Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:09, контрольная работа
Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки - немецкий ученый А. Баумгартен, определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.
Введение
1. Сущность эстетического и формы его проявления.
2. Философия искусства.
Заключение
Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, ибо оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и эстетическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращено не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа. Художественные произведения являются не только источником эстетического наслаждения, но и источником знания: через них узнаются, воспроизводятся в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры и межличностные отношения людей. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятия произведения искусства обеспечивается описанной выше синкретической силой эстетического сознания. Основной функцией искусства является его синтетическая миссия, обеспечивающая целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Искусство отличается от науки тем, что оно направлено не просто на изучение сущности вещей, на постижение общего и закономерного в них, а на создание художественных образов, на вымысел событий, но так чтобы это носило правдоподобный характер. Существенным для настоящего искусства является тонкое психологическое изображение характера личности и жизненно правдивое изображение личностных взаимоотношений, внутреннего мира людей, который раскрывается через эти взаимоотношения.
Синтетической силой искусства во многом объясняется тот удивлявший философов факт, что среди всего многообразия видов духовной деятельности нет ничего, что имело бы равное по своей силе социальное воздействие на человека. Это знали уже в античности. Искусство нередко даже пугало людей своей таинственной силой. Так, высказывалось мнение, что любое стремящиеся к порядку государство должно запретить музыку ( да и другие искусства), ибо она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
В XIX и XX вв. на первый план выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Будучи облечены властью, идеологические системы, вбирающие в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Естественно, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некой логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственного художественного мышления, к утилизации эстетического чувства. В результате идеологического диктата расцветает так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели на столько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т.е. уже псевдоискусство) и самой идеологией.
Вульгаризаторские
подходы к идеологическому
Роль
искусства в общественной жизни
трудно переоценить. Любое глубокое
переустройство общественных порядков
всегда подготавливалось при активном
участии искусства. Так было и в античности,
и в эпоху Возрождения. Так было и в начале
80-х гг. прошлого века, когда именно писатели
как бы исподволь подготовили тот мощный
взрыв социальной активности, который
мы наблюдаем сегодня.
Заключение
Таким образом, эстетическое сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
Итак, синтезирующая
миссия искусства проявляется и на уровне
отдельной личности, скрепляя воедино
все ее духовные силы и на уровне каждого
данного этапа общественного развития,
обеспечивая целостное самовыражение
народа, и на уровне исторической связи
поколений, выражая единство поступательного
прогресса культуры.
Список
литературы
1) Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – Москва: Издательство « ПРОСПЕКТ», 2000.
2) Маслобоева О.Д. Философия для студентов экономических вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2006.
3)Спиркин
А.Г. Философия: Учебник. –
4)
Спиркин А. Г. Основы философии: Учебник.
– Москва: Издательство «ЮРИСТ» 2003.
Информация о работе Искусство как форма эстетического освоения мира