Автор: Карина Хасанова, 06 Октября 2010 в 14:34, реферат
История эллинизма мало привлекало историков идо середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов, выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им грандиозное сооружение рассыпалось.
К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания творческих сил греческого народа мало привлекала.
После своей
смерти Александр стал героем исторических
и литературных преданий многих народов.
Роман " Александр" был переведен
на 24 языка. Легенды о нем вплетались в
фольклор самых отдаленных друг от друга
народов. Это объяснялось не только грандиозностью
его державы, но и романтичностью его походов,
поразительными победами, молодостью
и трагичной судьбой Александра.
Держава Александра
распалась после его смерти. Александр
пытался создать великую
Громадное значение
для всего последующего времени
имели географические открытия и
изыскания Александра, улучшение
дорог, судоходство, прокладка новых
путей сообщения; все это значительно
раздвинуло рамки тогдашнего мира и позволила
расширить экономические и торговые связи.
Греческий язык
и греческая культура в результате
походов Александра проникли далеко
на Восток, даже туда, где власть Александра
не утвердилась- в Индию, Армению. С
другой стороны, восточная культура, наука,
производственный опыт, особенно в отраслях
хозяйства, не известных грекам. оказали
влияние на греков. Особенно отчетливо
влияние Востока сказывается в религиозных
представлениях. Расширение географических,
этнографических, естественнонаучных
познаний эллинов дало мощный толчок развитию
греческой науки, расцвет которой относится
к периоду после Аристотеля. В результате
походов Александра во всех странах, вошедших
в состав его державы, создается единство
производственной техники, единство военного
дела и вооружений и, поскольку речь идет
о греках и о народах, усвоивших греческий
язык- единство языка.
А между тем
продолжали действовать и силы, направленные
к расторжению этого
Прочно держалось
убеждение в невозможности
3. Эллинистическая
культура.
Характер и
значение эллинизма, как нового этапа
в истории античного
Сама организация
культурной жизни общества получила
широкий размах, невозможный раньше
в маленьких отгороженных друг от друга
полисах. В период эллинизма литература
и наука получают свой богатый, на широкую
ногу поставленный, центр в Александрийском
музее. Библиотека этого музея в Брухейоне
имела до 700 тысяч свитков. Здесь не только
собирали, но и изучали литературу. Здесь
возникла филологическая наука, унаследованная
последующими пополнениями.
Греческие игры
и празднества, греческие гимназии,
школы, театр получают широкое распространение
в странах Востока и становится
важным фактором не только эллинизации
Востока, но и ориентализации Запада. Громадное
значение имело при этом возникновение
общегреческого языка (на базе аттического
диалекта), постепенно вытеснившего из
литературного языка местные диалекты.
Общность языка была одним из весьма действенных
способов "смешения жизней, быта и нравов".
Вместе с греческим
языком к народам Востока проникают
и греческие литературные жанры.
Наконец, как известно, греческая
литература эллинистического периода
послужила исходным пунктом для
создания римской литературы.
Но содержание
эллинистической художественной литературы
существенным образом изменилось. В
Греции появляются новые жанры, соответствовавшие
изменившимся общественным настроениям
и художественным вкусам. Идеология
античности классического периода
была связана с общественной жизнью полиса.
Возникают новые типы литературных произведений
– эпиграммы, идиллии, жанровые сценки,
небольшие элегии, любовная лирика.
Чем менее содержательна
становится поэзии, тем более изысканной,
изощренной, причудливой становилась
ее форма. Александрийская поэзия (названная
так условно, ибо она созидалась не только
в Александрии) дала наиболее современные
образцы формального мастерства, воплощенности,
тщательности отделки, за которой чувствуется
не только поэтическое вдохновение, сколько
ученость; эта салонная поэзия рассчитана
на узкий круг читателей, способных оценить
кропотливую работу. Старые жанры меняют
свой характер. Театральные представления
становятся более пышными, зрелищными,
но исчезает глубокая идейное содержание
трагедий классического периода.
Эллинистическая
литература могла дать и дала новые
поэтические произведения и целые
жанры, интересные в своем роде.
Политика основания
и постройки новых городов
и в том числе столиц, получила
свое прямое выражение в эллинистическом
градостроительстве, в планировке городов
и их архитектурном оформлении. Создание
таких грандиозных по тому времени сооружений,
как Фаросский маяк, Родосский колос, громадный
корабль "Сиракузия" свидетельствуют
об этом.
Интерес к личному,
к переживаниям отдельного человека, утратившего
прочную связь с коллективом, сказывается,
как и в литературе, в появлении и быстром
развитии жанрового искусства, портретной
скульптуры и живописи.
Мифология занимает
по-прежнему много места в искусстве.
Но и боги изменили свою природу, и отношение
к ним стало иным. Эллинистические боги
не рассчитаны на религиозное благоговение
зрителя, в них сказывается скорее стремление
передать совершенство человеческого
тела и выражение человеческих чувств
и страстей.
Не только литература
и искусство изменили свое содержание
и создали новые формы; резкие
изменения произошли в чисто
идеологической сфере – философии
и религии. При тогдашнем политическом
устройстве философы стремились решать
прежде всего вопросы личные – вопросы
морали, цели и смысла жизни все больше
отходит от общефилософских проблем, чтобы
дать себе и своим последователям утешение,
моральную поддержку, внутреннюю устойчивость
взамен утраченной твердой опоре в полисе.
Общий подъем экономики
в первый период эллинизма отразился
и на философских концепциях. Материалистическая
философия, по существу наиболее жизненная,
достигла в начальный период эллинизма
блестящего расцвета в учении Эпикура.
Само занятие
философией все более превращается
в промысел. Более видные философы состоят
при дворах властителей.
Религия тоже не
стоит на месте. Греческая религия,
не имевшая своего богословия, была
основана на предании, зафиксированном
в многочисленных памятниках искусства.
В поэмах Гомера греки видели не
только поэтические мифы, но и историю.
В эллинистический период мифология перестает
удовлетворять верующего. В качестве источника
веры и религиозных исканий выдвигается
теперь не предание, а личное откровение.
Верующие находят опору в восточных религиях.
Странным и трудно объяснимым на взгляд
позднейших поколений представляется
культ царствующих особ, появляющихся
в эллинистических государствах.
Новые явления
в эллинистической религии не
означали исчезновения старой религии
классического периода. Старые боги
не исчезли, но они изменили свой облик,
стали "представителями общественных
сил". Религия в эллинистический период
становится впервые предметом изучения.
Этот период характеризуется религиозными
поисками. Новые боги должны были больше
говорить сердцу верующего, дать ему утешение,
опору в создании возможности спасения
если не на земле, то в ином мире.
Встреча эллинской
религии с восточными произвела
изменения и в религиях Востока.
Перемены были не очень значительны,
т. к. изменения условий общественной
жизни на Востоке в результате создания
эллинских монархий не затронули достаточно
глубоко условия жизни масс народов.
Но эллинизм
не привел к полному слиянию эллинства
с Востоком, не ликвидировал разрозненности,
обособленности племен и народов. Единая
религия поэтому не могла быть создана.
Старое отмирало, новое не было прочным
и глубоким. В религиозном отношении эллинистический
период – период исканий новых форм религии
и религиозного сознания.
Вернемся в
философию. Приобретает популярность
философия стоицизма, основоположником
которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное
в стоицизме – это этика, учение о добродетели,
которая заключалась в спокойствии, невозмутимости,
в умении стойко переносить удары судьбы.
Еще одна школа философов, киников, провозглашала
как высшую добродетель человека, его
умение наслаждаться малым, быть независимым
от государства, общества, даже от культуры
и семьи. Знаменитым киником был Диоген,
согласно легендам вообще бросивший вызов
общепринятому порядку и живший в бочке.
Когда его посетил знаменитый Александр
Македонский и спросил, что он желает,
то лишь ответил: "Не заслоняй солнца".
Это время отмечено
успехами науки, математики, механики
(Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх
Самосский), медицины, географии, филологии.
Происходит изменение
во всех сферах жизни: научной, политической,
общественной и духовной.
Заключение.
Эллинистическая
культура надолго пережила эллинистические
государства и вызвала у
Эллинизм не
был простым механическим "смешением"
Востока и Запада. Бал создан новый тип
экономического и политического объединения.
Эллинизм как
новый этап в истории рабовладельческого
общества получил отчетливое выражение
в области культуры – в литературе
и искусстве, в философии и
религии.
Историческое значение
эллинизма и культура в том главным образом
и состоит, что в этот период человек отрывается
"от пуповины естественно-родовых связей",
что происходит процесс преодоления этнической,
религиозной, общинной, полисной замкнутости
и все отчетливее вырисовывается классовая
борьба.
Эллинистическая
культура распространилась и сохранилась
даже там, где ее социально-экономическая
и политическая база оказалась слабой
и недолговечной. Она проникла в
Среднюю Азию и Индию. В далеком
Причерноморье, в Ольвии, Херсонесе,
в Боспорском царстве эллинистическая
культура достигла высокого развития.
Отсюда вышли знаменитые философы Бион
и Сфер, историки Сириск и Посидоний Ольвиополит,
географ Дионисий Ольвийский, поэт Исим.
Конечно, не везде и всегда эллинистическая
культура пускала прочные корни, ее распространение
и развитие были неравномерны.
Изучение истории
эллинизма не только вскрывает закономерность
исторического процесса развития античного
рабовладельческого общества. Оно позволяет
сделать и более общий вывод: когда
социально-экономическая формация находится
на стадии упадка и разложения, попытки
господствующего класса упрочить свою
власть путем введения новых форм экономического
и политического господства обречены
на провал.
Но чтобы не говорилось, ясно одно, что эпоха эллинизма оставила как историческое, так и культурное наследие.