Изучение наиболее вероятных сценариев гибели человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:34, реферат

Описание работы

Объект: Изучение сценариев через публикации.
Предмет: Поиск наиболее вероятных сценариев гибели человечества.
Цель: Ранжирование сценариев гибели человечества.
Гипотеза: Наиболее вероятных сценарием гибели человечества до 2100 года является деятельность человека на Земле.

Содержание

Мировая ситуация конца XXв. начала XXIв.
Ранжирование сценариев.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Философия материал.docx

— 69.90 Кб (Скачать)

 

1.Инструментарий  исследования

Тема: Изучение наиболее вероятных сценариев гибели человечества.

Объект: Изучение сценариев через публикации.

Предмет: Поиск наиболее вероятных сценариев гибели человечества.

Цель:  Ранжирование сценариев гибели человечества.

Гипотеза: Наиболее вероятных сценарием гибели человечества до 2100 года является  деятельность человека на Земле.

Метод: Анализ публикаций.

План:

  1. Понятие гибели человечества.
  2. Изучение степени опасности будущего существования человечества. 

     3   Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мировая ситуация конца XXв. начала XXIв.

Прошлое, настоящее и будущее  человечества органически соединены  между собой общими закономерностями поступательного развития общества, которые уходят вглубь веков и  проникают в обозримую историческую перспективу. Настоящее - это итог всей предшествовавшей всемирной истории  и вместе с тем колыбель его  будущего. Будущее человека уже объективно содержится в его настоящем, как  в материальном, так и в духовном отношении. Оно предстает результатом  творческой, практической деятельности людей, которые могут созидать будущее, лишь используя так или иначе  то, чем они реально располагают  в настоящем. Свобода, которой обладает человечество в отношении своего будущего, похожа на свободу творческой мысли архитектора: создавая проект своего здания, он должен считаться  и с материалом, которым располагает, и со средствами, которые имеет  в своем распоряжении, и с местностью, где здание воздвигается.1 А то, каким предстанет это здание в глазах его современников и потомков, в огромной, если не решающей мере зависит от его интеллектуального потенциала.

Будущее, с точки зрения науки, тесно связано с понятием времени, различные концепции которого мы кратко изложим.

Время изменяющееся, текущее  приводит к непредсказуемому, многовариантному, неопределённому будущему. Именно такого представления о времени и  будущем придерживается наука. Альтернативный взгляд представлен концепцией предопределённого  будущего. По мнению представителей некоторых  философских школ, прошлое, настоящее  и будущее являют собой общую  неизменяемую картину. А наблюдаемое  в повседневной жизни течение  времени это результат изменения  направления взгляда на такую  картину мира.

  Следствием такого  подхода, является возможность  заглянуть в будущее, и получить  точную информацию о том, что  случиться через определённый  промежуток времени. Налицо явные  противоречия в двух вышеизложенных  подходах к будущему. В последнее  время, наблюдается явный интерес  к третьей, в некоторой степени  объединяющей, концепции, а именно, непрерывного циклического времени.  При этом подходе существует  довольно значительная вероятность  достаточно точного предсказания  будущего на основе анализа  происходивших ранее аналогичных  событий.2 Такую методику, по всей видимости, использовали древние майя.

 Технологический и  интеллектуальный прогресс представляет  собой результат воплощения устремлений  нашей цивилизации направленных  в будущее. Есть несколько измерений,  с помощью которых предполагается  оценивать прогресс.

  Шкала цивилизации  Кардашева оценивает развитие  с точки зрения величины природных  ресурсов используемых человечеством  в определённый период.

 Закон Мура, как критерий  прогресса в информационную эпоху,  предлагает ориентироваться на  величину быстродействия современных  компьютеров.

   В обоих случаях,  на наш взгляд, такая оценка  страдает явным перекосом в  сторону окружения человека, вместо  того, чтобы считать показателем  прогресса интеллектуальное развитие  самого представителя человеческой  цивилизации. Именно степень интеллекта, динамичность и креативность  мышления, а также разностороннее  физическое развитие должны быть  единственным, но зато постоянным, критерием прогресса.

   Иначе, ориентируясь  на два приведённых выше критерия, мы можем прийти к ситуации, когда погружённый в виртуальную среду, использующий суперсовременный компьютер и потребляющий для своих бытовых нужд гигантское количество электроэнергии игрок, только и умеющий нажимать на кнопки клавиатуры, будет ассоциироваться с высокоразвитым представителем человечества.

Будущее человечества –  это на самом деле главный вопрос будущего. Даже если Земля в какой-то момент своего существования подвергнется реальной угрозе исчезновения, человечество предприняв заранее определённые усилия, может сохраниться и продолжить своё существование. Весь вопрос в том, сможет ли человечество к этому моменту  развиться настолько, чтобы быть способным уцелеть. Чтобы описать  будущее человечества, нам необходимо внимательно рассмотреть современное  состояние дел, отыскать в существующей ситуации перспективные моменты  или, наоборот, угрозы для существования  человечества в будущем.

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью  событий, он пронизан противоборствующими  тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд.

Что же несет нам век  грядущий — новые проблемы или  безоблачное будущее? Каким будет  человечество через 100лет? Сможет ли человек  своим разумом и волей спасти себя самого и нашу планету от нависших над ней многочисленных угроз?

Поистине наша планета  никогда ранее не подвергалась таким  физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX-XXIвв. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед  мощью, которую сам же создал.

В течение ХХ в. промышленное производство выросло более чем  в 50 раз, а совокупный выпуск товаров  и услуг превысил их суммарное  производство за всю предшествующую историю человечества.3

Осознание того, что путь развития, избранный современной  цивилизацией, может привести человечество к катастрофе, приходится на 70–80-е  гг. ХХ в.

К тому моменту конец XXв. характеризуется мощным рывком в  развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной  среды.

Теперь обратимся к  общемировой ситуации XXI столетия. В  школьной хрестоматийной повести Н.В. Гоголя «Вий» есть замечательная  фраза: «Философ, пошаривший ногами во все стороны, сказал, наконец, отрывисто: А где же дорога?» Эти слова никак иначе о всем сегодняшнем человечестве. В начале XXI века перед ним острее, чем когда-либо встали грозные вопросы: куда мы идем? что нас ждет впереди? выживем ли мы?

Ситуация во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно  уже стала критической.

Над планетой висит дамоклов меч самоуничтожения в случае ядерной войны. Все сильнее в  мире обостряются экологические  проблемы, приобретающие поистине планетарное  значение. Человечество разорвано имущественной  поляризацией на страны «золотого миллиарда» и «непривилегированные» страны, на богатый, могущественный Запад и  слабые, бедные Восток и Юг. Всюду  царит насилие, которое прославляет  массовая культура. Кажутся непобедимыми преступность, наркомания, СПИД. Всему  человечеству угрожают бездуховность, деморализация, цинизм, конформизм и  культ потребительства. Агрессивность  на государственном уровне становится доминирующей тенденцией мирового развития. В результате огромное большинство людей планеты погружаются в отчаяние, пессимизм и апокалипсические настроения. Картины будущего, которые рисуют футурологи, чаще всего выдержаны в мрачных тонах: всемирная война, медленная гибель от истощения ресурсов, духовное одичание, распад мира на ряд перманентно враждующих цивилизаций.

Безусловно, будущее человечества покрыто тайной. Оно неведомо и  непредсказуемо, поэтому так страшно  заглядывать в него. Оно пугает и манит. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было, не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно – открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXI века впишут свои строки.

Люди рационального мышления полагают, что век грядущий полон  противоречий. Он несет в себе стороны  взлета и упадка. Они настраивают  нас на то, что мы вступаем в мир  новой цивилизации. Теоретики постпригоженских форм говорят о том, что мы входим в зоны так называемых точек бифуркации, обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении.4

Ввиду этого представления  правомерным вновь применить введёное        К. Ясперсом понятия осевого времени, но уже не к прошлому, а к нынешним событиям. Сейчас уже ясно, что без раздумий в масштабе человечества нельзя продуктивно анализировать ни одной локальной задачи на ином уровне: континента, страны, региона, города и т.д. Мир на изломе, на перепутье. Мир устремлен к новому, глобальному порядку. Впереди развилка истории, ставящая перед настоятельной необходимостью выбора дельнейшего пути. Подобными форумами заполнены ученые труды масс-медиа.

Следует отметить, что в  современном мировом пространстве циркулируют высочайшие достижения общественного прогресса. В то же время в ряде регионов люди не имеют возможности пользоваться всеми благами развития цивилизации. Центры силы стремительно расползлись, возникает много полярностей, на первый план выходит то противоречие, которое условно можно назвать «Север-юг». Это противоречие между относительно небольшой группой высокоразвитых стран с устойчивой политической системой и высоким уровнем благосостояния и с другой стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальной, а то и пред индустриальной технологии, с массовой бедностью и нестабильностью внутренней жизни.

«Сытый север» и «Голодный  юг», который не обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и духовной пищей. Индия дает миру треть всех неграмотных, Китай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие африканские страны. Это соотношение никуда не денешь. В этой связи на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь, 1992) премьер- министр Норвегии Гру Харлем Брундланд говорила: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек не могут удовлетворить свои потребности, наши дети, внуки, сама планета Земля требует революции».5 Однако проходят годы, а ничего существенного не происходит. Грозные предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков, да и рядовых людей из состояния, которое можно назвать русским словом «авось». «Авось пронесёт» - рассосутся сами по себе беды и печали.

Не случайно возникающие  ныне пестрые концепции глобального  развития подчас характеризуются как  поиск «стратегии выживания». И когда уже речь пошла не о том, как «жить», а о том, как «выжить», то это не может вызвать глубокой озабоченности у всех мыслящих людей. Мы столкнулись с жестокими угрозами. В чем же они? И как их отвести, преодолеть?

Можно нарисовать бесконечное  множество различных сценариев  будущего, более или менее правдоподобных, но, разумеется, ни один из них не сможет претендовать на абсолютный. Напряженная  ситуация, в которой оказались  живущие ныне на Земле, является прямым следствием того, что делали и чего не делали в предшествующие годы наши предки и даже мы сами. В исторической перспективе не так уж важно, как  распространены среди людей те или  иные достоинства и недостатки. И  даже если кто-то когда-то в будущем  понесет ответственность за что-то, сделанное или не сделанное в  прошлом, от этого будет немного  пользы. Важнее всего глубоко задуматься сегодня, что будет с миллиардным  населением, планеты завтра – а  это почти исключительно зависит  от того, что мы все вместе отныне будем или не будем делать (А. Печчеи). 6

Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном  единстве? И как, наконец, утвердить  мир и спокойствие на планете  и в каждой стране? Как умерить  или вовсе снять социальную напряженность? Уже ясно, что людям придется оптимизировать свои потребительские аппетиты. И  в первую очередь – чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это  благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет.

В конечном счёте, от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ли начало нового тысячелетия всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Никогда в прошлом исторический выбор, стоящий перед человеком, не был столь ясен и однозначен, столь настоятелен и категоричен. Но никогда он не был и столь труден. Неисчислимые препятствия стоят на пути движения человечества в будущее. И многие из них коренятся в сознании людей. Вот почему такое значение имеет развитие и распространении нового мышления, которое может обеспечить выход человечества из эпохального кризиса. Еще много лет тому назад А.Эйнштейн указывал, что новая эра нуждается в новых путях мышления. Он говорил, что высвобождение атомной энергии изменило все таким образом, что наши старые пути мышления устарели. Люди столкнулись с катастрофическими событиями, небывалыми в прошлые времена. Если человечество хочет выжить, то оно нуждается в совершенно новых путях мышления.

Информация о работе Изучение наиболее вероятных сценариев гибели человечества