Экономическая культура государственного служащего Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в РФ традиционно именуют государственной, хотя в развитых демократических странах она именуется "public service" или "civil service", что в буквальном переводе означает - публичная, общественная, гражданская служба.
Государственная служба может рассматриваться широко - как крупномасштабная многофункциональная система, полностью обеспечивающая функционирование публичного сектора и выполняющая две основные функции - организационную и социального обслуживания, или узко - как профессиональная деятельность по обеспечению выполнения полномочий государственных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

5
ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

6
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

8
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

10
УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

12
НРАВСТВЕННОСТЬ ВЛАСТИ
КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

14
КОРРУПЦИЯ КАК НЕГАТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Философия реферат экономическая культура.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

       Работая на себя, т.е. на потеху своим амбициям, русский ремесленник, находившийся в системе домостроя, удовлетворял своей продукцией в основном интересы свои и ближнего круга, не думая о массовом тиражировании своей продукции для продажи. Другая модель – «работа на государство» подразумевала необходимость сплачивания усилий для реализации важнейших общественных целей, связанных с проблемами выживания общины и государства. Очевидно, и в том и другом случае поведение ремесленника определяли внеэкономические факторы мотивации труда. Архетипы работы на рынок, т.е. на удовлетворение общественных потребностей, были в российском обществе не развиты, соответственно слабое развитие получили и методы экономического принуждения к труду. Указанные элементы трудовой этики характерны не только для современных предпринимателей, но и для чиновников, работающих на себя, в угоду собственным амбициям и, соответственно, не задумывающихся о том, что своим поведением они формируют барьеры развития российского бизнеса.

     Второй составной частью экономической культуры является совокупность инструментальных и научно-теоретических знаний. Важность этого компонента обусловлена формированием идеальной для государства модели экономического поведения, обусловленного спецификой национальной экономической культуры. Для совершенствования российской экономической культуры (как предпринимателей, так и чиновников) необходимо исследование традиций экономической культуры, формирование и институциональное выражение на их основе модели «новой» культуры, взращивание новых экономических институтов.

    Элемент экономической культуры, связанный с нормативным регулированием экономической деятельности, также отличается рядом особенностей. Институционализированный ценностно-нормативный комплекс, регулирующий экономическое поведение различных социально-профессиональных групп, состоит из трех взаимосвязанных сфер:

  • профессиональных норм и профессиональной этики;
  • предписаний, относящихся к различным типам экономического поведения (бизнес, банковское дело, государственная служба и т. д.);
  • специфики рыночного механизма, степени вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

      В русском культурном коде социальный и экономический порядок неразрывно связывался с государственной властью, детальной регламентацией, сводящей к минимуму свободу выбора. Это позволяет сделать вывод о том, что роль органов государственной власти и отдельных служащих в развитии экономики страны велика, но при этом необходимо повышение экономической культуры чиновников.

      Экономическая культура – система, которая не может быть обособленной, автономной от государственного управления. Она является составной частью общей культуры и взаимосвязана с другими ее элементами и непосредственно с профессиональной деятельностью госслужащих. Именно экономическая культура позволит служащему понять важность развития бизнеса и не создавать барьеры для повышения эффективности деятельности организаций. Формирование базисных компонентов экономической культуры в том числе, наряду с профессионализмом, должно стать объектом целенаправленной работы на уровне подготовки кадров, повышения квалификации и переподготовки. 

    ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ  

        Экономическая культура государственного служащего определяется характером и динамикой изменений государственного и муниципального управления. Сложно работать в сфере государственного и муниципального управления и при этом не осознавать своей деятельности, не относится к ней как желанной, престижной, почетной. Необходимо в процессе обучения и переобучения служащих формировать у них высокую духовность и моральную ценность их деятельности. Наделение ее надобыденным смыслом будет побуждать служащих активнее включаться в процесс профессиональной деятельности.

         Показателями качества экономической культуры государственных служащих являются:

    1) экономическая грамотность;

    2) экономическая воспитанность; 

    3) овладение социально-экономическим  опытом;

    4) профессиональная трудовая этика

    5) способность в дальнейшем к транслированию хозяйственной культуры.

         Именно показатели качества формируют направления развития и повышения хозяйственной культуры государственных служащих.

        Рассмотрим сущность каждого из них.

        Под экономической грамотностью понимается готовность чиновников оказывать помощь гражданам и юридическим лицам, приносящим доход государственному бюджету. Экономическая грамотность включает:

    а) знание теоретических основ государственного и муниципального управления;

    б) понимание природы экономических  связей и отношений в государстве и в субъектах;

    в) умение сопоставлять и анализировать  конкретные экономические ситуации.

        Эти качества позволят государственным служащим не быть безучастными к проблемам, находить оптимальные пути реализации законов исходя из принципа целесообразности и эффективности как для государства так и для граждан.

        Составными частями экономической воспитанности Э.А. Гансов называет экономические знания, умения и навыки, интересы и деятельность. А.Ф. Аменд определяет экономическую воспитанность как комплексное свойство личности, характеризующееся степенью сформированности у нее экономических знаний, качеств, таких как бережливость, расчетливость, экономность, деловитость. Этих необходимых качеств очень не хватает нашим чиновникам.

        Экономическая грамотность и экономическая воспитанность государственных служащих, чиновников рассматриваются как результаты экономического обучения. Содержание экономической грамотности определяют экономические знания, умения и навыки, а экономической воспитанности – качества (бережливость, экономность, расчетливость, деловитость), мотивы, потребности, интересы и убеждения.

        Овладение социально-экономическим опытом будет способствовать пониманию чиновниками тех конкретных проблем, с которыми сталкивается бизнес. Государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому получение социально-экономического опыта возможно только опосредованно: беседы с предпринимателями, участие в форумах, конференциях, посвященных соответствующей тематике, а также через внедрение экономических методов управления персоналом государственной службы.

        Профессиональная трудовая этика оценивается через отношение человека к труду в той или иной сфере деятельности. В контексте государственной службы можно предположить, что служащий должен рассматривать государство как некую собственность, нуждающуюся в постоянном контроле и заботе, а результаты своей деятельности – как источник повышения благосостояния граждан, практицизм и рациональность организации механизмов реализации законов, профессионализм их исполнения.

        Способность к транслированию экономической культуры – передача традиций культуры из поколения в поколение. Экономическая культура представляет собой систему ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию профессиональной деятельности, определяющих форму ее осуществления, а вместе с тем и восприятие ее обществом. В становлении и развитии экономической культуры огромную роль играет государственный служащий как посредник между обществом с его проблемами и государством с его идеалами. Транслирование культуры представляет собой двоякий процесс: ее распространение в обществе (через систему образования, СМИ, личный пример и др.) и ее распространение в среде государственных служащих (через нормы служебного поведения, систему образования, личный пример и др.). 

    УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

      ГОСУДАРСТВЕННЫХ  СЛУЖАЩИХ  

        Показатели качества экономической культуры чиновников определяют направления ее развития. Однако для содержательного наполнения данных направлений и их реализации через систему подготовки и переподготовки государственных служащих необходимо также рассмотреть уровни и виды экономической культуры чиновников. Экономическая культура государственных служащих включает несколько структурных уровней, на которых организуются ее базовые ценности и которые формируют соответствующие виды экономической культуры:

        Личностный уровень составляют ценности, нормы, мотивы, ориентации, определяющие непосредственно профессиональную деятельность служащего. Это внутренние, индивидуальные, но культурно-обусловленные мотивы профессиональной активности, субъективные восприятия переживания этой деятельности, ее оценки, связанные с ней ожидания.

    Когда эти индивидуальные ценности, нормы, стереотипы поведения и восприятия и т.п. оформляются и закрепляются в реальной практике, в устойчивых массовых стереотипах профессионального поведения, наконец, воплощаются в реальной деятельности с ярко выраженной культурной спецификой – государство как «мой дом», граждане – «мои соседи» – они образуют институциональный уровень экономической культуры чиновников.

        Специализированная экономическая культура государственного служащего включает в себя, во-первых, разные типы высокой профессиональной культуры. Это локальные субкультуры специалистов высокого уровня, в силу особенностей своей профессиональной деятельности обладающих специфическим менталитетом, традициями, ценностными ориентациями, нормами поведения, профессиональным языком и т.п.

        Эти ценности формируются как в процессе обучения будущих государственных служащих, так и самой организационной и корпоративной атмосферой органов государственной власти. Во-вторых, сюда можно отнести и экстремальные формы экономической культуры, возникающие под воздействием каких-либо ситуаций или обстоятельств и существующие ограниченное время или среди ограниченного числа субъектов – например, ликвидация последствий аварий. К таким формам можно отнеси принятие управленческих решений в повседневной профессиональной деятельности служащего, требующих быстрого разрешения или нетрадиционных форм решения конфликтных ситуаций. Такой уровень культуры формируется при разрешении конкретной проблемной ситуации в критической обстановке. При подготовке и переподготовке госслужащих, как правило, не используются треннинговые формы обучения, широко используемые в бизнесе. Возможно, эти методы необходимо перенимать и внедрять в систему подготовки госслужащих.

        Срединная экономической культура противостоит ее экстремальным формам как устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций. Она проникает в повседневную практику служащего и образует повседневную хозяйственную культуру.

    На  обыденном уровне она предстает  как ежедневное выполнение обязанностей на служебном месте. Именно на повседневном уровне культуры наиболее отчетливо проявляется заложенная подготовка, мало осознаваемая в силу привычки. На повседневном уровне хозяйственной культуры поддерживаются традиционный уровень трудолюбия и усердия, качества и интенсивности труда, бережливости, аккуратности и исполнительности. В России очень низкий уровень развития срединной культуры как среди госслужащих, так и сотрудников бизнес-предприятий. Именно поэтому формированию этого вида культуры необходимо уделить особое внимание при разработке методики подготовки и переподготовки. Высокий уровень срединной хозяйственной культуры сглаживает колебания социально-экономического развития и обеспечивает более высокую адаптивную способность специалиста в профессиональной деятельности.

Информация о работе Экономическая культура государственного служащего Российской Федерации