, Т. Кампанелла и Дж. Бруно). О влиятельности неоплатонизма в 17 - начале 18 вв. свидетельствует школа кембриджских платоников (Р. Кедворт и др.). Немецкий идеализм конца 18 - начала 19 вв. опирался на идеи неоплатонизма, особенно в лице Ф. В. Шеллинга, а также и Г. Гегеля, который был первым историком философии, адекватно изложившим неоплатонизм в своей "Истории философии" (см. Соч., т. 11, М. - Л., 1935, с. 35-76). Воздействие неоплатонизма на идеализм 19-20 вв. можно проследить прежде всего у таких русских философов, как В. С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк, П. А. Флоренский. Неоплатонические элементы и тенденции прослеживаются и в ряде различных направлений современной буржуазной философи


Информация о работе Эпикуреизм