Автор: Карина Хасанова, 06 Октября 2010 в 14:34, реферат
История эллинизма мало привлекало историков идо середины XIX в. она совершенно не была разработана. После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V в., создавшей изумительные, до сих пор пленяющие нас произведения искусства выдающихся гениальных философов, выдающихся государственных деятелей, непревзойденных мастеров художественного слова. Вся последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, не стоящей внимания.
От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейти к республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразивший воображение не только современников, но и последующие поколения, занимал в истории античности подобающее место. При изучении истории ограничивались констатированием факта, что после его смерти воздвигнутое им грандиозное сооружение рассыпалось.
К тому недостаточность источников и трудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политической истории эллинизма отпугивала исследователей. Исследование периода упадка и иссякания творческих сил греческого народа мало привлекала.
Эллинизм
Введение
История эллинизма
мало привлекало историков идо середины
XIX в. она совершенно не была разработана.
После великих достижений культуры
Афинской рабовладельческой демократии
V в., создавшей изумительные, до сих
пор пленяющие нас произведения
искусства выдающихся гениальных философов,
выдающихся государственных деятелей,
непревзойденных мастеров художественного
слова. Вся последующая история Греции
представлялась бледной, малосодержательной,
не стоящей внимания.
От обаятельной
классической Греции историки предпочитали
перейти к республиканскому Риму. Только
Александр Македонский, великий завоеватель,
поразивший воображение не только современников,
но и последующие поколения, занимал в
истории античности подобающее место.
При изучении истории ограничивались
констатированием факта, что после его
смерти воздвигнутое им грандиозное сооружение
рассыпалось.
К тому недостаточность
источников и трудность их истолкования
и согласования, чрезвычайная сложность
политической истории эллинизма
отпугивала исследователей. Исследование
периода упадка и иссякания творческих
сил греческого народа мало привлекала.
У Нибура даже вырвалось
пожелание: “..чтобы земля разверзлась
и поглотила македонцев.”
Между тем эллинизм-
целая эпоха в истории
По отдельным
эллинистическим странам и по отдельным
проблемам истории эллинизма написана
за последние десятилетия обширные серьезные
исследования, но об эллинизме в целом
серьезных трудов не появилось. Исключение
составляет, пожалуй, представляющая несомненный
интерес книга Тарна “ The Hellenistic civilization
”, вышедшая впервые в 1927г.
1. Исторический
очерк
Что означает “эллинизм”? Для одних он означает новую культуру,
состоящую из греческих
и восточных элементов; для других-
распространение греческой
греческая цивилизация,
но видоизмененная под влиянием новых
условий.
Все эти теории
содержат долю истины, но ни одна из них
не является полной истиной, т. к. являются
детальными. Для того, чтобы получить правильную
картину, нужно рассмотреть совокупность
всех явлений.
Термин “эллинизм” является условием для цивилизации трех веков, в
течении которых греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины, никакое общее определение не может полностью охватить этот
процесс.
Изучить “эллинизм”
как историческую эпоху и понять
его во всем его своеобразии нельзя
без учета того основного факта,
что “эллинизм”- этап в
истории античного
рабовладельческого общества.
В эпоху “эллинизма” мир изменился и расширился. Греческим языком можно было пользоваться от Марселя до Индии, от Каспийского моря до порогов Нила. Национальность отступает на второй план; общий язык и общее
воспитание содействуют
развитию общей культуры. Литература,
наука и прежде всего философия связаны
в известной мере с более широким миром,
чем Греция. Торговля стала международной.
“Эллинизм” установил иные формы государства
вместо восточной деспотии и эллинского
полиса. Но эллинистические монархии на
Востоке, Македонская коалиция, Ахейский
и Этолийский союзы на Балканах не ликвидировали
греческого полиса с его узкими интересами.
Конечно, то не были независимые города-
государства, но существование их связывало
граждан со старыми учредителями полиса.
С другой стороны, и восточная деспотия не была ликвидированы.
Приемники Александра
продолжали действовать подобным же
образом. Даже в области культуры,
где “эллинизм” означает коренной
переворот, дело не было доведено до конца;
не были поглощены восточные культуры,
не была забыта эллинская культура классического
периода.
Таким образом,
эллинизм можно расценивать как
прогрессивный этап в истории
античности, но с существенной оговоркой.
В его начальный период были созданы
новые формы экономической, политической
и духовной жизни. Но изменения, совершившиеся
во всех областях жизни в эллинистический
период, были недостаточно глубоки, причины,
приведшие к кризису эллинских государств
не были преодолены.
Во всех областях культуры эллинизм означает поворот всемирно-исторического значения. Многое было только намечено, эллинистическая
экономика не создала
условий для окончательной
наследия, для
создания на его основе нового цельного
мировоззрения, целостности гармоничной
культуры. Противоречия рабовладельческого
общества после краткого периода подъема
сказались очень быстро и привели к тому,
что развитие шло лихорадочными темпами
с кратковременными взлетами и длительными
периодами упадка; в некоторых областях-
философии, литературе- упадок стал хроническим.
Но в целом эллиптическая культура- это
новая стадия в культурной истории человечества,
повлиявшая на весь дальнейший ход ее.
Становится ясной
историческая роль эллинизмa как одно
из этапов, на которых подтачивалась социально-экономическая
ограниченность рабовладельческого общества,
создались, хотя в недостаточной степени,
предпосылки для более прогрессивного
общественно- экономического подъема.
Созданная на этой базе эллинистическая
культура была принципиально новой, поскольку
она, хотя в неполной мере, порвала рамки
прежней ограниченности.
Но эллинистическая
культура не должна заслонять тех
материальных основ, на которых она
возникла. Напротив, именно в аспекте
общественных отношений становится
ясной ее сущность и ее историческая роль.
2. Александр
Македонский
Многие элементы
возникающего нового, эллинистического
общества были уже налицо, когда
на мировую арену выступил Александр
Македонский, деятельность которого оказала
влияние на все области политической,
экономической и духовной жизни того времени
и с которого принято обычно считать начало
эллинизма. Об Александре Македонском
написано громадное количество литературы;
его деяния, его личность, его судьба уже
в древности привлекала живейший интерес
историков и философов. Особенно привлекала
и привлекает внимание деятельность Александра,
как полководца; его походы и данные или
крупные сражения продолжают тщательно
изучаться с точки зрения военного искусства.
Александр, сын
Филиппа II Македонского родился в гекатомбейоне
(по македонскому календарю- конец июля)
356г. до н. э. в Пелле. Древнее предание гласит,
что он родился в ту ночь, когда Геростат
сжег храм Артемиды Эфесской- одно из "семи
чудес света", рождение Александра.
по легенде должно возместить эту утрату.
Мать его Олимпиада была властной женщиной
с деспотическими страстями.
Первым воспитателем
Александра, и воспитателем суровым,
был родственник Олимпиады
Вернувшись в
340г. ко двору отца, юный Александр
стал уже принимать участие в
политической жизни. В 337г. Филипп отдалил
от себя Олимпиаду и обручился
с Клеопатрой. В связи с этим
произошел разрыв между ним и
Александром. Александру пришлось удалится
в Иллирию. Вскоре, однако, Александр
помирился с отцом. На следующий год Филипп
умер. В Македонии престолонаследия в
виде перехода власти от отца к сыну не
было установлено здесь была возможна
конкуренция между различными претендентами.
Чтобы утвердится на троне, Александр
перебил своих возможных соперников.
Укрепив свои позиции
в Греции, Александр весной 335г., чтобы
обеспечить свой тыл перед походом
в Азию, выступил на север, переправился
через Балканы и благодаря
умелой и смелой тактике разбил трибаллов.
Укрепив северную границу царства , Александр
повернул в Иллирию, где было начато восстание.
Александру удалось одержать победу. Одержав
еще ряд побед Александр все же видел свою
миссию не столько в осуществлении как
эллинских идей, сколько в том прежде всего,
чтобы создать большое Македонское царство,
расширить свои владения; а по мере того
как он одержал все новые победы, идея
мировой державы оттеснила и Македонию
на второй план.
В завоеванных
и занятых городах Александр
восстанавливал демократию и объявлял
греческие города свободными и автономными.
Завоевания Александра означали такой
переворот во взаимоотношениях между
победителями и побежденными , какого
мир до этого не знал. Не все греческие
города в Малой Азии с энтузиазмом встречали
Александра и только Тир, Газа, Геликарнас,
но и небольшие города оказали ему сопротивление.
В процессе завоевания у Александра все
больше укреплялась идея мирового господства,
и старые панэллинские лозунги утратили
свою актуальность, все меньшую роль играли
в политике завоевания.
Жестокая расправа
с Фивами показала, что с самого
начала на первом месте у Александра
стало укрепление собственной власти
для осуществления планов завоеваний
на Востоке.
Мы не знаем тех 70 с лишних городов, которые по словам
Плутарха, построил
Александр на Востоке, но Александрия
и Ходжент на Востоке, ставший Ленинаканом,
Кандагар и Герат существуют и поныне.
После победы над
Дарием в 330г. Александр уже видел
себя владыкой Востока и ни на какие
частичные уступки не шел. В течении
трех лет, преодолевая большие трудности,
Александр подчинил восточные страны,
укрепил свою власть теми способами, которые
он применял до этого; он привлекал к себе
на службу представителей местной знати,
к непокорным применял жестокие репрессии,
по пути своего прохождения основывал
новые города- Александрии, которые должны
были не только служить для него опорными
пунктами, но и сблизить местное население,
его экономику, быт и культуру.
Больше всего
трудностей доставили Александру Бактрия
и Согдиана, на покорение которых
он потратил два года. Военная демократия
в области Средней Азии дорожила своей
свободой и боролась за нее. Но в 327г. компания
была завершена и Александр начинает готовится
к новому грандиозному походу на Индию.
Плутарх утверждает,
будто Александр привел из Индии
меньше четверти своего войска. В начале
324г. Александр соединился с отрядом Неарха.
Возвращение было торжественно отпраздновано.
Но предстояло много трудов и работ по
организации государства, налаживанию
администрации, реализации идей, которые
толкали Александра на все новые завоевания.
Александр по мере
расширения своих военных операций
привлекал в войско местные войсковые
части. В Сузах он провел церемонию,
которая должна была служить как
бы символом слияния победителей
и побежденных в один народ.
Еще до индийского
похода Александр женился на Роксане,
племяннице Дария; хотя это был брак
по любви, но он не мог не быть воспринят
также как акт политический. В
Сузах Александр организовал
в один день массовые браки между
македонцами и персами.
Политика Александра.
естественно, усилила оппозицию
не только в Греции, реально утратившей
свою свободу, но и среди македонцев.
Им чужды были мечты Александра,
его политика слияния греков, македонцев
и варваров означала для них умаление
их привилегий и превращение их в таких
же подданных царя, какими были покоренные
восточные народы.
В 323г. Александр
переехал в Вавилон, центр созданной
им державы. Сюда со всех концов света
прибывали послы и делегации
с просьбами и с выражением
почтения и преданности. Мировая держава,
созданная Александром, должна была получить
также идеологическое оформление, в тогдашних
условиях- религиозное. Правда, тогда еще
не было условий для создания единой религии
для всех народов, населявших государство
Александра; об этом не было и речи.
Но культ Александра
мог в некоторой степени не
только дать религиозную санкцию
власти царя, но и объединить всех его
подданных.
Но Александр
не успокоился на достигнутых успехах.
Его не останавливала тоска, страстная
мечта о новом, неизвестном, неутолимые
поиски новых путей расширения государства.
Во время подготовки
новой экспедиции Александр внезапно
заболел в Вавилоне. Он крепился,
перемогался , продолжал заниматься
делами, но состояние его с каждым
днем ухудшалось. На десятый день встревоженные
ветераны добились допуска в покой, где
лежал их умирающий полководец; они молчаливо
прощались с находившемся уже в бессознательном
состоянии Александром. На следующий день,
13 июня 323г. Александр умер в расцвете сил,
не достигнув еще 33 лет от роду.