Исторические типы мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее

представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление

принято называть универсальной картиной мира.

Работа содержит 1 файл

Понятие мировоззрения.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

цельности  ее  многообразных  моментов.  Мировоззрение  существует  в   виде

системы ценностных ориентаций,  идеалов,  верований  и  убеждений,  а  также

образа жизни  человека и общества.

    Философия  является  одной  из  основных  форм  общественного  сознания,

системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

    Возникновение  философии как мировоззрения  относится к периоду  развития

и становления  рабовладельческого общества  в  странах  Древнего  Востока,  а

классическая  форма философского мировоззрения  сложилась  в  Древней  Греции.

Первоначально   возник   материализм    как    разновидность    философского

мировоззрения, как  научная  реакция  на  религиозную  форму  мировоззрения.

Фалес первым в  Древней Греции поднялся до понимания  материального  единства

мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по  своей  сущности

материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники,  ученики

и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса,  считавшего  материальным

основанием всего  сущего – воду, они находили  иные  материальные  основания:

Анаксимен –  воздух, Гераклит – огонь.

    Разрабатывая  основы научного  мировоззрения,  Фалес  внес  существенный

вклад в основание  математики,  физики,  астрономии.  Главное  же  в  учении

Фалеса  как  ученого,  утверждающего новую,  именно  философскую эпоху   в

развитии мировоззрения, было учение о человеке  как  главном  объекте  любой

науки.

    У  истоков формирования научного  мировоззрения в философии древних  стоял

Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим  философским  идеализмом  как

мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий  материализм.  Фалес  и

Пифагор были  основоположниками  первоначальных  философских  мировоззрений,

так как «вода»  Фалеса  и  «число»  Пифагора  были  основой  их  философских

мировоззренческих  позиций.  Дальнейшее  развитие   этих   мировоззренческих

направлений связано  с именами Демокрита и Платона.  В  учениях  Демокрита  и

Платона   мировоззренческие   позиции   строятся   уже   на    принципиально

опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся  «атомы»

как мельчайшие и в принципе уже не делимые  частицы  материального  мира.  У

Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а  духовные,  именно

«идеи». Они тоже принципиально неделимы.

    Таким  образом, мир «атомов» Демокрита  и мир «идей» Платона – это  уже не

«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто  бескачественное, из  которого

вполне закономерно  образуются именно качества, причем  самые  разнообразные.

Что-то подобное предлагал в школе Фалеса один из его  учеников  Анаксимандр,

высказав мысль, что в основе всего лежит некий  «апейрон», неопределенное  по

отношению к  любым из возможных своих состояний  и  модификаций  материальное

основание. А  это была уже серьезная «заявка»  на  то,  что видимый мир не

сводится к  своей сущности, а  содержит  в  глубине  этой  «видимости»  некую

сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод:  нельзя  принимать

кажущееся за действительное.

    Демокрит  признавал материальное и духовное, разработал  так  называемую

«теорию истечений», своего рода «зародышевого» прообраза  теории  отражения.

Материальный  мир, по Демокриту, - это движущиеся  в  пустоте  атомы.  Отсюда

Демокрит полагал  два вида объективной реальности – атомы и  пустоту.  Платон

же, как мировоззренческий  антипод Демокрита,  исходил  из  первичности  мира

идей и вторичности  мира материального. Что же касается  процессов  познания,

то они по  Платону,  осуществляются  как  «воспоминания»  бессмертной  души,

вселившейся в  тело человека в момент его рождения.

    Великий  греческий философ Аристотель  понимал,  что  противопоставление

мировоззрений  определяется   противопоставлением   политических   целей   и

интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля  как  ученого  были  направлены  на

построение     всеобъемлющей     философии,      объединяющей      различные

мировоззренческие подходы.

    Возрождение   античной  культуры  в  Италии  обязано   главным   образом

интенсивному  развитию городской жизни.  Социальная  активность  итальянского

города  стала   резко   контрастировать   с   феодально-деревенской   жизнью

подавляющего  большинства  стран  Европы.  Главным  центром  гуманистического

движения  эпохи  Возрождения  стала  Флоренция,  что  означает   «цветущая»,

которую можно  назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь  родился

и провел многие годы провозвестник  Возрождения  великий  поэт  и  мыслитель

Данте Алигьери (1265-1321).

    В   своей  «Божественной  комедии»  Данте,  с  одной  стороны   как   бы

представляет  энциклопедию христианского мировоззрения  средневековья,  а,  с

другой, - он исполняет  своеобразный гимн земному человеку с его  напряженной

социальной жизнью  и  собственной  психологией,  ибо,  по  Данте,  «из  всех

проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».

    Подлинным   родоначальником   гуманистического   движения   итальянского

возрождения стал поэт и философ  Франческа  Петрарка.  Главным  направлением

его поэзии стала  тема чувственно  окрашенного  отношения  к  земной  красоте

женщины и природы.

    Так  возникло и стала развиваться  идея обожествления человека, идея  его

максимального  сближения  с   богом   на   путях   человеческой   творческой

деятельности, особенно на путях его поэтического творчества.

    Центральную  роль в этом новом мировоззрении стало играть  прежде  всего

понятие человеческой деятельности. 
 

                                 Литература: 

   1. Лосев  А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

   2. Шуртаков  К.П. Мировоззрение и методы  его формирования. – Казань, 1989.

   3. Мифы  народов мира. Энциклопедия. В 2 –  томах, М., 1994.

   4. Спиркин  А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с. 

   5. Несмеенов  Е. Е.  «Основы философии в  вопросах и ответах», М., 1997.

   6. Кукушкина  Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М.,

      1989.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения