Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 06:53, контрольная работа

Описание работы

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).
Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

Содержание

Введение
Эпохи эллино-римского периода
1.1 Эпоха эллинизма
1.2 Римская философия
2. Основные философские направления эллино-римского периода
2.1 Эпикуреизм
2.2 Скептицизм
2.3 Стоицизм
2.4 Неоплатонизм
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.63 Кб (Скачать)

    В  шестом говорится, что ни одно  восприятие не относится изолированно  к нашим  чувствам без примеси  других факторов.

    Следующий  троп указывает на различные  воздействия  разного количества  одного и того же вещества  или материи (что в  малом  количестве полезно, а в   большем может быть вредно).

      Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений   между вещами является релятивным (например, что является относительно  одной вещи «вправо», может быть  по отношению к другой «влево»).

    Предпоследний  троп отражает тот факт, что  «привычные и непривычные вещи»  вызывают различные чувства (например, затмение солнца как необычное  явление, закат  солнца - как  привычное).

    Десятый  троп поддерживает убеждение  в том, что ничего нельзя  утверждать позитивно  – ни  существование различных  прав, ни привычек, ни воззрений, ни  проявлений веры и т. д.

    К  этим десяти тезисам Агриппа   и его ученики прибавили еще  пять. Первый из новых тропов  аргументирует различие видов  или мнений. Второй критикует  бесконечную цепь доказательств.  Третий подчеркивает, что любое  ограничение относится всегда  лишь к чему-либо конкретному.  Четвертый критикует принятие  предпосылок, которые впоследствии  не доказываются. Пятый троп предостерегает  от доказательства по кругу.  Он указывает на то, что каждое  доказательство в свою очередь  требует доказательства, это доказательство  требует своего доказательства  и так по кругу до исходной  точки. И хотя эти новые тропы  более абстрактны, некоторые из  них можно редуцировать к ранним  тропам, так же как некоторые  ранние тропы основаны на более  или менее аналогичных принципах.

    Исходя  из принципа «ничего не утверждать»,  подкрепленного тропами, скептики  отвергали  любые доказательства. В отличие  от эпикурейской  и стоической философии, в которых  достижение счастья  необходимо  предполагало познание явлений   и законов природы, т. е. познание  вещей, философия скептицизма  в  прямом смысле слова отказывается  от этого познания. 
 

Познание  выступает как диалектический процесс  активного целенаправленного воспроизведения  в системе идеальных образов  сущности вещей, явлений объективного мира, включая человека и жизнь  общества. В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание Процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение  действительности с помощью органов  чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную  информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение выступает  в трех основных формах

1. Ощущения - это чувственные образы отдельных  свойств предметов

2. Восприятие  целостный чувственный образ  объекта, непосредственно воздействующего  на органы чувств, отражающих  различные стороны, свойства этого  объекта.

3. Представление  - образное знание о непосредственно  не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Формы рационального познания:

1 Понятие  - это такая форма мышления, в  которой отражаются общие и  существенные свойства, связи и  отношения предметов и явлений.

2. Суждение . - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.

3. Умозаключение . - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны  чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически  взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли  не может быть и речи о получении  полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность  существовать не может, т. к. оказывается  лишенным почвы, в качестве которой  выступают данные чувственные отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк  и др. ) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет  ничего в разуме, чего не было бы в  чувствах.

Сильная сторона  сенсуализма о подчеркивании  роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.

Слабая - в  переоценке чувственного знания, в  попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных  данных, принизить и свести на нет  роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о  природе общих понятий, перед  математическими истинами и т. д.

Эти слабости сенсуализма активно использовал  рационализм ( от лат. ratio - разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц), принижавший в  свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности  останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм  отрывает разум от его питательной  почвы, от эмпирических фактов и тем  лишает познание той базы, на которой  единственно может строиться  успешная работа познающего мир разума.

Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения  и рационального познания, эмпирического  и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.

Информация о работе Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм