Исторические типы мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

У человека всегда существовала потребность выработать общее

представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление

принято называть универсальной картиной мира.

Работа содержит 1 файл

Понятие мировоззрения.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Понятие мировоззрения 

    Человек  разумное социальное существо. Его  деятельность целесообразна. И

чтобы действовать  целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не

только много  знать, но и уметь. Уметь выбрать  цели,  уметь  принять  то  или

иное решение. Для  этого  ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и

правильное понимание  мира – мировоззрение.

    Мировоззрение  – это система взглядов на  объективный мир и место   в  нем

человека, на отношение  человека к окружающей его действительности  и  самому

себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные  ориентации.  И  действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к  миру  вообще.

Это отношение  упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее

представление о мире в целом и о месте  в нем человека.  Такое  представление

принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная  картина мира – это определенная  сумма знаний, накопленных

наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о  том,

каково его  место в мире, зачем он живет,  в чем смысл его жизни,  почему

существует жизнь  и смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к

природе и т.д.

    Каждая  эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый

человек имеют  более или менее ясное и четкое или расплывчатое  представление

о решении вопросов, которые волнуют человечество.  Система  этих  решений  и

ответов формирует  мировоззрение эпохи в целом  и отдельной личности.  Отвечая

на вопрос о  месте человека в мире, об отношении  человека  к  миру,  люди  на

основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину

мира,  которая  дает  обобщенное  знание  о  строении,   общем   устройстве,

закономерностях возникновения и развития всего, что так или  иначе  окружает

человека.

    Обладая  общими знаниями о своем месте  в мире, человек  строит  и   общую

свою деятельность, определяет общие и частные свои  цели  в  соответствии  с

определенным  мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как  правило,

выражение тех  или иных интересов целых групп или отдельных людей.

    В   одном  случае  их  связь   с  мировоззрением   может   обнаруживаться

достаточно  отчетливо,  в  другом  же  она  затемняется   теми   или   иными

личностными установками  человека, особенностями его характера. Однако  такая

связь с мировоззрением обязательно существует и  может  быть  прослежена.  А

это означает, что  мировоззрение играет особую, очень  важную  роль  во  всей

деятельности  людей.

    В  центре всех философских проблем  стоят вопросы о мировоззрении и общей

картине мира, об отношении человека  к  внешнему  миру,  о  его  способности

понять этот мир и целесообразно действовать  в нем.

    Мировоззрение   –  это  фундамент  человеческого   сознания.   Полученные

знания, сложившиеся  убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в

мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира  и

самого себя.  В  реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это

определенные  воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

    Мировоззрение является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты

человеческого  опыта.  Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в

результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные

ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение – это  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов,

определенное  видение  и  понимание  мира,  а  также  программа  поведения  и

действий человека. 
 

       Исторические типы мировоззрения:  мифология, религия, философия 

    Мифологическим  мировоззрением – независимо  от того, к далекому прошлому

или сегодняшнему дню оно относится мы назовем  такое  мировоззрение,  которое

основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо  на  художественно

– эмоциональном  переживании мира, либо на общественных  иллюзиях,  рожденных

неадекватным  восприятием  большими  группами  людей   (классами,   нациями)

социальных процессов  и  своей  роли  в  них.  Одна  из  особенностей  мифа,

безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,  что  миф  объясняет

«все», так как  для  него  нет  непознанного  и  неизвестного.  Он  является

наиболее  ранней,  а  для  современного   сознания   –   архаичной,   формой

мировоззрения.

    Исторически   первой  формой  мировоззрения является   мифология.   Она

возникает на самой  ранней стадии общественного развития. Тогда  человечество

в форме мифов, то есть сказаний, преданий,  пыталось  дать  ответ  на  такие

глобальные вопросы  как  происхождение  и  устройство  мироздания  в  целом,

возникновение  наиболее  важных   явлений   природы,   животных   и   людей.

Значительную  часть мифологии составляли  космологические  мифы,  посвященные

устройству природы.  Вместе  с  тем,  большое  внимание  в  мифах  уделялось

различным стадиям  жизни  людей,  тайнам  рождения  и  смерти,  всевозможным

испытаниям, которые  подстерегают человека  на  его  жизненном  пути.  Особое

место  занимают  мифы  о  достижениях  людей:  добывании  огня,  изобретении

ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

    Известный  английский этнограф Б. Малиновский  отмечал, что миф,  как  он

существовал в  первобытной общине, то есть в его  живой первозданной  форме  —

это не история, которую рассказывают, а реальность, которой  живут.  Это  не

интеллектуальное  упражнение или художественное  творчество,  а  практическое

руководство к  действиям первобытного коллектива. Задача мифа  не  состоит  в

том, чтобы дать человеку какое-то знание  или  объяснение.  Миф  служит  для

оправдания  определенных  общественных   установок,   для   санкционирования

определенного   типа   верований   и   поведения.   В   период    господства

мифологического  мышления  еще   не   возникла   потребность   в   получении

специальных знаний.

    Таким  образом, миф — это не первоначальная форма знания, а  особый  вид

мировоззрения,  специфическое  образное   синкретическое   представление   о

явлениях природы  и коллективной жизни. В  мифе  как  наиболее  ранней  форме

человеческой  культуры объединялись зачатки  знаний,  религиозных  верований,

нравственная,   эстетическая   и   эмоциональная   оценка   ситуации.   Если

применительно к мифу можно говорить о познании, то  слово  «познание»  здесь

имеет смысл  не традиционного добывания знания, а мироощущения,  чувственного

сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях  «сердце  дает

о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

    Для   первобытного  человека  как   было  невозможно  зафиксировать   свое

знание, так и  убедиться в своем незнании. Для  него  знание  не существовало

как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего  мира.  В  первобытном

сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее  с  тем,  что

действует. В  мифологии человек растворяется в природе, сливается с  ней  как

ее неотделимая частица.

    Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в  мифологии  был

генетический.  Объяснения  по   поводу   первоначала   мира,   происхождения

природных и  общественных явлений  сводились  к  рассказу  о  том,  кто  кого

породил. Так, в знаменитой «Теогонии»  Гесиода и в «Илиаде»  и «Одиссее»

Гомера —  наиболее полном собрании древнегреческих  мифов —  процесс  творения

мира представлялся  следующим образом.  В  начале  существовал  лишь  вечный,

безграничный, темный  Хаос.  В  нем  заключался  источник  жизни  мира.  Все

возникло из безграничного Хаоса — весь мир  и  бессмертные  боги.  Из  Хаоса

произошла и  богиня Земля — Гея.  Из  Хаоса,  источника  жизни,  поднялась  и

могучая, все  оживляющая любовь — Эрос.

    Безграничный  Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи

и Мрака произошли  вечный Свет — Эфир и  радостный  светлый  День  —  Гемера.

Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

    Могучая,  благодатная Земля породила беспредельное  голубое Небо — Урана,

и раскинулось  Небо  над  Землей.  Гордо  поднялись  к  нему  высокие  Горы,

рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее  Море. Небо, Горы  и  Море

рождены матерью  Землей, у них нет отца. Дальнейшая история  порождения  мира

связана с браком Земли и Урана —  Неба  и  их  потомков.  Аналогичная  схема

присутствует  в мифологии других народов мира. Например, можем  познакомиться

с такими же представлениями  древних евреев по Библии — Книга  Бытия.

    Миф  обычно совмещает в себе два  аспекта  —  диахронический  (рассказ о

прошлом)  и  синхронический  (объяснение  настоящего  и   будущего).   Таким

образом, с помощью  мифа прошлое связывалось с будущим,  и  это  обеспечивало

духовную  связь  поколений.  Содержание  мифа  представлялось   первобытному

человеку в  высшей степени реальным, заслуживающим  абсолютного доверия.

    Мифология  играла огромную роль в   жизни  людей  на  ранних  стадиях  их

развития. Мифы, как уже отмечалось  раньше,  утверждали  принятую  в  данном

обществе систему  ценностей,  поддерживали  и санкционировали определенные

нормы  поведения.  И  в  этом  смысле  они  были   важными   стабилизаторами

общественной  жизни. Этим не исчерпывается  стабилизирующая  роль  мифологии.

Информация о работе Исторические типы мировоззрения