Аргументы
Зенона сообщили мощный импульс дальнейшему
развитию античной математики, античной
логики и античной диалектики. Эти
аргументы вскрыли противоречия
в понятиях современной Пармениду
и Зенону науки — в понятиях
о пространстве, о едином и многом,
о целом и частях, о движении
и покое, о непрерывном и прерывном.
Апории Зенона побуждали мысль искать
разрешения замеченных им трудностей.
Нависшая над математическим познанием
угроза неразрешимых противоречий была
устранена впоследствии атомистическим
материализмом Левкиппа и Демокрита.
Заключение
В
целом элейская школа все же вошла
в историю античной философии
как течение, несомненно являвшееся
реакцией против ряда результатов, достигнутых
развитием ранней материалистической
науки и философии греческого
Востока вбив первой половине 5 в. до
н. э.
Философия
Парменида заключается в следующем:
всевозможные системы миропонимания
базируются на одной из трех посылок:
1) Есть только бытие, небытия нет; 2)
Существует не только бытие, но и небытие;
3) Бытие и небытие тождественны.
Истинной Парменид признает только первую
посылку. Согласно ему, бытие едино,
неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено
в себе, только оно истинно сущее;
множественность, изменчивость, прерывность,
текучесть - все это удел мнимого.
С
защитой учения Парменида от возражений
выступил его ученик Зенон. Древние
приписывали ему сорок доказательств
для защиты учения о единстве сущего
(против множественности вещей) и
пять доказательств его неподвижности
(против движения) . Из них до нас
дошло всего девять. Наибольшей известностью
во все времена пользовались зеноновы
доказательства против движения; например,
"движения не существует на том основании,
что перемещающееся тело должно прежде
дойти до половины, чем до конца,
а чтобы дойти до половины, нужно
пройти половину этой половины и т.д.
".
Аргументы
Зенона приводят к парадоксальным,
с точки зрения "здравого смысла",
выводам, но их нельзя было просто отбросить
как несостоятельные, поскольку
и по форме, и по содержанию удовлетворяли
математическим стандартам той поры.
Разложив апории Зенона на составные
части и двигаясь от заключений к
посылкам, можно реконструировать исходные
положения, которые он взял за основу
своей концепции. Важно отметить,
что в концепции элеатов, как
и в дозеноновской науке фундаментальные
философские представления существенно
опирались на математические принципы.
Видное место среди них занимали следующие
аксиомы: 1. Сумма бесконечно большого
числа любых, хотя бы и бесконечно малых,
но протяженных величин должна быть бесконечно
большой; 2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно
большого числа непротяженных величин
всегда равна нулю и никогда не может стать
некоторой заранее заданной протяженной
величиной.
Именно
в силу тесной взаимосвязи общих
философских представлений с
фундаментальными математическими
положениями удар, нанесенный Зеноном
по философским воззрениям, существенно
затронул систему математических знаний.
Целый ряд важнейших математических
построений, считавшихся до этого
несомненно истинными, в свете зеноновских
построений выглядели как противоречивые.
Рассуждения Зенона привели к
необходимости переосмыслить такие
важные методологические вопросы, как
природа бесконечности, соотношение
между непрерывным и прерывным
и т.п. Они обратили внимание математиков
на непрочность фундамента их научной
деятельности и таким образом
оказали стимулирующее воздействие
на прогресс этой науки.
Следует
обратить внимание и на обратную связь
- на роль математики в формировании
элейской философии. Так, установлено,
что апории Зенона связаны с нахождением
суммы бесконечной геометрической
прогрессии. На этом основании советский
историк математики Э. Кольман сделал
предположение, что "именно на математический
почве суммирования таких прогрессий
и выросли логико-философские
апории Зенона". Однако такое предположение,
по-видимому, лишено достаточных оснований,
так как оно слишком жестко
связывает учение Зенона с математикой
при том, что имеющие исторические
данные не дают основания утверждать,
что Зенон вообще был математиком.
Огромное
значение для последующего развития
математики имело повышение уровня
абстракции математического познания,
что произошло в большой степени
благодаря деятельности элеатов. Конкретной
формой проявления этого процесса было
возникновение косвенного доказательства
("от противного"), характерной
чертой которого является доказательство
не самого утверждения, а абсурдности
обратного ему. Таким образом
был сделан шаг к становлению
математики как дедуктивной науки,
созданы некоторые предпосылки
для ее аксиоматического построения.
Итак,
философские рассуждения элеатов,
с одной стороны, явились мощным
толчком для принципиально новой
постановки важнейших методологических
вопросов математики, а с другой
- послужили источником возникновения
качественно новой формы обоснования
математических знаний.
Список
литературы:
- «Эволюция
понятия науки», П. П. Гайденко
- В.Ф.
Асмус. «Античная философия»
- Кохановский
В., Яковлев В. «История философии»
- В. Татаркевич.
«История философии. Античная и средневековая
философия»
- С. Л.
Бутина «Натурфилософия:
поиски единого»