Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:29, реферат

Описание работы

Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. Однако сам термин условен - он появился в начале 19 в., когда возникла необходимость внести некоторые уточнения в историю средневекового искусства. До того оно целиком обозначалось словом «готика».
Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.—как время «зрелого» романского искусства.

Работа содержит 1 файл

Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма.docx

— 224.84 Кб (Скачать)

 

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего  пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего  пространства и внешней природной  среды. ЭТОМУ способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных шшаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

 

Большие изменения претерпел  и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

 

Замена глухих стен огромными  окнами привела к почти повсеместному  исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в  романском искусстве 11 и 12 вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид  живописи, в котором изображение  составляется из кусков цветных расписанных  стекол, соединенных между собой  узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они подучили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

 

Витражи, помещенные в оконных  проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало  необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

 

Прозрачные витражи, сияющие  краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие  со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру  готического собора необыкновенную праздничную торжественность.

 

Как во внутреннем, так и  особенно во внешнем убранстве соборов  значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч  скульптурных композиций, отдельных  статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях  непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

 

Переход от романского стиля  к готике в скульптуре произошел  несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в  необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.

 

Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.

 

Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или  статуарные группы, неразрывно связанные  с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями  большого многофигурного рельефа. Все  же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность  композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность  отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

 

По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным н реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.

 

В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении  изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены  правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в  своей совокупности давали картину  мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось  в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой  схоластики — «Сумма богословия»  Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

 

Центральный портал западного  фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно — Мадонне, левый — святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая  статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала  помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического  характера: Благовещение, Посещение  Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.

 

Поле надвратного тимпана  заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай; справа — демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.

 

При изображении Мадонны  тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных  святым, на тимпанах развертываются эпизоды  из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или  иначе идейно связанные с основной темой портала.

 

Собор в целом представлял  собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение  мира. Но в религиозные сюжеты незаметно  вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и  сочувствие, гнев и ненависть выступали  в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими  язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его  друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.

 

И мотивы обращения к обыденной  жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев  года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и  через изображение трудов, характерных  для каждого месяца. Труд — основа реальной жизни людей, и эти сцены  давали готическому художнику возможность  выйти за пределы религиозной  символики. С представлениями о  труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода  аллегорические изображения так  называемых Свободных искусств.

 

Т*ос.т интереса и человеческой личности, «. ее нравственному ъшр-, и основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.

 

В позднеготической книжной  миниатюре с особенной непосредственностью  выразились реалистические тенденции, были достигнуты первые успехи в изображении  пейзажа и бытовых сцен. Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного  и конкретного изображения жизненных  явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство  мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства  носили религиозную окраску и  были тесно связаны с превратными  религиозными представлениями. И все  же глубокая одухотворенность, необычайная  интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная  взволнованность и поэтическая  искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов  готики.

 

По мере роста новых  буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства  гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К 15 в. в большинстве стран Западной и Центральной Европы прогрессивные силы вступили  в открытую  борьбу  против основ феодального общества и его идеологии. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца 13 в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.


Информация о работе Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма