Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 16:19, статья
Проблема экологических перспектив бытия общества со всей остротой поставлена современным состоянием природопользования, обострением глобальной экологической ситуации.
91
Ю. В. Олейников. Экологические ограничения бытия общества
Проблема экологических перспектив бытия общества со всей остротой поставлена современным состоянием природопользования, обострением глобальной экологической ситуации.
Как известно, на протяжении всей предшествующей истории общества природа Земли естественно (без вмешательства людей) воспроизводила биосферные условия, необходимые для физического существования человека. Масштабы деятельности людей были практически несопоставимы с мощью природных (биосферных) процессов. Изменяя свое непосредственное окружение, человек существенно не нарушал естественные планетарные биогеохимические процессы и биогенные константы биосферы, созданные жизнедеятельностью живых организмов и необходимые для поддержания их существования фундаментальные условия жизни –химический состав атмосферного воздуха и его среднегодовые температуры, уровень радиационного фона планеты, мощность озонового экрана, кислотность природных вод и др.[1]
Сейчас положение коренным образом изменилось. В силу увеличения народонаселения планеты, масштабов и интенсивности вовлечения в производство сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов человечество столкнулось с трудностью обеспечения материальных условий своего бытия за счет естественных запасов и естественного воспроизводства конкретных природных объектов (лесов, вод, кислорода и т. п.), с антропогенным изменением биогенных констант. Человечество переступило порог возможностей удовлетворения потребностей своего развития на основе традиционных ресурсов планеты и естественного воспроизводства экологически благоприятных для его жизнедеятельности биогенных условий.
Дальнейший прогресс общества выдвигает задачу расширения существующих границ взаимодействия общества с природой, выход за пределы конечных конкретных объектов природы Земли
и овладение глубинными вещественными и энергетическими свойствами объективной реальности, фундаментальными силами и процессами саморазвития материи. Превращение общества в планетарную силу выводит проблему экологических перспектив бытия общества за рамки традиционных представлений о месте и роли общества в природе, об условиях его дальнейшего существования в мире. Поэтому сейчас ответить на вопрос о будущем природы Земли, ее биосферы, общества и в целом социоприродного Универсума можно, только рассматривая общество как специфически земной тип социальной формы движения материи в его единстве и борьбе не с конкретными объектами природы Земли, а в масштабе всего Универсума, в его взаимосвязи с другими формами движения материи. При такой постановке проблемы в новом свете предстают многие аспекты специфики бытия, развития природы и общества и их соотношения.
Поскольку внешний мир есть или природа, или общество, которые находятся в постоянной взаимосвязи, взаимодействии и взаимообусловленности, то естественно, что мир представляет собой связное целое, единую развивающуюся систему, воплощающую в себе единство многообразного. Рассматривая единство природы и общества, следует иметь в виду не только органическую внедренность природного в социальное, выступающее в качестве неотчуждаемого условия существования и воспроизводства человека и человечества, но и их несводимость друг к другу, качественную специфику бытия социального и природного мира, обусловленную закономерностями их развития.
Законы существования и изменения всех природных форм движения материи обусловливаются действием естественных стихийных (слепых, бессознательных) сил. Бытие же и прогресс общества обеспечиваются овладением человеком природными формами движения материи и подчинением их своим потребностям. Целесообразная (сознательная) деятельность – труд, эта поистине высшая форма активности в материальном мире, есть источник возникновения и вычленения из природы специфического надприродного материального мира. Это материальное образование, характеризуясь качественно отличными от природных форм законами саморазвития, представляет собой надприродную, социальную форму движения материи – общество, нетождественное и несводимое к другим низшим формам движения материи – природе.
Качественное различие животной и человеческой жизнедеятельности состоит в том, что человек на протяжении своего исторического бытия естественно – биологически (морфологически) – не приспосабливается к природной среде, существенно не изменяет свою телесную организацию. В процессе трудовой деятельности он с помощью созданных им орудий, преобразованных предметов и процессов природы изменяет свое природное окружение, создает мир очеловеченной природы. Животные вполне обходятся без такого рода деятельности. Их отношение к природе не опосредовано измененной природой, поэтому они не производят и не совершенствуют условия своей жизни, а приспосабливаются к ним биологически. Человек же может существовать, только имея орудия труда, пользуясь ими, присваивая преобразованную посредством их природу, постоянно изменяя тем самым естественные условия своей жизни, свое природное окружение. Процесс бытия общества, таким образом, есть одновременно и процесс изменения природы.
В этом смысле было бы неверно говорить о соотношении природы и общества как о соотношении части и целого, о включении общества в природу или природы в общество[2]. Включение общества в природу как ее части, продиктованное стремлением подчеркнуть их единство и взаимосвязь, есть результат отождествления материи с ее досоциальными формами бытия – природой, а включение природы как части в общество – особая форма редукционизма, попытка таким образом обосновать зависимость общества от природы. Действительное диалектическое единство природы и общества заключается не в принадлежности последнего природе или природы обществу, а в их материальности.
До возникновения общества материя существовала в природных формах. Эти формы бытия материи были той предпосылкой
и основой, из которой вырастало и, взаимодействуя, развивалось
и развивается общество. Представляя собой качественно различные по уровню и законам развития формы бытия объективной реальности, природа и общество существуют как диалектическое единство противоположностей, как генетически и функционально связанный единством вещества и энергии системный комплекс мирового целого[3]. Бытие этого локального во Вселенной, но постоянно расширяющегося в пространстве и времени системного комплекса определяется взаимодействием качественно различных форм движения материи (природной и социальной).
В процессе взаимодействия каждый из компонентов системного комплекса выступает в одно и то же время и причиной, и следствием. Вспомним диалектическое положение Гегеля: «Причина
в том же отношении, в каком она есть причина, есть вместе с тем действие, и действие в том же отношении, в каком оно есть действие, есть вместе с тем и причина»[4]. Причина и следствие постоянно меняются здесь местами. Отсюда вытекает требование рассмотрения природы не просто как объекта, а как стороны взаимодействия. Сознательный же субъект – общество, человек в более отдаленной перспективе тоже оказывается объектом, объектом своей прежней деятельности. В процессе исторического развития системы «общество – природа» такое диалектическое «оборачивание» зависимостей субъекта и объекта осуществляется постоянно. Повторим еще раз: реальный процесс взаимодействия сторон в ставшей системе «общество – природа» исключает всякое «абсолютно первичное» и «абсолютно вторичное», он представляет собой «двусторонний процесс», понять который, избежав метафизической односторонности, возможно, только исследовав его с каждой из сторон. Вместе с тем во всяком взаимодействии есть ведущая сторона. Таковой является та сторона, с которой начинается каждый новый круг развития. В этом отношении специфика системы «общество – природа» заключается в том, что к выделению качественных этапов взаимодействия необходимо подходить исторически. Так, в период становления человека и общества природные факторы во многом являлись решающими, от них часто зависело: быть человеку и обществу или не быть. Влияние природы в качестве фактора развития общества велико и в период присваивающей экономики и аграрно-натурального хозяйства, ибо уровень научно-технического развития общества еще не давал возможности изменить природу таким образом, чтобы обеспечить развитие общества вне связи с использованием «природной машины» – земли. Доминирующим на этом этапе развития человеческой истории является в основном потребление естественно возникших продуктов природы и приспособление к имеющимся условиям существования, а не их производство.
На ранних этапах жизни людей, в условиях недостаточного развития производительных сил, природа оказывает значительно большее влияние на их существование, нежели в цивилизованном обществе, производительные силы которого позволяют человеку целенаправленно преобразовывать природную среду, создавая усло-вия общественной жизни там, где раньше жизнь казалась практически невозможной. Даже негативные последствия деятельности человека, порождающие угрозу экологического кризиса, свидетельствуют о возрастающем влиянии общества на природу. По мере дальнейшего развития общества, все больше подчиняющего своему контролю и регулированию процессы обмена вещества и энергии
в системе «общество – природа», перспективы бытия последней в возрастающей мере определяются деятельностью людей, развитием социальной формы движения материи. При этом, однако, надо иметь в виду, что «прогресс создает не только новые возможности для будущего, но и новые ограничения»[5], что «ограничения дикаря иные, чем ограничения цивилизованного человека»[6].
Экологические перспективы бытия человеческого общества связаны с преодолением абсолютных и относительных естественных (природных) и социально обусловленных ограничений развития социальной формы движения материи. Совокупность социально обусловленных ограничений развития общества имеет исторически преходящий характер и определяется внутренними закономерностями бытия социальной формы движения материи (диалектикой производительных сил и производственных отношений, диспропорциями в развитии мировой экономики, состоянием военно-политической конфронтации и т. п.). Естественные же – природные – ограничения можно свести к факторам двоякого рода. Во-первых, к зависимости бытия социальной формы движения материи от лежащих в ее основе более простых, но первичных, фундаментальных природных форм движения материи (механической, физической, химической, биологической). Во-вторых, к ограничениям, обусловленным пространственно-временной конечностью бытия конкретных природных образований (планеты Земля, ее биосферы, Солнца и т. п.).
Относительные естественные ограничения возникают исторически в связи с исчерпанием тех или иных ресурсов, сокращением посевных площадей, нарушением водного баланса и т. п. Эти ограничения преодолеваются благодаря развитию производительных сил в ходе исторического взаимодействия общества с природой. Процесс постоянного возникновения и преодоления относительных естественных ограничений развития общества – объективное условие, закон бытия и развития социальной формы движения материи. Абсолютные ограничения, связанные с необходимыми для физического существования человека биогенными константами, постоянны. С преодолением естественных ограничений развития общества и человека связываются экологические перспективы его бытия.
Всем формам движения материи в разной мере присущи качества ее низших форм: механические, физические, химические, которые являются фундаментальными для объективной реальности. Они пронизывают весь мировой Универсум, низшие формы движения материи безграничны в пространстве и во времени. Хотя конкретные объекты природы конечны, в целом ей присущи бесконечное разнообразие их проявлений и переходы различных форм движения материи друг в друга. Они – фундамент возникновения более высоких форм движения материи и конечная субстанция нисходящей линии эволюционных трансформаций. Биологическая
и социальная формы движения материи возникают на базе низших, развиваясь по своим специфическим законам и отличаясь от механической, физической, химической. Они содержат их в себе в снятом виде, имеют пространственно-временную локализацию, и вероятность их существования на других планетах Вселенной (в пределах наших наблюдений) невелика. Возможность возникновения и существования жизни во Вселенной, ее неуничтожимость как формы движения до последнего времени объяснялась неуничтожимостью и повсеместностью низших форм движения, вероятностью возникновения в бесконечном пространственно-временном самодвижении материи благоприятных условий для самозарождения жизни или перенесения готовых форм жизни из одной локальной области ее распространения в другую. Однако в силу конечности существования всякого конкретного объекта природы (атома, молекулы, планеты, галактики и т. д.) изменяются естественные условия, в которых локализовались определенные формы жизни, и вместе с этим неминуемо предполагается изменение или же полное исчезновение жизни, поскольку существование и развитие последней возможно только в виде сложной системы взаимообусловленных конкретных форм живых организмов, наподобие живого вещества биосферы Земли, а не отдельных особей.
Отдельная особь не способна к развитию вне популяции, не обеспечивает эволюцию своего вида и в целом – биологической формы движения материи. Не отдельный живой организм, а популяция и биосфера в целом развиваются по законам биологической формы движения материи[7]. Поэтому возникновение жизни, в представлении В. И. Вернадского, тождественно образованию биосферы[8].
Современное развитие науки и человечества позволяет по-новому взглянуть на проблему пространственно-временного бытия биологической и социальной форм движения материи. Сами по себе конкретные, локальные во Вселенной образования биологической формы движения материи не в состоянии преодолеть свою пространственно-временную конечность, поскольку всем живым природным организмам присуще биологическое приспособление к определенным (довольно узким) биогенным параметрам окружающей природной среды, то есть они занимают определенную экологическую нишу, за пределами которой прекращается их обмен веществом и энергией с окружающей природой, и существование их становится практически невозможным. Преодолеть эти ограничения и обеспечить возможность безграничного пространственно-временного биологического существования способна только социальная форма движения материи, так как ее развитие в природе не ограничивается лишь телесной трансформацией индивидов и определяется не биологической адаптацией к природе, а главным образом преобразованием окружающей природы.
Информация о работе Экологические ограничения бытия общества