Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:15, реферат
Родоначальником эмпиризма был английский философ Ф. Бекон. Как и большинство мыслителей его эпохи, Бекон, считая задачей философии, создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние.
2) Идолы пещеры исходят от отдельного человека. Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной». Дух людей «различен, склонен к изменчивости и почти случаен». Идолы пещеры «берут свое происхождение из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей». Мало тех, кому удается держаться середины, т. е. не презирать того, что есть справедливого в учении древних, и не забывать его в связи с открытиями современных ученых»11.
3) Идолы площади или рынка. Бэкон пишет: «Есть также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением». В самом деле, «связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум. Определения и объяснения, которыми часто пользуются ученые для самозащиты, также не способствуют восстановлению естественной связи разума и вещей». Во всяком случае, говорит Бэкон, «слова насилуют разум, мешая рассуждению, увлекая людей бесчисленными противоречиями и неверными заключениями». Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, «потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен». Люди «верят, что их разум господствует над словом, но случается и так, что слова обращают свою силу против разума, что делает философию и другие науки софистическими и бездеятельными». Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это имена несуществующих вещей (как, например, «судьба», «вечный двигатель» и т.д.), или это имена вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.
4) Идолы театра «проникли
в человеческую душу с помощью
различных философских доктрин
из-за наихудших правил
Освободив ум от «идолов», а дух от поспешных «антиципации», человек, по мнению Бэкона, может обратиться к изучению природы». «Назначение и цель человеческих возможностей заключается в создании и введении в некоторое тело новой природы. Задача и цель человеческой науки заключается в открытии формы природы, природного отличия, т. е. особых свойств породы, источника эманации». Эта центральная идея мысли Бэкона нуждается в некотором разъяснении. Прежде всего, что имел в виду Бэкон, когда говорил о «создании и введении в некоторое тело новой природы»?
Вот проекты, иллюстрирующие идею Бэкона:
- создать металлические сплавы для различных целей;
- получить более прозрачное и небьющееся стекло;
- найти способ хранения в течение всего года лимонов, апельсинов, других цитрусовых;
- достигнуть более быстрого созревания зеленого горошка, клубники и черешни.
Последний его проект заключается в поисках путей к получению - из железа в соединении с кремнем или каким-нибудь другим камнем - металла, более легкого, чем железо, и не подверженного коррозии. Примеры позволяют понять, что имеется в виду под «вводом в некоторое тело новой природы»12.
Заключение
Таким образом, было выяснено,
что Бэкон стал тем мыслителем,
который особенно четко выразил
сознание превосходства достижений
европейцев Нового времени над античными
и тем более средневековыми. Проницательность
автора «нового Органона» привела
его к осознанию связи между
изменениями, происшедшими примерно за
два последних столетия в жизни
народов, и теми задачами, которые
вытекали для науки и философии
его эпохи. Древнегреческая наука
и философия соответствовали
ограниченному кругозору
Бэкон убежден, что рассвет античной философской мысли имея место не в эпоху Платона и Аристотеля, а досократовскую эпоху, во времена милетцев и Гераклита, Эмпедокла и Анаксагора и особенно Демокрита, которого он ценит выше всех других античных философов. Предпочтение, отдаваемое ему, как и всем досократским, объясняется тем, что по убеждению английского философа, вопросы опытного исследования природы занимали у них главное место.
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.
2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 664 с.
3. Вахрушев А.А. Философские сочинения. - М.: Гардарики, 2007. - 245 с.
4. Губин В.Д. Философия: Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.
5. Лаврова С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.
6. Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.
7. Матюшкин А.М. Философия: Учебник. - М.: Академия, 2005. - 208 с.
8. Островский Э.В. Философия: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
10. Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. –
640 с.
1 Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - С. 259.
2 Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2008. - 262 с.
3 Губин В.Д. Философия: Учебник. - М: Велби, 2007. - С. 179.
4 Лаврова С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 426
5 Матюшкин А.М. Философия: Учебник. - М.: Академия, 2005. - С. 90
6 Островский Э.В. Философия: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - С. 105.
7 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - С. 208.
8 Хрусталев Ю.М. Философия: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - С. 462.
9 Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 2009. - С. 108.
10 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 254.
11 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 276.
12 Лебедева С.А. Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - С. 280.