Исламский фундаментализм – глобализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:00, реферат

Описание работы

Понятие «фундаментализм» появилось в начале XX в. в связи с дви­жением христиан-протестантов в южных штатах США. В конце XX в. религиозный фундаментализм резко усилился. Фундаменталисты выступают за «возвращение к корням», к традиционным религиозным ценностям прошлого и перестройку политической и общественной жизни в соответствии с религиозными догмами. Подобные течения есть в исламе, иудаизме, буддизме и индуизме.

Работа содержит 1 файл

Исламский фундаментализм 2.docx

— 26.27 Кб (Скачать)

   Проповедь  и, самое главное, последовательное  претворение в жизнь в таких  общинах идей социального равенства  и поддержки обездоленных делает  их привлекательными для значительной  части населения. Но на практике  это предназначено лишь для  тех, кто ревностно служит фундаменталистам.

  

   Джихад. Важнейшее  место в доктрине ваххабитов  занимает представление о джихаде  как священной войне не только  против иноверцев, «неверных», но  и против мусульман, не разделяющих  их воззрения.  

   На заре  движения в практику ваххабитов  вошло повсеместное разрушение  надгробий на могилах святых  и праведников, сожжение книг  богословов, не согласных с их  учением. Убеждение ваххабитов  в том, что их противники  являются «неверными» (кафир), даже если они считают себя мусульманами, оправдывало жестокость по отношению к ним. Фанатизм сплачивал и дисциплинировал ваххабитов, создавая религиозно-идеологическую подоплеку антиисламским по своему духу и характеру действиям. Благодаря этому ваххабизм с самого начала стал идеологией военной экспансии и грабительского набега. 

   Впоследствии  данная идея, отнюдь не исламского  происхождения, оправдывающая убийство  иноверца и просто оппонента,  легла в основу террористической  деятельности экстремистских группировок так называемых исламских фундаменталистов. Террористическая деятельность фундаменталистов направлена не только против представителей Запада.  

   В разработанной  исламскими учеными (улемами,  факихами) тра­диционной доктрине джихада нет такого упрощенного и одностороннего подхода, который характерен для радикально мыслящих фундаменталистов. Основываясь на словах пророка «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», сказанных после возвращения с битвы, большинство богословов объявляют великим джихадом духовное самосовершенствование, а борьбу за веру с оружием в руках именуют малым джихадом. Различаются четыре вида джихада:  

   Традиционное  понимание джихада не предполагает  применения его четвертого вида  против мусульман, как это принято  в ваххабитской концепции. 

Свобода. Исламские  фундаменталисты решительно отвергают  утвердившееся на Западе понятие  свободы и в первую очередь  ин­дивидуальную свободу в современном понимании этого слова.  

   По мнению  исламских радикалов ни король, ни диктатор, ни демократический  парламент, ни группа правоверных  не вправе нарушать шариат, менять  или изменять его законы 

   В жизни  человек должен поступать в  соответствии с теми законами, которые ниспослал Аллах, т.е.  шариатом, а также руководством  пророка, т.е. Сунной. Тогда человек  не нуждается «в правительственных  распоряжениях, полицейских силах  или судах, которые удерживали  бы его от совершения преступления  или возвращали на праведный  путь». 

   Шариат (от араб, «аш-шариа» — прямой, правильный путь) — комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения и нравственные ценности мусульман. Вопреки широко распространенному представлению шариат не является конкретным правом мусульман. Шариат — это скорее закон в широком смысле, религиозный закон. Предписания шариата являются источником конкретных норм, которые регулируют поведение мусульман.  

Организации исламского фундаментализма  

   Во второй  половине XX в. во многих странах мусульманского мира происходит активизация религиозно-политических движений фун­даменталистской направленности. В значительной мере причиной тому стало недовольство неэффективными действиями пришедших к власти после освобождения от колониального владычества светских правительств, которые так и не смогли преодолеть отставание по всем позициям от стран Запада. В 80-х годах усилившаяся исламистская оппозиция — разнообразные организации, партии и фронты, использующие как парламентские, так и террористические методы борьбы, — стремится к власти под лозунгом создания исламского государства. По убеждению фундаменталистов любое другое государство незаконно по определению.  

   В Алжире  в 1990 г. на свободных парламентских  выборах победила фундаменталистская организация «Фронт исламского спасения». Однако итоги выборов были отменены военными, и с тех пор в стране идет гражданская война. В ходе противостояния властей и исламистских группировок жертвами экстремистов становятся мирные жители, которых вырезают целыми деревнями. 

   Наиболее  дерзкие террористические акты  на счету разветвленной организации  «Аль-Каида» («Основа»), созданной в  1988 г. саудовским миллионером  Усамой бен Ладеном. Ее задача — «создание справедливых исламских государств, свободных от западного влияния». Самый крупный терракт, осуществленный членами «Аль-Каиды», — атака с помощью угнанных аэробусов зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона (Министерство обороны США) в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. 

«Братья-мусульмане»  из Египта 

   В 1929 г.  в Египте была создана «Ассоциация  братьев-мусульман». Основал ее Хасан  аль-Банна (1906—1949) — крупнейший теоретик так называемого политического ислама. Его организация, выступавшая как радикальная религиозно-политическая оппозиция египетской монархии, опиралась на бедные, но достаточно образованные городские слои: интеллигенцию, мелкую буржуазию, учащихся школ и студентов, младших офицеров, отдельных представителей духовенства. Аль-Банна видел задачу «Ассоциации» в защите ислама и мусульман от атеизма, от «развращающего» западного влияния. Он говорил, что ислам — это «вера и культ, родина и нация, религия и государство, дух и тело мусульманина». Следовательно, необходима полная исламизация личной, общественной и государственной жизни путем возврата к фундаментальным положениям религии, представленным в Коране и Сунне и истолкованным в духе времени. Предполагалось, что такая политика возвысит роль ислама и мусульманской обшины в глазах всех людей. При этом Запад, отождествляемый с неверием (куфр), рассматривался как главный враг исламского мира. Конечной целью аль-Банна считал единение всех мусульманских народов в исламе и воссоздание ими единого государственного образования — халифата. Лозунгом «Ассоциации» стали слова: «Бог — наша цель, пророк— наш руководитель, Коран — наша конституция, джихад — наш путь, смерть во имя Бога — наше высшее стремление». 

   К середине XX в. «Ассоциация» уже имела  боевую организацию — «Секретный  орган» («Джихаз сирри»), осуществлявший террористические акты против представителей власти. В результате репрессивных мер правительства, последовавших после покушения в 1952 г. на египетского политического деятеля Гамаля Абдель Насера, был казнен крупнейший идеолог египетских «Братьев-мусульман» Сейид Кутб, представлявший наиболее экстремистское крыло организации. Именно он внес основной вклад в разработку доктрины «обвинения в неверии и уходе от мира».  

   Суть этой  доктрины такова: неприятие человечеством  шариата в качестве источника  власти является причиной того, что в мире господствует духовное  невежество, незнание истинного  Бога и истинной веры, многобожие.  

   Исходя из  этой посылки, Кутб вопреки исламской традиции делит людей не на мусульман и немусульман, а на мусульман, строго придерживающихся законов шариата, и «неверных», т.е. всех остальных. Между первыми и вторыми не может быть примирения и компромисса. Таким образом, Кутб относит к числу «неверных» и большинство мусульман. В своей книге «Социальная справедливость в исламе» он писал, что все социальные проблемы разрешимы только на основе Корана. Но при этом автор не возражает против использования достижений совре­менной науки и техники во имя общественного блага.

Информация о работе Исламский фундаментализм – глобализация