Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Понятия и механизм функционирования научного сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 07:03, доклад

Описание работы

Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как:
● знание,
● деятельность,
● институт.

Работа содержит 1 файл

Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.doc

— 59.50 Кб (Скачать)
  1. Историческое  развитие институциональных форм научной  деятельности. Понятия и механизм функционирования научного сообщества.
 

     Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться  как:

     ● знание,

     ● деятельность,

     ● институт. 

     Процесс институциализации есть способ, которым смысловые образования социального бытия обретают существование в социальном пространстве. То, что поначалу представлено в виде духовной традиции (призвания человека) становится социальной позицией агента. Институты социального пространства поддерживают одни ментальные (смысловые) структуры и призывают новые. 

     Наука как социальный институт стала формироваться  в XVII— XVIII вв. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные  энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и последующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное — стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет.

     На  рубеже XIX—XX в.в. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а  во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благосостояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники.

     На  каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными  ее функциями в обществе, способами организации .

     Научно-техническая  революция, начавшаяся в 50-е годы XX века, за короткое время полностью преобразила  всю науку как сферу деятельности, ее место и функции в жизни  общества. Прежде всего изменились взаимоотношения материального производства и науки. Если раньше наука шла как бы вслед за материальным производством, стремилась к теоретическому объяснению принципов действия изобретенных человеком инструментов и машин, то теперь научные открытия приводят к появлению целых отраслей производства (автоматизированные линии, атомная промышленность, электронно-вычислительная техника).

     Новейший  этап научно-технической революции, ведущий к возникновению информационного  общества, делает ненужными многие отрасли, характерные для индустриальной фазы развития. Современное производство получило новую технологическую базу, основанную на ресурсосберегающих и наукоемких технологиях (так называемых высоких технологиях).

     Занятия наукой во всех развитых странах стали  массовой профессией. Миллионы людей заняты производством и своевременной передачей знаний посредством информационных сетей к месту потребления - в университеты, производственные объединения, фирмы, государственные учреждения. Одним словом, постиндустриальное общество - это общество, основанное на знании и информации, которые становятся условием динамичного и устойчивого развития экономики и всего общества.

     Тенденции развития современного общества, как  мы видим, требуют, с одной стороны, все большего взаимопроникновения  науки и ценностей, а с другой стороны, признания за ними права на самостоятельное существование. Наука все очевиднее утверждает себя в качестве самостоятельной сферы общественной жизни, что открывает перед ней неограниченные возможности для свободного развития. Но подлинная свобода предполагает ответственность. Поэтому современная наука и в выборе направлений исследований, и в формах применения научных результатов в значительной степени начинает все больше определять себя ценностными ориентирами, гуманистическими устремлениями, что далеко не всегда находит понимание во властных и военных структурах. 

     Необходимо  отметить, что  в древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись с системах натурфилософов, в Средневековье — в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматривают в школах Древней Греции, в средневековых монастырях и университетах. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовки способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется ХП в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия, преподавали представители религиозной ортодоксии, стремящиеся подчинить знание вере. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет. 

     Можно обобщая подвести итог, и говорить о предпосылках возникновения и становления и развития науки, как социального института.

     В соответствии с этой логикой этапы  становления науки как общественного  института можно обрисовать следующим  образом.

     1) "Научный дух" как эпифеномен (побочный продукт) теософских  систем, институциализированных в социальной роли касты жрецов (Древний Вавилон и Египет). Этот дух представлен в виде еще очень слабой ориентации на объективное знание, получаемого посредством наблюдения и фиксированного метода.

     2) Научное содержание античной  философии как совокупности демифологизированного знания о природе - институциализированное в форме философской школы и философа как учителя.

     3) Обоснование роли опытного знания  в средневековой схоластике (ХII-XIV века) в рамках церковных институтов  хранения, получения и передачи знания.

     4) Научная революция Нового времени,  рождение экспериментального естествознания, появление первых научных (любительских!) институтов (Лондонское королевское  общество - 1662 г. И Парижская академия  наук - 1666 г.)

     5) Соединение науки с высшим образованием в системе университетов (посл. треть Х1Х века), появление профессии ученого.

     6) Научно-техническая революция ХХ  века - институциональное проникновение  науки во все субсистемы современного  общества: в политическую, в хозяйственную, в культурную. 

 

      Дополнение 

     Наука, по определению Т. Куна, – это  деятельность научных сообществ. Однако способы организации научной  деятельности и взаимодействия ученых изменялись на протяжении исторического  развития науки. В древнем и средневековом  обществе наука как социальный институт не существовала, в античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, начиная со времен Платона и Аристотеля можно говорить о Лицее и Академии; известен также основанный Пифагором пифагорейский союз, в котором молодые люди должны были проводить в школе целый день под наблюдением учителей и подчиняться правилам общественной жизни.

       Источники сообщают, что по возвращении в Афины после многих странствий Платон обосновывает свою Академию в гимнастии, расположенной в парке, основанном в честь героя Академа (отсюда и название – Академия). В диалоге «Менон» Платон повествует о том, что слава Академии утвердилась очень быстро; Академия стала центром притяжения молодых талантливых людей, участники школы стали именоваться академиками. Процесс познания и научения проходил в гармоничной, красивой обстановке в окружении цветущих растений.

       Известный сад «Ликей» вблизи храма в честь Аполлона Ликейского в Афинах вошел в историю как сад философов, где Аристотель обсуждал сложные философские вопросы, прогуливаясь со своими учениками. Такое обучение, соединенное с прогулкой в саду, впоследствии получило название «школа перипатетиков». Лицей некоторое время противостоял платоновской Академии.

       Особое место принадлежит также школе Эпикура, которая располагалась в деревенской тиши, в саду (а по некоторым описаниям даже и в огороде в предместьях Афин), в связи с чем последователи Эпикура стали называться философами сада. Примечательно, что школа Эпикура была открыта и для мужчин, и для женщин, и для знатных, и для безродных, и для гетер, и для миссионеров.

       Суть просветительства Эпикура была основана на следующих положениях: 1) реальность вполне проницаема для человеческого разума и поддается осмыслению; 2) в пространстве реального есть место для счастья; 3) счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; 4) для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; 5) для достижения счастья и покоя излишни также государства, институты, знатность, богатства и даже боги.

       Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматривают в Лицее, гимназии, Академии Древней Греции, средневековых монастырях, школах и университетах. Первые университеты средневековья датируются XII веком В них господствует религиозная парадигма мировосприятия: преподаватели – как правило, представители религиозной ортодоксии – стремились подчинить знание вере. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.

       Примечательно, что современная система высшего образования сохранила многие черты устройства и порядка аттестации университетов позднего средневековья. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, непосредственная задача которого – не просто передача системы знаний, но и подготовка способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Элитные университеты высоко ценят и максимально демонстрируют ценности интеллектуального развития.

     Научное общество

 

     Понятие «научное сообщество» ввел в обиход Майкл Полани в XX веке, хотя его аналоги («республика ученых», «научная школа», «невидимый колледж» и др.) имели давнее происхождение. Предлагая использовать данное понятие, Полани стремился зафиксировать условия свободной коммуникации ученых и необходимость сохранения научных традиций.

       Научное сообщество, которое представляет  собой своеобразный социальный  институт, может быть понято как  сообщество всех ученых, как национальное  научное сообщество, как сообщество  специалистов той или иной  области знания или просто как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Роль научного сообщества в процессе развития науки может быть охарактеризована следующим образом:

       • представители данного сообщества  едины в понимании целей науки  и задач своей дисциплинарной области – тем самым они упорядочивают систему представлений о предмете и развитии той или иной науки;

       • для представителей научного  сообщества характерен универсализм: ученые в своих исследованиях  и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;

       • научное сообщество выступает  от имени коллективного субъекта  познания, дает согласованную оценку  результатов познавательной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки. Ученый может быть понят и воспринят как ученый только при условии принадлежности к определенному научному сообществу. Поэтому внутри данного сообщества высоко оценивается коммуникация между учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его деятельности;

       • вес члены научного сообщества  придерживаются определенной парадигмы  – модели (образца) постановки  и решения научных проблем,  или, как утверждает Т. Кун,  парадигма управляет группой  ученых-исследователей. Сами ученые предпочитают чаще говорить не о парадигме, а о теории или множестве теорий.

     Одним из неписаных правил научного сообщества является запрет на обращение к властям  использования механизмов принуждения  и подчинения в разрешении научных проблем. Требование научной компетенции становится ведущим для ученого. Арбитрами и экспертами при оценке результатов научного исследования могут быть только профессионалы или группы профессионалов. Наука как социальный институт берет на себя функции распределения вознаграждений, обеспечивает признание результатов научной деятельности, переводя, таким образом, личные достижения ученого в коллективное достояние.

       Социология науки исследует взаимоотношения  института науки с социальной  структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, динамику групповых взаимодействий формальных профессиональных и неформальных сообществ ученых, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах обществ.

Информация о работе Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Понятия и механизм функционирования научного сообщества