Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 15:59, реферат
Философия изучает различные функции искусства: познавательную (искусство познает мир, фантазия художника предвосхищает научные прозрения и часто проникает в сущность вещей глубже, чем абстрактное мышление), коммуникативную (искусство является формой общения между культурами, обществами и отдельными людьми, произведения искусства передают духовный опыт человечества), воспитательную (искусство формирует в нас собственно человеческие качества: добро, любовь, прививает чувство красоты), и т.д.[1]
Введение…………………………………………………………....2
1. Искусство и творение мира…………………………………...3-5
2. Функции искусства.....................................................................6-7
3. Кризис современного искусства……………………………...8-10
Заключение………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………….....12
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Искусство и творение мира…………………………………...3-5
2.
Функции искусства.............
3. Кризис современного искусства……………………………...8-10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………...
Введение
Философия изучает
различные функции искусства: познавательную
(искусство познает мир, фантазия
художника предвосхищает
1.
ИСКУССТВО И ТВОРЕНИЕ
МИРА
Главная функция искусства заключается в том, что оно творит мир и в этом смысле художник является соавтором Бога. Мир творит и философия — существуют миры Платона, Декарта, Ницше; мир творит наука — есть мир Ньютона и мир Эйнштейна. Но в этих мирах нельзя жить, это абстрактные миры, продукт нашего интеллекта. Искусство же делает наш мир возможным для жизни. Мир, в котором мы живем, и есть в большей своей части продукт искусства.
Например, мы видим,
что некоторые умершие
А наша жизнь чаще всего не является жизнью в полном смысле этого слова, поскольку в ней преобладает нудная, монотонная повторяемость серых будничных дней. В ней много случайного, нелепого, не зависящего от человека, которого чаще всего бросает, как щепку по волнам, и никогда не известно, к какому берегу прибьет его водоворот не им определяемых событий. В этом смысле кажется, что только искусство создает живую жизнь, оно не отражает серую монотонность будней, оно их одухотворяет, оно выжимает квинтэссенцию из жизни, берет ее в чистом виде, а в чистом виде жизнь как таковая, освобожденная от глупых случайностей или просто от скуки, — прекрасна.
Человек, вероятно, должен создавать себя так же, как создается произведение искусства — отбрасывая от себя все случайное, наносное, избавляясь от автоматизма существования, т.е. становясь живым, ибо только тогда он может придать своей жизни целостность, завершенность, смысл. Сама по себе жизнь, без подобных усилий — только распад. Человек не является живым по факту рождения, или, лучше сказать, он живой только биологически. Но сущность его в метафизике, а не биологии, он должен стать тем живым, для кого существует живой Бог. Тем живым, для кого существует истина, ибо истина всегда живая, Не только великие люди прошлого, но и герои великих художественных произведений кажутся более живыми, чем многие реально живущие люди. Среди нас по-прежнему живут люди, напоминающие Гамлета, Дон-Жуана или Плюшкина, мы видим в том или ином человеке черты Смердякова или Базарова. Россию мы до сих пор видим через гоголевские персонажи, и часто вместо образа человека видим чудищ; Чичикова, Ноздрева, Собакевича и т.п., и никакие революционные и духовные преобразования, никакие перестройки нас от этого видения не избавляют, поскольку все эти чудища обладают большой жизненной силой. Русские люди, считал Бердяев, желавшие революции и возлагавшие на нее большие надежды, верили, что чудовищные образы гоголевской России исчезнут, когда революционная гроза очистит нас от всякой скверны. Но в революции раскрылась всё та же старая, вечно-гоголевская Россия, нечеловеческая, полузвериная Россия харь и морд.
Живым является только то, что создано — Богом, разумом, фантазией. Например, в реальных людях, друзьях, знакомых рано или поздно разочаровываешься, так же как и они в тебе. Друзей нужно создавать, т.е. добавлять им изрядную долю своей фантазии, расцвечивать их и одухотворять. Что мы все, наверное, постоянно и делаем. В человеке, которого любишь, уже совсем мало от реального человека, от того, какой он на самом деле, но очень много от моего воображения. Видимо, словосочетание «на самом деле» здесь не подходит, потому что «на самом деле» есть только то, что открывается через любовь, через поэзию, через искусство.
Любимый человек является Предельно живым в глазах любящего -поскольку в нем нет ничего омертвелого, прошлого, нет недостатков, нет изъянов, нет неприятных черт характера. В каком-то смысле для человека существует (хоть и неполно, ущербно) только то, что им сотворено. Бог сотворил мир и дал ему существование, но человек обладает силой творчества, родственной божественной силе, обладает существованием в той мере, в какой он себя сотворил. Все, что ниже человека, обладает меньшей степенью существования, поскольку сознательно не творит.
Все окружающее есть продукт искусства. Природа, писал Пруст, как она есть на самом деле, — это природа, увиденная поэтически. Поэзия — не добавка к природе, поэтически увидеть — значит увидеть так, как есть на самом деле. Здесь термины «философия» и «поэзия» совпадают.
Не искусство подражает жизни, а жизнь подражает искусству. Если произведения суть формы жизни, суть великие мысли природы, то я могу считать их более реальными, чем наша «реальная» повседневная жизнь. Жизнь не имеет силы искусства; она воспроизводит сама себя лишь на самом низком уровне и в минимальной степени. Искусство преуспевает вполне в том, о чем жизнь знает только по черновому наброску.
Искусство — удивительный феномен, произведения искусства словно узлы, организующие жизнь. Все, описанное в «Илиаде» и «Одиссее», считалось реальными событиями, многое в реальной жизни понималось и освещалось в связи с ними. Таково же влияние искусства и сегодня, только за всю историю человечества накопилось очень много крупных авторов, очень много произведений. Тем не менее, даже не осознавая этого, мы придаем своей жизни целостность, подстраивая ее под искусство, делая ее произведением, которое похоже на какое-нибудь действительно существующее произведение. Я не мог бы относиться к своей жизни, как к чему-то целому, если бы не те произведения искусства, которые с детства формировали мою душу, приучали меня во всем видеть интригу, фабулу, сюжет, ждать счастливого или печального конца, вообще относиться ко всем явлениям жизни, где на самом деле столько хаотического и случайного, как к чему-то, имеющему целостность, общий смысл и законченность. Поневоле подумаешь, не это ли имел в виду Брюсов, когда писал о том, что все в жизни только средство для сладкопевучих стихов. Может быть, искусство является целью жизни, но не как совокупность произведений, а как некая незримая организующая целостность, как первотворчество. «Только с помощью искусства мы можем покинуть самих себя, узнать, как другой видит Вселенную; она совсем иная и не схожа с нашей, пейзажи этой Вселенной будут нам столь же неведомы, что и ландшафты Луны. Благодаря искусству, мы вместо того, чтобы видеть только один-единственный наш собственный мир, видим мир множественный. Сколько существует самобытных художников, столько и миров открыто нашему взгляду..»
Русская литература в Х1Х-ХХ вв. создавала шкалу ценностей, по которой судилась эпоха. Подобная гипертрофированная значимость ее иногда выглядела абсурдной, нелепой, но тем не менее всегда имела место: по литературе судили о действительности, в ней видели высший суд. Бунин писал в своем дневнике в 1918 г., что литературный подход к жизни отравил нас: всю громадную и разнообразную жизнь России последнего столетия разбили на десятилетия и каждое определили его литературным героем: Чацким, Онегиным, Печориным, Базаровым. Все это было, с его точки зрения, делом совершенно нелепым, ибо героям этим было 18—20 лет. Тем не менее никуда не деться от того факта, что по литературным героям судили о конкретных людях.
Все сказанное
нужно отнести не только к профессиональным
художникам, но ко всякому человеку, который
делает свою жизнь произведением искусства,
является мастером своего дела и своей
жизни. А подобная жизнь создает свой оригинальный
и неповторимый мир, и здесь приобретают
реальный смысл слова о том, что человек
является микрокосмом, и в нем, как в зеркале,
как в монаде, отражается большой Космос.
Каждый человек производит свой мир, свою
Вселенную только в том случае, если он
является собственным демиургом, если
стремится к своему способу существования,
который может быть только оригинальным
и индивидуальным. Каждый человек должен
быть своим собственным произведением.[2]
2.Функции
искусства.
Идеальный мир искусства есть своеобразный
испытательный полигон для многочисленных
человеческих устремлений, желаний, страстей
и т.д. Экспериментировать с живыми людьми
морально недопустимо, а вот с художественными
образами, символами — сколько душе угодно.
Только художественные средства позволяют
анатомировать любую житейскую ситуацию,
поступок, мотив без ущерба для человека.
Искусство выступает инструментом самопознания
общества, в том числе и «на пределе» его
возможностей, в экстремальных условиях.
Считается, что именно в таких ситуациях
лучше всего познается человек. Может
быть, это верно и применительно к обществу?
Идеальный художественный мир вырабатывает
систему эстетических ценностей, эталонов
красоты, стимулирующих человека стремиться
к совершенству, оптимуму в любой сфере
деятельности.
Наиболее глубокие и удачные художественные
образы вырастают до уровня общечеловеческих
символов, в которых воплощена вся гамма
человеческих характеров, темпераментов,
способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты,
Мастера и Маргариты, Медные всадники
и Всадники без головы — все это точнейшие
иллюстрации к книге о человеческой психологии,
точные ориентиры в налаживании взаимоотношений
между людьми. Искусство, следовательно,
выступает и как своего рода наглядное
средство обучения, незаменимый способ
социализации человека.
Эстетический мир является подлинной
памятью человечества. В нем бережно и
надежно в течение тысячелетий сохраняются
неповторимые особенности множества самых
разнообразных укладов жизни.
Иными словами, искусство выполняет множество
практически полезных функций — разведывательную
(проб и ошибок), познавательную, воспитательную,
аксиологическую, мемориальную и т.д. Но
все же главная функция искусства — эстетическая.
Суть ее состоит в том, что искусство призвано
доставлять человеку эстетическое удовлетворение
и наслаждение. Ведь в конце концов мы
ходим в кино или театр не затем, чтобы
нас там учили жизни или демонстрировали
поучительные примеры для подражания.
От произведений искусства прежде всего
мы хотим получить удовольствие. Причем
не просто удовольствие, а удовольствие
именно эстетическое. Оно отнюдь не сводится
к благоприятному расположению духа от
созерцания прекрасного. Природа эстетического
удовольствия заключается в возбужденном,
растревоженном состоянии духа, испытывающего
немой восторг от безупречно исполненной
работы «мастеров искусств».
При этом художественный вкус любого человека
— это, конечно, дело воспитания и привычки.
Но объективная его основа — всеобща.
К примеру, даже если человека никогда
не учили музыкальной грамоте, он обычно
отличает «правильное» пение от фальшивого.
Как это ему удается, науке, как говорится,
неизвестно, но вполне очевидно, что наши
органы чувств самой природой настроены
на избирательное восприятие определенных
отношений гармонии, симметрии, пропорциональности
и т.д. Так вот, когда в организуемых искусством
звуках, красках, движениях, словах проступают
эти отношения, наш дух невольно приходит
в некоторое волнение, пробует совместить
свое состояние с этим «ритмом Вселенной».
В этом и заключается суть эстетического
переживания. А уж если мы, воодушевленные
от соприкосновения с подлинным произведением
искусства, переносим эти эмоции на повседневность,
стараемся достичь хотя бы приблизительно
такого же совершенства в своей обычной
деятельности, искусство может считать
свою главную задачу (эстетическую функцию)
выполненной.
3.Кризис
современного искусства.
Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоречий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление, согласно которому недостаток вымысла, воображения может быть заменен изощренной техникой.
От художника требуется так отточить свое мастерство: владение словом, знание приемов и т.д., чтобы в результате можно было добиться эффекта настоящего переживания. Так, в литературе появляется сколько угодно мастеров литературной техники, но само это мастерство и загоняет писателя в тупик, он не знает, куда применить его и что с ним делать. Первое время можно обойтись при помощи все растущих тонкостей и усложнений, побеждая литературу усугублением самой литературности, но в конце концов художнику начинает изменять чувство жизни, пока оно не исчезнет совсем.
Если восприятие «живой» реальности, естественных человеческих страстей и переживаний и восприятие художественной формы несовместимы в принципе, так как требуют различной настройки нашего аппарата восприятия, то искусство, которое предложило бы нам подобное двойное видение, заставило бы нас окосеть. И прошлые века, особенно XIX в. — век реализма, насыщенный стилем, ставящий человечество центром тяжести произведения, является, с точки зрения современным теоретиков, аномалией вкуса.
Главным интересом современного искусства, по мнению Ортеги-и-Гассета, является стилизация. Стилизовать — значит деформировать реальность, дереализовать. Стилизация предполагает дегуманизацию. Показательным примером является, согласно испанскому мыслителю, разница между Вагнером и Дебюсси. У Вагнера мелодрама достигает безмерной экзальтации, переживания человека, отраженные в музыке, переходят даже в некое космическое измерение. «Необходимо было изгнать из музыки личные переживания, очистить ее, довести до образцовой объективности. Этот подвиг совершил Дебюсси. Только после него стало возможным слушать музыку невозмутимо, не упиваясь и не рыдая... Дебюсси дегуманизировал музыку, и потому с него начинается новая эра звукового искусства». Это же относится и к живописи: художник-традиционалист претендует на то, что он погружен в реальность изображаемого лица. Современный художник, вместо того чтобы пытаться изображать человека, решается нарисовать саму идею, схему этого человека. Экспрессионизм, кубизм и т.п. перешли от изображения предметов к изображению идей. Художник ослеп для внешнего мира и повернул зрачок внутрь, к субъективному ландшафту.
Информация о работе Искусство и творение мира. Функции искусства