МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ
ГОСУДАРСВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По философии
Проверил:
Малахова О. Н.
Выполнил:
Шарапов А.В.
Специальность:
МСХ
Гр. 68, шифр
1003245
Ижевск
2011
Эллино-римский период античной
философии. Скептицизм. Стоицизм.
Оглавление
Введение
Эпохи эллино-римского
периода
1.1 Эпоха эллинизма
1.2 Римская философия
2. Основные философские направления
эллино-римского периода
2.1 Эпикуреизм
2.2 Скептицизм
2.3 Стоицизм
2.4 Неоплатонизм
Заключение
Список
использованной литературы
Тема: Эллино-римский
период античной философии. Скептицизм.
Стоицизм.
Введение
Эллино-римский
период античной философии (по-другому
называется поздняя античность)
длился с конца 4 в. до н.э.
по 5 в. н.э. В нем можно
рассмотреть два этапа: эллинистический
(конец 4-2 вв. до н.э.) и римский
(1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее
возникает и развивается неоплатонизм
(в III-V столетиях н.э.).
Философия
этого периода была призвана
как-то сориентировать эллина (т.е.
древнего грека, а именно, подразумевается
сам человек, субъект) в
мире с все более новыми
изменениями.
В эллино-римский период входят
такие учения как: эпикуреизм,
стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
Все
эти учения реализовывали один
и тот же идеал, они были
призваны обеспечить каждому
человеку душевный покой и
счастье. Избавление от всех
несчастий видели прежде всего
в автаркии (самодостаточности человека),
апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).
Эпохи эллино-римского
периода
Эпоха эллинизма.
Эпоха
эллинизма – эпоха крушения
полисной социальности. Социальная
структура – полис, город-государство
был ограничен, замкнут. Главная
задача состояла в том, чтобы
обеспечить политическую самостоятельность
этой замкнутости. Главная задача
полиса – воспитание лучших
граждан для государства, обеспечение
духовных запросов личности. Путь
духовной жизни – это путь
поиска, отрицания традиций, путь
обновления. Направленность на воспитание
граждан – это не только
основная направленность полиса.
Обращенность к гражданину порождает
новые типы обоснования, она
позволила грекам создать систему
обоснований – чем и была
философия. Способность творить
существует постольку, поскольку
существует греческий полис. Античный
полис разрушился. Теперь верховная
власть принадлежала монарху.
Начиная с Александра Македонского
все полисы были объединены.
Наблюдается
поиск путей духовного обновления.
В эпоху эллинизма не создается
ни одной принципиально новой
физической системы. Но в эту
эпоху остаются крупные философы,
происходит обоснование старых
систем.
Экономический
и политический упадок Греции,
закат роли полиса отражаются
в греческой философии. Усилия,
направленные на познание объективного
мира (философия Аристотеля), активное
участие в политической жизни,
которое проявилось у греческих
философов, постепенно замещаются
индивидуализмом, этизированием
и морализированием либо скептицизмом
и агностицизмом. Со временем
интерес к философскому мышлению
вообще резко падает. Приходит
период мистики, религиозно-философского
синкретизма, христианской философии.
1.2. Римская
философия
С
начала 3 столетия до н. э. в
регионе Средиземного моря существенно
усиливается влияние Рима, который
из городской республики становится
сильной державой. Во 2 в. до н.
э. он владеет уже большой
частью древнего мира. Под его
экономическое и политическое
влияние попадают и города
континентальной Греции. Тем самым
в Рим начинается проникновение
греческой культуры, составной частью
которой была философия.
Для
римской культуры характерно
стремление обогатиться лучшим
из того, с чем сталкивается
Рим, стремящийся к мировому
господству. Логичным поэтому является
то, что и римская философия формируется
под решающим влиянием греческого, в частности
эллинистического, философского мышления.
Приблизительно
с середины 2 в. до н. э. в
Риме развиваются три философских
направления, которые сформировались
уже в эллинистической Греции,
- стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.
2.Основные
философские направления эллино-римского
периода.
2.1. Эпикуреизм.
Основателем эпикуреизма
является Эпикур (341-270 гг.
до н.э.) - греческий философ-материалист
и атеист эпохи эллинизма. Он
отрицал вмешательство богов
в дела мира и исходил из
признания вечности материи, обладающей
внутренним источником движения.
Эпикур вносит оригинальные изменения
в атомизм Левкита-Демокрита:
для объяснения возможности столкновения
атомов, движущихся в пустом пространстве
с одинаковой скоростью, он
вводит понятие спонтанного «отклонения»
атома от прямой линии. Это
основа более глубокого взгляда
на соотношение необходимости
и случайности, некий такой
шаг вперед.
Эпикур,
выступивший в борьбу с Аристотелем,
создал в свое время школу
«Сад Эпикура», где он учил
философии на равных правах
даже женщин и рабов, чего
не могло быть у Платона
и Аристотеля. Другими словами,
он основал общество друзей-единомышленников,
которое просуществовало 600 лет.
Главным
для Эпикура было практическое
значение философии - прикладная
философия. Он считал, что атомы
различаются не только по величине
и форме, но и по весу, а
также имеют части, но не
делимы из-за абсолютной непроницаемости.
Также полагал, что бесконечно
лишь количество атомов, а не
форм.
Эпикур,
сохранив основную предпосылку
киренаиков, что главная цель
человека - наслаждение, существенно
преобразовал их систему. Если
те понимали наслаждение как
деятельность, то он отдал предпочтение
наслаждению покоем, так как считал,
что динамические наслаждения
предварительно несут страдания
от предшествующего желания,
а статические удовольствия - нет
(они некое состояние равновесия).
Считая, что стимулом динамических
удовольствий является желания,
делил желания на естественные
(необходимее и не необходимые) и вздорные.
И задавался при этом вопросом, а все ли
желания следует исполнять… Для него
чувства - источник счастья. При оценке
удовольствия он отказался от критерия
интенсивности и предпочел в качестве
такового длительность. При этом душевные
критерии удовольствия и страдания оказываются
большими, чем телесные, а следовательно
стремиться надо именно к душевным удовольствиям,
избегая душевных страданий.
Принцип
удовольствия, по нему, заложен в
самой основе жизни, и ему
нужно соответствовать. У Эпикура
разум подчинен телу, а не
наоборот, как у Сократа, Платона,
Аристотеля. В этом его главное
отличие от них, но при этом,
он все же считал (в соответствии
с общегреческим представлением
о человеке), что наибольшие удовольствия
человеку доставляет то, что оправдано
разумом.
Принципом
свободы воли Эпикур обосновал
возможность независимости человека
от общественных связей, его лозунгом
было жить незаметно, не по
законам общества, а по природе.
2.2 Скептицизм.
Скептицизм
– направление греческой философии,
которое формируется в конце
4 в. до н. э. Основателями
скептицизма являлись Пиррон
Элидский и Секст Эмпирик.
Греческое
слово скепсис соединяет
в себе как бы три
смысла — это и
рассмотрение, и сомнение,
и воздержание от суждений.
Скептики всегда
видели и поныне видят
свою цель в опровержении
догм всех философских
школ.
Скепсис
имел место в греческой философии
и раньше. В эллинистическую эпоху
складываются его принципы, ибо
скепсис определялся не методическими
установками в невозможности
дальнейшего познания, а отказом
от возможности дойти до
истины. И этот отказ становится
программой.
Скептицизм
отрицал истинность любого познания.
Удержаться от суждения – основной
его тезис. Поэтому «цель свою
скептики полагали в опровержении
догматов всех школ, но сами…
они ничего не определяли, не
определяли и того, что они
делали», отвергая в конце концов
и само утверждение «ничего
не утверждать».
Скептицизм
в большей степени тяготел
к философии софистов. Вместе
с созданием крупных государственных
объединений перестали создаваться
новые системы обоснований. Также
происходит обращение к личности,
только уже к личности атомистического
толка. Необходимо обосновать
идеал внутренней свободы,
происходит обоснование положения
человека в этом новом мире,
мире монархии (деспотический
режим).
В
огромной социальности человек
уже не мог влиять на мир,
он ему подчинялся, для больших
социальных объединений характерна
не проблема воздействия человека
на мир, а проблема успокоения,
утешения человека. Необходимо человека
довести до уровня природы
– понимания цивилизованности.
На
первый план выдвигается проблема
личного счастья, тогда можно
достигнуть атараксии (невозмутимости
духа) – это естественное состояние
человека, которое позволяет ему
перенести удары судьбы.
Эпикур
предложил такой способ обоснования
личного счастья: счастье –
это удовольствие. Удовольствие
– это способность довольствоваться
тем, что имеешь.
Доводы
против правильности как чувственных
восприятий, так и «познаний мысли»,
т. е. доводы, объясняющие, почему
нужно удерживаться от суждений,
скептики объединили в десять
тезисов – тропов. Вероятно, их
автором является Энесидем.
В
первом из этих тезисов подвергаются
сомнению положения о действительности
различия физиологической структуры
видов животных, в частности их
чувственных органов.
Во
втором подчеркиваются индивидуальные
различия людей с точки зрения
физиологии и психики.
В
третьем говорится о различии
чувственных органов, в которых
одни и те же вещи вызывают
разные ощущения (например, вино
зрению представляется красным,
вкусу- терпким и т. д.).
Четвертый
обращает внимание на факт, что
на познание влияют различные
состояния (телесные и душевные)
воспринимающего субъекта (болезнь,
здоровье, сон, бодрствование, радость,
грусть и т. д.).
Пятый
тезис отражает влияние расстояния,
положений и пространственных
отношений на восприятие (то,
что издалека кажется малым,
вблизи оказывается большим).