Истина и заблуждение. истина, как цель познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф.М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность не может служить нравственному возвышению человечества.

Содержание

1.Введение
2.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
3.Истина, как цель познания.
4.Выводы.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 24.01 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                                                   1.

                                                                    Вариант 12

 

Вопрос№1

Истина и заблуждение. Истина, как цель познания.

 

План

1.Введение

2.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

3.Истина, как цель познания.

4.Выводы.

 

1.Введение.

"Стремление  к истине и красоте как высшему  благу есть, согласно Платону,  исступленность, восторженность, влюбленность. Надо любить истину так, говорил  Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту  быть готовым, узнав высшую  истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. 

Величайшие  умы человечества всегда видели в  истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Когда, например, Ф.М. Достоевский  утверждал, что красота спасет мир, то он, конечно же, был далек от каких бы то ни было религиозно-мистических мотивов, но говорил именно об этом высоком смысле истины, отрицая ее сугубо утилитарный, прагматический смысл. Действительная истина не может быть ущербной: простая ее лишь прагматическая полезность не может служить нравственному возвышению человечества.

2.Истина, заблуждение, ложь. Критерии  истины

Обычно  истину определяют, как соответствие знания объекту.

Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Другими словами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания.

Истину  определяют как адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизводящее  реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не было с самого своего возникновения более или менее истинным отражением действительности, то человек не мог бы не только разумно преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Итак, истина "не сидит в вещах" и  лишь отчасти (субъективная истина) создается  нами; истина есть характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Опыт  показывает, что человечество редко  достигает истины иначе, как через  крайности и заблуждения.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. История познавательной деятельности Человечества показывает, что и заблуждения отражают — правда, односторонне — объективную действительность, имеют реальный источник, "земное" основание. Нет и в принципе быть не может заблуждения, решительно ничего не отражающего — пусть и очень опосредованно или даже предельно извращенно.

Заблуждения обусловлены и относительной  свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к  реализации замыслов в ситуации неполной информации. Тут уместно напомнить  слова И.В. Гете: "Кто ищет, вынужден блуждать". В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки.

Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи.

 

2.

Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

Научное познание по самой своей сути невозможно без столкновения различных, порой  противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий, так же как невозможно и без заблуждений, ошибок. Проблема ошибок занимает далеко не последнее место в науке. Однако нет оснований для пессимистического  воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов.

Система научных знаний, да и житейский  опыт — не склад исчерпывающей  информации о бытии, а бесконечный  процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного ко все более всеобъемлющему и глубокому постижению сути вещей. В то же время постижение истины отнюдь не только движущийся без остановки процесс, а единство процесса и результата.

Научные знания, в том числе и самые  достоверные, точные, носят относительный  характер. Относительность знаний заключается  в неполноте и вероятностном  характере.

Научные знания, в том числе и самые  достоверные, точные, носят относительный  характер. Относительность знаний заключается  в неполноте и вероятностном  характере. Истина относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Относительная истина есть ограниченно верное знание о чем-либо.

Каждая  последующая теория по сравнению  с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное содержание прежней теории входит в состав новой. Отметается наукой лишь претензия, будто она являлась исчерпывающей. Прежняя теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории.

Говоря  об относительном характере истины, не следует забывать, что имеются  в виду истины в сфере научного знания, но отнюдь не знание абсолютно  достоверных фактов.

Именно  наличие абсолютно достоверных  и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической деятельности людей, особенно в тех областях деятельности, в которых решаются человеческие судьбы. Абсолютность истины прежде всего наблюдается в прошлом. В настоящем, а тем более в будущем, абсолютность истины есть продукт большей или меньшей доли абстрагирования или допустимости — достаточно вспомнить классическую механику Ньютона или Евклидову геометрию. Признание истины абсолютной допустимо и правомерно по этическим и практическим соображениям, а также в зависимости от степени развития знания. Вероятностные явления (и соответствующие законы) общественных наук относительны по определению.

Термин "абсолютное" применяется и к любой относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит нечто абсолютное. В совокупном знании человечества удельный вес абсолютного постоянно возрастает. Развитие любой истины есть наращивание моментов абсолютного.

Итак, наука располагает не только абсолютными истинами, но в еще  большей мере — истинами относительными, хотя абсолютное всегда частично реализовано в наших актуальных знаниях. Неразумно увлекаться утверждением абсолютных истин. Необходимо помнить о безмерности еще непознанного, об относительности нашего знания. [1.с 56]

 

3.Истина, как цель  познания

Масса знаний, которые получает человек  в процессе взаимодействия с действительностью, охватывает лишь некоторые стороны  этого многоликого и многогранного  мира; эти знания дают лишь приближенное представление о нем, которое  постоянно уточняется и совершенствуется. В этом и выражается относительность  истинности наших знаний. Очевидно, главная причина относительности  наших знаний - ограниченность общественно-исторической практики как основы познания.

В процессе познания человек способен получать не только относительные, но и абсолютные знания, которые не будут опровергнуты в будущем. При  этом нельзя сказать, что абсолютная истина складывается из суммы относительных  истин. Лучше разграничивать абсолютные и относительные аспекты истинности полученных знаний. Пределы истинности каждого научного положения могут  сужаться или раздвигаться с изменением характера практического и теоретического освоения

 

 

3.

действительности. Абсолютная истина - это не та корзина, в которую складываются все плоды  познания. Отбираются лишь некоторые  фрагменты из полученного урожая, его ядро, которое тщательно сохраняется, когда отбрасывается шелуха, потерявшие свою достоверность и надежность фрагменты плодов.

Если  же говорить об обнаружениях абсолютности знания, то они проявляются в двух основных формах. Во-первых, это знание определенных законов и уверенность  в их достоверности по отношению  к определенным условиям и системам связей (например, законы классической физики в условиях нашей планеты). Во-вторых, к такому знанию относят  истины "фактов" (А.С. Пушкин родился  в 1799 г.).

Критерием истинности знаний становится их взаимная согласованность, логическая непротиворечивость или полезность. Можно ли эти концепции  рассматривать как совершенно самостоятельные  и исключающие друг друга? Представляется, что их нельзя признавать как равнозначные. В сущности, одной из главных проблем  гносеологии является "напряженность" субъекта и объекта познания, степень  соответствия знания действительности. В конечном счете знания полезны, если они соответствуют действительности. Или они соответствуют действительности, если они логически непротиворечивы.

Истину  можно рассматривать как важнейшую  характеристику процесса познания и  прежде всего научного познания, основанного  на экспериментальных исследованиях, стремящегося к получению общезначимого  знания. Правда же раскрывает прежде всего особенности человеческой деятельности в сфере социальной реальности, человеческого общения. Она продукт моральных ценностей, личного опыта, особенностей конкретной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность человека с его интерпретацией тех или других явлений.

Очевидно, развитие творческих возможностей людей  будет приводить и к возрастанию  количества самостоятельных суждений. Но, возможно, будут сбываться и  прогнозы философов о движении общества к "единству человечества" (К. Ясперс), что предполагает сближение наций и государств, повышение чувства ответственности за свои дела и судьбы человечества. Это может быть вызвано и формированием более или менее однозначного понимания добра и справедливости, что будет создавать плацдарм для объединения разных "правд", а это, несомненно, будет способствовать повышению уровня "мирового добра".

Почему  люди думают, что их знания правильно  отображают окружающий их мир и дают им возможность успешно ориентироваться  в сложнейшем переплетении его свойств  и связей? Множество ответов на этот вопрос было получено за долгую историю  человеческой мысли. Одни утверждали, что истинные знания дает Бог, а заблуждения - результат человеческого несовершенства. Другие считали, что несомненно истинно то, что воспринимается ясно и отчетливо с помощью интуиции. Признавалась также важнейшая роль эксперимента в обосновании истинности знаний.

Марксистская  философия поставила вопрос о  практике как главном критерии истинности наших знаний. Маркс отмечал: "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В  практике человек должен доказать истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность  своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующийся  от практики, есть чисто схоластический вопрос" [а].

 а  Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1-2.

Практика  служит основой процесса познания. Это значит, что именно в процессе практического взаимодействия с  окружающим миром обнаруживаются его  новые свойства и отношения. Предметы как бы поворачиваются к человеку новыми гранями, отвечают на вопросы, которые  он способен им задавать. Далее, практика способствует совершенствованию чувственного познания, потому что требует постоянного  развития способностей и навыков  человека, тренировки органов чувств. Кроме того, в процессе практической деятельности создаются новые приборы, средства наблюдения, многократно усиливающие  ограниченные возможности человеческих органов чувств. Практика лежит в  основе теоретической деятельности, познания сущности явлений, причин, закономерностей  их функционирования и развития. Практика является также движущей силой познания. Практические потребности - важнейший, хотя и не единственный, стимул теоретических  исследований, который иногда быстрее  двигает науку, чем десятки университетов. Совершенствование практической деятельности часто выступает как цель познания, потому что большинство знаний направлено на их реализацию, на то, чтобы сделать  жизнь человека более достойной  и комфортной. Это не значит, что 

 

4.

знания добываются только ради пользы. Подобно тому как существует искусство для искусства, наука и другие формы знания могут существовать и ради "знания", для того, чтобы приносить человеку чувство

интеллектуального удовлетворения. Так, Аристотель считал, что философия не очень нужна  в обыденной жизни человека, но ничто не приносит ему такого удовольствия и наслаждения, как занятия философией. Кроме того, есть имманентное развитие всех сфер жизни, когда новые знания выводятся из предшествующих.

Информация о работе Истина и заблуждение. истина, как цель познания