Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Понятия и механизм функционирования научного сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 07:03, доклад

Описание работы

Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:
● знание,
● деятельность,
● институт.

Работа содержит 1 файл

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

       Науковедение фиксирует общие тенденции развития и функционирования науки, тяготеет к описательному характеру. Как специальная дисциплина науковедение сложилось к 60-х годах XX века. В самом общем смысле науковедческие исследования направлены на разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности, принципов организации, планирования и управления научным исследованием. Иногда науковедению придается предельно широкий смысл, и весь комплекс наук о науке предстает как науковедение; она становится междисциплинарным исследованием, объединяющим конгломерат дисциплин.

       Область статистического изучения  динамики информационных массивов  науки, потоков научной информации  получила название наукометрия. Восходя к трудам Р. Прайса и его школы, наукометрия представляет собой применение методов математической статистики к анализу потока научных публикаций, ссылочного аппарата, роста научных кадров, финансовых затрат.

       Институциональность современной науки диктует идеал рациональности, который всецело подчинен социокультурным и институциональным требованиям и предписаниям. Процесс институционализации включает в себя следующие компоненты:

       – ответственную за производство  нового знания академическую и университетскую науку;

       – концентрацию ресурсов, необходимых  для научных инноваций и их  внедрения, – банковская система  и система финансирования;

       – легитимирующие инновации представительские  и законодательные органы, например  ученые советы и высшие аттестационные комиссии в процессе присуждения научных степеней и званий;

       – институт прессы;

       – организационно-управленческий  институт;

       – судебный институт, призванный  разрешать или прекращать внутринаучные  конфликты. 

       В настоящее время институциональный подход является одной из доминирующих инстанций развития науки. Однако он имеет недостатки: преувеличение роли формальных моментов, недостаточное внимание к психологическим и социокультурным основам поведения людей, жесткий предписывающий характер научной деятельности, игнорирование неформальных возможностей развития.

       Возрастание роли науки и научного  познания в современном мире, сложности и противоречия этого  процесса породили две противоположные  позиции в его оценке – сциентизм  и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX века. Сторонники сциентизма (греч. – наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя науку с естественно-математическим и техническим знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно успешно решать все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как якобы не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой.

     В пику сциентизму возник антисциентизм  – философско-мировоззренческая  позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место негативных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних формах вообще отвергает науку и технику, считая их силами враждебными и чуждыми подлинной сущности человека, разрушающими культуру. Методологическая основа антисциентистских воззрений – абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.).

       Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно, всесторонне относиться к науке, к научному познанию, видеть их противоречивый процесс развития. При этом следует рассматривать науку в ее взаимосвязи с другими формами общественного сознания и раскрывать сложный и многообразный характер этой взаимосвязи. С этой точки зрения наука выступает как необходимый продукт развития культуры и вместе с тем как один из главных источников прогресса самой культуры в ее целостности и развитии.

Информация о работе Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Понятия и механизм функционирования научного сообщества