Истоки и развитие отечественной философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:09, реферат

Описание работы

Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (Xв.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XIв., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства.

Содержание

1Русская философия
1.1М.В. Ломоносов
1.2А.Н. Радищев
1.3П.Я. Чаадаев
1.4Славянофидлы
1.5Западники
1.6Л.Н. Толстой
1.7Ф.М. Достоевский
1.8Н.Ф. Федоров, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов
1.9В.С.Соловьев
2Философия XX века
2.1Н.А.Бердяев
2.2Н.О.Лосский
2.3П.А.Флоренский
2.4С.Н.Булгаков
2.5И.А.Ильмн
2.6Л.И.Шестов
2.7А.Ф.Лосев
3Марксистская философия
4Западная философия конца XIX- начала XX в.в.
4.1А.Шопенгауер
4.2С.Кьеркегор
4.3Ф.Ницще
4.4А.Бергсон
4.5Ч.Пирс
4.6У.Джемс
4.7Джон Дьюи
4.8Э.Гуссерель
4.9Представители герменевтики
4.10М.Шелер
4.11Тейяр де Шарден
4.12М.Хайденер
4.13К.Ясперс
4.14Ж.П.Сартр
4.15Позитивизм О.Конта
4.16Неопозитивисты
4.17Б.Рассел
4.18Л.Витгенштейн
4.19К.Леви-Строс
4.20К.Поппер
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по философии №2010.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Содержание

1Русская философия

1.1М.В. Ломоносов

1.2А.Н. Радищев

1.3П.Я. Чаадаев

1.4Славянофидлы

1.5Западники

1.6Л.Н. Толстой

1.7Ф.М. Достоевский

1.8Н.Ф. Федоров, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов

1.9В.С.Соловьев

2Философия XX века

2.1Н.А.Бердяев

2.2Н.О.Лосский

2.3П.А.Флоренский

2.4С.Н.Булгаков

2.5И.А.Ильмн

2.6Л.И.Шестов

2.7А.Ф.Лосев

3Марксистская философия

4Западная философия конца XIX- начала XX в.в.

4.1А.Шопенгауер

4.2С.Кьеркегор

4.3Ф.Ницще

4.4А.Бергсон

4.5Ч.Пирс

4.6У.Джемс

4.7Джон Дьюи

4.8Э.Гуссерель

4.9Представители герменевтики

4.10М.Шелер

4.11Тейяр де Шарден

4.12М.Хайденер

4.13К.Ясперс

4.14Ж.П.Сартр

4.15Позитивизм О.Конта

4.16Неопозитивисты

4.17Б.Рассел

4.18Л.Витгенштейн

4.19К.Леви-Строс

4.20К.Поппер

Список использованной литературы

3

3-4

4

4

5

5-6

6-7

7

8

8-9

10

10

10

10

10

10

11

11

11-12

13

13-14

14

15

15-16

16-17

17-18

18

19

19-20

20-21

22

22-24

24-26

26-27

27

28-29

29

29-30

30-31

31

33


 

 

1 Русская философия

 

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной  философской мысли следует рассматривать  в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого.

Более всего  русская философия была занята вопросами  о смысле и целях истории, где  главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено  духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Собственно  философская мысль в России формировалась  не на пустом месте, а под влиянием достижений мировой философии. Она  во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация (Xв.) сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца X – начала XIв., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия им христианства. Ценными источниками русской средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о полку Игореве» (XIIв.), летописные своды «Повесть временных лет» (XI-XIIвв.) и др.[c.201]

 

1.1 М.В. Ломоносов

Первым русским  мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – гениальный ученый-энциклопедист.

Мировоззрение Ломоносова формировалось в первую очередь под влиянием научных  трудов представителей механистического мироосмысления – Г.Галилея, Р.Декарта, Ф.Бэкона, И.Ньютона, Г.Лейбница и др. ломоносов развивал идеи «корспукулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы – корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Метод познания Ломоносова таков: от опыта через  гипотезы к установлению строгой научной теории. В своих философских воззрениях стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.

Ломоносов, как  и И.Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения Ломоносова, нельзя решать конкретно-научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и т.п., все время ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог – главный «архитектор» мироздания.

Относительно  проблем социальной жизни Ломоносов  придерживался просветительских взглядов.[c.201-203]

 

1.2А.Н.Радищев

Большую роль в развитии русской литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанном в сибирской ссылке, он рассматривал «картину человека» под  углом вписанности его в систему природных связей, подчеркивая способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, при этом воспроизводя доказательства и пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия. Рвдищев утверждал, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Он указывал, что человек в процессе своего взаимодействия с природой познает ее «…в бытии вещей иначе нельзя удостовериться, как через опыт». Основную мощь своего философского ума он направил на поиски путей решения социально-философских проблем. Понимая, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», он отвергал идею просвещения монархов, призывая к просвещению народа. От идеи революционного просветительства народа он пришел к идее круговорота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре Робеспьера пример вырождения свободы и самовластье.[c.204-205]

 

1.3П.Я.Чаадаев

Выдающимся  русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев(1794-1856). Его общефилософскую концепцию  можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции, физический мир построен из атомов и молекул, т.е. «элементов материальных», из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которое есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое трактовалось Чаадаевым в духе распространенного в те времена механицизма. Сознание человека, по его мнению, не подчиняется механистическим закономерностям природы, а является результатом божественного творения.

Человека Чаадаев  рассматривал как объективное единство двух миров – физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом выстраивается концепция философии истории Чаадаева, связанная с заботой о грядущих судьбах России.[c.205]

 

1.4Славянофилы

Своеобразным  направлением в русской философии  явилось славянофильство, яркими представителями  которого были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) и др, оказавшие значительное воздействие на развитие русской мысли. В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе.

В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами  были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее «центральных силах» (Хомяков) или о «внутреннем средоточии духа» (Киреевский). Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, - «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.[c.206-207]

 

1.5Западники

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1864), Д.И. Писарев (1840-1868), А.И. Герцен (1812-1870). Это талантливые литературные критики, философствующие публицисты, общественные деятели. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Г. Гегеля. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи – мозга.

Среди западников в философском отношении особо  выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и , что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. Согласно Чернышевскому, «прекрасное – это жизнь.» поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии – существенный аспект в философских воззрениях мыслителя.

Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении  прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие –  это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. Герцен отмечал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив, движение», причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций – возникновения и разрушения. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится центральной: личность – вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.

Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, - это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический рациональные приемы человеческого ума. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитие в первоначальном христианстве. Размышляя над проблемой свободы и необходимости, он стремился избежать крайностей и фатализма, и волюнтаризма, пытался осмыслить историю как «свободное и необходимое дело», развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли.

Герцен с  глубоким интересом воспринимал  идеи социализма, высоко ценил труды  К.А. Сен-Симона и др. Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры.

В области философии  истории в фокусе его внимания была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т.е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной деятельности индивидов и общества в целом в виде развития научного знания. Но после поражения в революции 1848 г. Он существенно пересмотрел некоторые основные положения своих социально-философских воззрениях, в частности, отказался от идеи разумного хода истории, подверг резкой критике различного рода социальные утопии и романтические иллюзии.

Последним словом социально-философских воззрений  Герцена явились письма к М.А. Бакунину, направленные против крайностей его революционной теории: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, требований не «учить народ», а «бунтовать его».[с.207-210]

 

1.6Л.Н. Толстой

Самобытным  русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. По словам Толстого, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства.

Сущность познания Толстой усматривал в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. Согласно Толстому, Бог есть любовь.

На мировоззрение  Толстого оказала огромное влияние  Ж.Ж. Руссо, И. Кант и А. Шопенгауэр. [с.211-212]

 

1.7Ф.М. Достоевский

Огромное место  в истории русской и мировой  философской мысли занимает великий  писатель-гуманист, гениальный мыслитель  Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. Достоевского, как и Канта, тревожило «лжеслужение Богу» католической церковью. Эти мыслители сходились в том, что религия Христа является воплощением высшего нравственного идеала личности.

Достоевский –  один из самых типичных выразителей  тех начал, которые призваны стать  основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных.

Философские взгляды  Достоевского имеют небывалую нравственно-эстетическую глубину. Для Достоевского «истина  есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. Сильные религиозные мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. В области философии Достоевский был скорее великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным мыслителем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персоналистской философии на Западе.[с.213-214]

 

1.8Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов

В истории русской  философии, уделявшей всегда большое  внимание религиозной теме, особо  место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828-1903), который в основу всей своей  системы поставил идею «всеобщего спасения». Своеобразие мысли Федорова заключается в его непримиримом отношении к смерти, необходимости ее активного преодоления.

Русская мысль  долго не создавала своей системы, так как философские размышления  касались более реальной жизни, что находило свое выражение в публицистике. И такие мыслители, как К.Н. Леонтьев (1831-1891) и В.В. Розанов (1856-1919), по словам В.В. Зеньковского, завершают период развития философской мысли в России в форме философствования в виде литературной критики. Большая заслуга их заключается в том, что они подготовили почву для развития более высокого уровня философской мысли в виде системы, которая предполагает обстоятельное рассмотрение не только русской, но и всей мировой философской мысли.[с.214-215]

Информация о работе Истоки и развитие отечественной философской мысли