Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:19, статья
Проблема экологических перспектив бытия общества со всей остротой поставлена современным состоянием природопользования, обострением глобальной экологической ситуации.
До недавнего времени подавляющее большинство вызванных человеческой деятельностью техногенных процессов осуществлялось на основе использования людьми биогенных энергетических ресурсов ископаемых углеводородов – лучистой энергии, аккумулированной в течение многих тысяч лет живыми организмами биосферы. Естественно, запасы этой энергии конечны. Энергетическая ситуация существенным образом меняется в настоящее время. Технически овладевая энергией атома, общество обретает независимый от фотосинтеза (абиогенный) источник энергии. И надо полагать, что это не последний вид абиогенной энергии, которая в дальнейшем все шире будет использоваться человеком. Расширяя свой энергетический базис за счет косной природы, развитие человеческой цивилизации преодолевает прежнюю зависимость от энергетического потенциала биогенной природы и получает доступ к неограниченным источникам энергии. Опираясь на абиогенные источники энергии, общество становится способным значительно увеличить мощь своей материально-преобразующей деятельности в природе, более целенаправленно и универсально влиять на естественные глобальные биохимические процессы. Тем самым общество получает неисчерпаемый источник энергии, использование которого даст возможность подчинить своим интересам биосферные, а затем и геологические процессы природы Земли, обеспечить энергетический потенциал безграничного саморазвития социальной формы движения материи в природе.
Различные источники энергии оказывают существенное влияние на пространственно-временные параметры и темпы производственной природопреобразующей деятельности людей[22]. Для обеспечения безграничного пространственно-временного бытия социальной формы движения материи и поддержания экологических условий существования человека в будущем необходимы такие источники энергии, которые бы не были обусловлены конечными ресурсами биосферы Земли и планеты в целом. Общество должно выйти за вещественно-энергетический предел конкретных ресурсов природы Земли. Источник вещества и энергии дальнейшего развития социальной формы движения материи может быть обеспечен овладением энергетическим потенциалом самодвижения абиогенной природы.
При этом следует иметь в виду естественные ограничения теплового загрязнения биосферы (опасность перегрева планеты – парниковый эффект в том числе), которым сопровождается увеличение производства и использования энергии. Однако овладение нетрадиционными видами энергии может способствовать решению и этой проблемы. Использование природных сил и процессов в качестве технологических, значительно увеличив производство необходимых продуктов с более высоким коэффициентом полезного действия, меньшей затратой энергии, позволит совместить энергозатраты цивилизации с энергетическими процессами биосферы планеты в целом.
Как известно, люди обретают реальную свободу собственной деятельности не в силу усвоения представлений об идеалах человечества, а в зависимости от достигнутого уровня развития производительных сил. Осваивая материально-энергетический потенциал самодвижения природы и развивая на этой основе производительные силы, общество обретает новые возможности преодоления экологических ограничений своего бытия. Оно становится спо-собным выбирать из множества возможных самые оптимальные направления природопреобразующей – экологической деятельности[23], перед ним открываются новые горизонты научно-техни-ческого и социального прогресса и обеспечения экологических условий развития социоприродного Универсума.
Естественно, свободный выбор путей экологической деятельности и дальнейшего развития социальной формы движения материи возможен в границах определенных абсолютных ограничений (биогенных констант) и с учетом объективных законов движения материи – бытия природы и общества.
Превращение возможности антропогенного обеспечения экологических условий безграничного бытия человеческого общества в реальности связывается с переходом человечества от его предыстории к подлинно человеческому обществу, с полной реализацией создания условий своей социальной жизни. Чтобы люди были в состоянии сознательно и свободно творить свою дальнейшую историю, они должны иметь необходимые для этого предпосылки – решить на основе современной революции в производительных силах и глубоких социальных преобразований всю совокупность глобальных проблем: удовлетворить первейшие потребности в пище, одежде, жилище; гарантировать человеку право на жизнь и социальное развитие; преодолеть угрозу глобального экологического кризиса и др. Тогда определяющим фактором обеспечения бытия общества станет не природный, а социальный фактор, и непосредственный процесс материального производства по преобразованию природы действительно превратится лишь в подчиненный момент целостного общественного производства, то есть развития общества во всей его тотальности. Только на основе полного обеспечения условий материальной жизни людей возможно развитие сущностных сил человека, которое является самоцелью, с чем связано истинное царство свободы. Лишь при достижении такого состояния развития социальной формы движения материи целью планомерно осуществляемого общественного производства человечества может стать прогресс общества в целом и антропогенное обеспечение необходимых материальных условий его дальнейшего бытия, осуществление глобальной программы создания ноосферы – благоприятных экологических условий развития общества в природе, коэволюция социоприродного Универсума.
Таким образом, осознание наличия абсолютных экологических ограничений бытия общества и деятельность по их преодолению свидетельствуют о завершении в бытии человечества как земного проявления социальной формы движения материи периода становления зрелого общества, преодолевшего «ребяческое», потребительское отношение к природе и относящегося к ней как к объективной реальности, с законами бытия которой должно согласовываться бытие социума и вектор коэволюции социоприродного Универсума.
В свою очередь, зрелое общество как высшая стадия развития социальной формы движения материи возможно только с полным завершением становления человека – со становлением зрелого человека, формирование которого обеспечивается многими естественно-природными и социокультурными факторами бытия человеческих индивидов[24].
[1] См. об этом: Олейников, Ю. В., Борзова, Т. В. Экологические проблемы взаимодействия общества с природой. – М., 2007.
[2] См. об этом: Гирусов, Э. В. Система «общество – природа» (Проблемы социальной экологии). – М., 1976; Лямин, B. C. География и общество. – М., 1978; Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: диалектика современной эпохи. – М., 1987. – С. 327–336.
[3] См.: Кутырев, В. А., Олейников, Ю. В. Система «природа – общество» // Философские науки. – 1986. – № 4. – С. 136–140.
[4] Гегель, В. Ф. Энциклопедия философских наук. – М., 1974. – Т. 1. – С. 355.
[5] Винер, Н. Кибернетика и общество. – М., 1958. – С. 58.
[6] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – С. 294; анализ различных форм ограничения человека и общества см.: Михайлов, В. В. Социальные ограничения: Структура и механика подавления человека. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2006.
[7] См.: Камшилов, М. М. Эволюция биосферы. – М., 1974. – С. 135; Большаков, В. Н. Экологические основы охраны природы. – М., 1981. – С. 12; Северцов, А. С. Основы теории эволюции. – М., 1987. – С. 77.
[8] См.: Вернадский, В. И. Избр. соч. – М., 1960. – Т. V. – С. 260.
[9] Опарин, А. И. Жизнь, ее соотношение с другими формами движения материи. –
М., 1962. – С. 7.
[10] См.: Фурье, Ш. Избр. соч. – Т. 1. – М.; Л., 1951; Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. произв.: в 2-х т. – М., 1963; Федо-
ренко, Н. П., Реймерс, Н. Ф. Стратегия экоразвития // Взаимодействие общества и природы как глобальная проблема современности: тезисы теоретической конференции. – М., 1981. – С. 35. Об этом писали Л. Н. Гумилев, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер и др.
[11] См.: Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. – М., 1965.
[12] См.: Федоров, Н. П. Соч. – М., 1982.
[13] См.: Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 362; Т. 21. – С. 276; См. также: Шкловский, И. С. Проблема внеземных цивилизаций и искусственная разумная жизнь // Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. Перспективы развития. – М., 1981. – С. 160.
[14] Абсолютизация природного начала в существовании человеческой цивилизации приводит к категорическим утверждениям о неотвратимой конечности бытия не только отдельных человеческих индивидов, но и общества в целом. О теоретических истоках экологического финализма см.: Фаддеев, E. T. Научно-техническая революция и некоторые проблемы социальной экологии. к критике экологического финализма // Социальные проблемы экологии и современность. – М., 1987; Школенко, Ю. А. Философия, экология, космонавтика (Критический очерк буржуазных доктрин). – М., 1983. – С. 72–74; Он же. Концепция цивилизации в свете космологии и космонавтики // Философские науки. – 1984. – № 1. – С. 20.
[15] См.: Лаптев, И. Д. Природопреобразовательная деятельность и развитие биосферы // Марксистско-ленинская концепция глобальных проблем. – М., 1985. – С. 279–280.
[16] Вернадский, В. И. Избр. соч. – Т. 1. – М., 1984. – С. 411.
[17] См.: Вернадский, В. И. Избр. соч. – Т. 1. – М., 1984. – С. 673; см. также: Он же. Избранные труды по истории науки. – С. 296.
[18] Он же. Химическое строение биосферы Земли. – С. 273.
[19] Он же. Очерки и речи. – Ч. II. – Петроград, 1922. – С. 10–11.
[20] См.: Вернадский, В. И. Биосфера. – Л., 1926. – С. 94.
[21] Там же. – С. 14.
[22] Многие тысячи лет первобытный собиратель, располагая лишь мощью своих мускулов, расходовал 2–3 тыс. ккал энергии в день. Энергетический потенциал земледелия и скотоводства увеличился в 4–5 раз. Энерговооруженность людей значительно возросла с использованием ископаемого топлива (угля – 800 лет назад, нефти – 100 лет). В начале 1900-х годов среднее мировое производство энергии было в 4 раза больше потребляемой человеком пищевой энергии, в 1960–1970 гг. – уже в 15 раз. В это время суммарно расходование энергии всех видов одним человеком достигло в среднем 192 тыс. ккал в день. В конце XX в. 87 % потребляемой энергии приходилось на долю развитых стран, население которых составляет менее 1/3 всех жителей планеты. См.: Моисеев, Н. Н., Крапивин, В. Ф., Свире-
жев, Ю. М., Тарко, A. M. На пути к построению модели динамических процессов в биосфере // Вести АН СССР. – 1978. – № 10. – С. 98; Одум, Г., Одум, Э. Энергетический базис человека и природы. – С. 196; Ярошенко, М. Ф. Природа и человечество. – Кишинев, 1978. –
С. 225; Алексеев, В. В. Энергетический фактор в историческом процессе (вопросы методологии и историографии) // Методологические и философские проблемы истории. – Новосибирск, 1983. – С. 173–180; Беседы о природе, обществе и человеке. – Минск, 1983. – С. 101–102.
[23] См.: Урсул, А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. – 1986. – № 1. – С. 35–42.
[24] См. об этом: Олейников, Ю. В. Инфантильный социум? (аналитическое эссе). –
М., 2007.
Информация о работе Экологические ограничения бытия общества