Истина и заблуждение. истина, как цель познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф.М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность не может служить нравственному возвышению человечества.

Содержание

1.Введение
2.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
3.Истина, как цель познания.
4.Выводы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

Наконец, практика служит наиболее надежным критерием  истинности знаний. Так, в повседневной жизни мы на собственном опыте  можем убеждаться в истинности утверждений  о полезности тех или других лекарств, методов тренировки, способов общения  с другими людьми (например, рекомендаций Д. Карнеги). Для доказательства истинности научных теорий требуется сложная  система измерений, экспериментов, моделирования, которая далеко не всегда дает гарантию получения абсолютно  достоверного знания.

Практика  может рассматриваться как абсолютный и относительный критерий истинности знания. Его абсолютность выражается в том, что он дает наиболее достоверную  и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления агностицизма. Его относительность в том, что  он не может давать окончательное  знание о мире, потому что постоянно  изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о  неделимости атома, то в XX в. истиной становится положение о его делимости.

Очевидно, практику нельзя рассматривать в  качестве единственного критерия истины. Даже в сфере научного познания, где объектом исследования служат тексты (например, в исторических науках), практика не является непосредственным критерием  истинности знания. Кроме того, опора  на практику характерна прежде всего для корреспондентной концепции истины. Для других же концепций критерием истинности знания может быть его логическая непротиворечивость, согласованность с другим знанием, его полезность и т.д.

Так, даже "бритва Оккама" ("не умножай сущностей без надобности") может рассматриваться как своеобразный критерий истины, по крайней мере, на стадии формирования гипотез. Можно  говорить и об эстетическом критерии, когда выбор гипотез определяется на основе чувства красоты и гармонии. Очевидно, свои критерии существуют для  художественной правды (например, "на смуглые ладони площадей мы каждый день выплескиваем души") и для  моральной правды. Их вычленение и  анализ - предмет будущих исследований. [2]

4.Выводы

Истина -- верное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизведение его  таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Истина несет объективное содержание (информацию объекта) и ценностную ориентированность субъекта. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Но  человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и  заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения имеют и гносеологические и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи, как нравственно-психологического феномена.

«Истина»  и «заблуждение» не должны включать в свое содержание оценку знаний, отношение  к ним субъекта. Оценочный аспект характерен для другой пары близких  им понятий «правда» и «ложь». Под  правдой понимают истину, содержащую нравственную оценку; правдивое -- это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Противоположностью правде является ложь.

Ложь - это искажение действительного  состояния дел, имеющее целью  ввести кого-то в обман. Ложью может  быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может  быть и логически неправильное мышление

Хочется подчеркнуть, что истинное знание - это величайшая ценность. Стремление к нему и достижение его через  преодоление множества преград - увлекательное и необходимое  для человека занятие. Оно необходимо для нашей повседневной жизни, когда "во всем мне хочется дойти  до самой сути, в работе, в поисках  пути, в душевной смуте" (Б. Пастернак).

 

 

 

 

Список использованной  литературы

 

 

1  Спиркин А.Г. С72  Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с

 

2  http://www.i-u.ru/biblio/archive/mitrosenkova_filosofija/?search=%f4%e8%eb%ee%f1%ee%f4%e8%ff#st

 

3  http://www.zlodei.net/1342-xarakternye-cherty-yepoxi-vozrozhdeniya.html

 

4  Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.  с 59

 

5  philosophy.mipt.ru/textbooks/frolovintro/chapter1…

 

6  http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/01.php

 

 

 


Информация о работе Истина и заблуждение. истина, как цель познания