Истоки и развитие отечественной философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:09, реферат

Описание работы

Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (Xв.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XIв., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства.

Содержание

1Русская философия
1.1М.В. Ломоносов
1.2А.Н. Радищев
1.3П.Я. Чаадаев
1.4Славянофидлы
1.5Западники
1.6Л.Н. Толстой
1.7Ф.М. Достоевский
1.8Н.Ф. Федоров, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов
1.9В.С.Соловьев
2Философия XX века
2.1Н.А.Бердяев
2.2Н.О.Лосский
2.3П.А.Флоренский
2.4С.Н.Булгаков
2.5И.А.Ильмн
2.6Л.И.Шестов
2.7А.Ф.Лосев
3Марксистская философия
4Западная философия конца XIX- начала XX в.в.
4.1А.Шопенгауер
4.2С.Кьеркегор
4.3Ф.Ницще
4.4А.Бергсон
4.5Ч.Пирс
4.6У.Джемс
4.7Джон Дьюи
4.8Э.Гуссерель
4.9Представители герменевтики
4.10М.Шелер
4.11Тейяр де Шарден
4.12М.Хайденер
4.13К.Ясперс
4.14Ж.П.Сартр
4.15Позитивизм О.Конта
4.16Неопозитивисты
4.17Б.Рассел
4.18Л.Витгенштейн
4.19К.Леви-Строс
4.20К.Поппер
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по философии №2010.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 

1.9В.С. Соловьев

Владимир Сергеевич  Соловьев (1853-1900) – выдающийся, истинно  гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов.

Соловьев первым в России создал свою особую философскую  систему. Предельно высшим единством  сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Три начала – благо, истина и красота – составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни эгоизма.

Соловьевым  была заложена основа собственно философского принципа всеединства – оригинального  и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

Призванием  человека, который является, по словам Соловьева, «центром всеобщего сознания природы», выступает его мессианская  по отношению к природе роль –  роль ее освободителя и спасителя («теурга»). Именно человечество является посредником  между Божеством и природой. Отсюда цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви – Вечная Женственность, личный образ всеединства.

Рассматривая  проблему «человек и общество», Соловьев утверждал, что человек – вершина  творения Бога. Общество есть расширенная  личность, а личность – это сосредоточенное  общество. Идеалы совершенного добра  открывает христианство.

Как центральная фигура во всей истории российской философской мысли (это утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление.[с.215-217]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2Философия XX века

 

Россия вступила в XX в. В период тяжких испытаний (революция 1905 г. И большевистский переворот 1917 г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.

Немалое число философов  погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо  да Винчи» - Павел Флоренский.

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы.

2.1Н.А. Бердяев (1874-1948) – философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках «Проблемы идеализма», «Вещи» и др. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

2.2Н.О. Лосский (1870-1965) – один из самых плодовитых русских философов. Называл свою систему «интуитивизм», либо «идеал-реализм», либо «органическое мировоззрение». Его главная работа «Обоснование интуитивизма» посвящена вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения.

2.3П.А. Флоренский (1882-1937) –религиозный философ, ученый энциклопедист. Развивал свои философские взгляды в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.

2.4С.Н. Булгаков (1871-1944) – был философом-богословом. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В «свете невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии – Премудрости Божией – как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе. По Булгакову, София имеет действенный характер – одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий.

2.5И.А. Ильин (1882-1954) – философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др.

2.6Л.И. Шестов (1866-1938) – философ, литератор. Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал «философию трагедии», обращаясь к священному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе.

2.7А.Ф. Лосев (1983-1988) – философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии, используются феноменологический метод Э. Гуссерля. [с.217-220]

 

3Марксистская философия

В период советской  власти в жестких, скорее в жестоких, рамках цензуры философская мысль  сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала «философская» глава в учебнике И.В. Сталина «Краткий курс ВКП(б)». тогда в философии все было спущено на уровень ликбеза, а профессиоанлы-философы вынуждены были «разжевывать» банальности сталинской мысли. Прежде всего в гуманитарных сферах духовной жизни все должно было вращаться в круговерти марксистско-ленинской идеологии. «Марксоцентризм» и «лениноцентризм» определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма.

Так продолжалось до XX съезда КПСС. «Хрущевская оттепель» отмечена оживление творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской идеологии. Жесткий идеологический процесс и на работах по истории философии, которую рассматривали непременно с позиций ленинского принципа, гласящего: история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. При этом философов-идеалистов, цепляясь за отдельные высказывания, причисляли к материалистам, выискивая в их трудах элементы диалектики, а верующих философов зачастую подгоняли под атеистов.

Стали проявляться  творчески содержательные статьи в  таких журналах, как «Вопросы философии» и «Философские науки», начали издаваться на конкурсной основе учебники по философии.

Серьезным успехом  отечественной философии «шестнадцатидесятников» было создание пятитомной «Философской энциклопедии», что для общественной мысли, живущей в «безвоздушном пространстве», значило примерно то же, что «Энциклопедия» для французского Просвещения. Она освоила и сделала материалом для обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную философию.[с.221-222]

 

 

 

События начала 90-х гг. кардинальным образом изменили социально-политическую ситуацию в России. Наше общество вступило в период созидания демократического правового государства. В этих условия открылась возможность свободного творчества вообще и философского в частности.[с.222]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4Западная философия конца XIX – XX веков

Конец XIX и XX в. —  эпоха неклассической философии  — дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими  достижения науки и иные стороны  материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций.

 

4.1А. Шопенгауэр

Одной из самых  ярких фигур иррационализма (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), является Артур Шопенгауэр (1788—1860), который так же, как и Л. Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции.

Шопенгауэр  тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

Шопенгауэр  не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, согласно Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленной флуктуации волевых искр, когда воля вынуждена пожирать самое себя, так как, кроме нее, ничего нет и она к тому же — голодная и жестокая, постоянно ткущая паутину страдания. Отсюда травля, боязнь и страдание.

По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Однако Шопенгауэр превратил волю в совсем свободное хотение, т.е. он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр рассматривал волю как нечто родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему свойственны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — абсолютное начало, корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание, по Шопенгауэру, присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Пессимистический волюнтаризм Шопенгауэра предполагал в качестве исхода апологию самоубийства.

Воззрения Шопенгауэра оказали большое влияние не только на отдельных крупных мыслителей, но и на ряд направлений философской мысли. Стоит заметить, что во многом под влиянием Шопенгауэра сформировались эстетические взгляды великого композитора Р. Вагнера.[c.156-161]

 

4.2С. Кьеркегор

Серен Кьеркегор (1813—1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни1 , и писатель. Как и А. Шопенгауэр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем.

Вместе с  тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д.

Кьеркегор исходил  из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы и «своя безнравственность. Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное «забывается в общем». Он призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личные страдания. Индивид Кьеркегора самоценен и возвышен, но он же — одинок и беспомощен в этом мире, как узник, бьющийся в камере-одиночке.

Не приняв межчеловеческое  общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Несомненная заслуга  Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия (Кьеркегор назвал одну из своих книг «Страх и трепет»).[c.161-163]

 

4.3Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления.

Информация о работе Истоки и развитие отечественной философской мысли