Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:29, реферат
Цель работы: раскрыть многосторонний характер инженерной подготовки специалиста с точки зрения философии, показав ее роль в осмыслении мира человека. Развить у студента интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность к философской оценке инженерных событий и фактов действительности. Дать целостное представление об инженерной подготовке как форме мировоззрения, о формировании картины мира, о месте человека в мире, о системе его целостной и нравственной ориентации.
Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфические особенности инженерной деятельности …………………..5
2.Понятие и сущность инженерного мышления ………………………………9
3.Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства ……………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………17
Список используемой литературы ……………………………………………..18
Принимая
и реализуя технические решения,
инженер вынужден полагаться не только
на свои навыки, умения, производственное
мастерство, интуицию, но и на широкий
спектр социокультурного знания, проявляя
находчивость и изобретательность.
Инженерное мышление - это специфическая
форма активного отражения морфологических
и функциональных взаимосвязей предметных
структур практики, направленная на удовлетворение
технических потребностей в знаниях, способах,
приемах, с целью создания технических
средств и организации технологий.
Становление
мышления и его основных теоретических
конструктов неразрывно связано
с главной формой практики - материальным
производством: конструкторско-
Когда
речь идет о принятии организационного
решения, то и в этом случае остается
свобоное пространство для выбора оценки,
интерпретаций сложных явлений
и фактов из жизни собственно организаций
и мира, внутри которого они функционируют.
В целом процесс выбора решений
может происходить в
В
процессе принятие решений
- преобразование
и переработка исходной
- определение целей решения;
- формирование
и сопоставление возможных
- выбор средств осуществления целей;
- конструирование,
корректировка программы
Этот
процесс предполагает рефлексию
и критику, т.е. целостное критическое
мышление.
3. Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства.
Фундаментом
принимаемых инженером решений
становится научный гуманизм, выражающий
общечеловеческие интересы и признающий
высшей ценностью человеческую жизнь.
Такого рода переоценка ценностей побуждает
мышление инженера на комплексное осуществление
научно-технических программ, автоматизации
научно-исследовательских
Проектирование
сложных технических систем требует
от инженера не только высокого уровня
общетеоретической технической
подготовки, тщательной системной проработки
создаваемых проектов, но и высокого
абстрактного мышления, позволяющего
ориентироваться, понимать и учитывать
широкие междисциплинарные
Создание больших полифункциональных технических систем, многократно умножающих технологические возможности человека, поставило под угрозу не только природу, но и существование общества.
Представление
о человеческой жизни как высшей
ценности диктует настоятельную
необходимость выработки новых
ориентаций в техническом творчестве.
Эти ориентации в наибольшей степени
определяются гуманистическими нормами
и должны быть представлены определенными
эргономическими, эстетическими, социально-психологическими,
правовыми и другими
Техническая картина мира включает в себя всю совокупность научной и технической информации, полученной на основе развития эмпирических, теоретических, инженерно-технических знаний, методологии технического творчества, понятийно-категориального аппарата теории техники. Обобщенное знание такого рода представляет собой преломление определенных философских принципов, которые пронизывают все техническое знание и направляет мышление инженера на всестороннее постижение функциональных и морфологических взаимосвязей технического объекта. Играя важную эвристическую роль уже на этапе формирования технического замысла как воображаемой технической модели, философские представления эксплицируют исходные принципы, выступают в качестве обоснования наиболее общих, высокоабстрактных мысленных представлений о техническом объекте и методе его исследования. Эти методологические регулятивы функционируют на всех этапах создания технического устройства, определяя общую стратегию и оптимальные пути решения инженерных задач.
Со становлением машинного производства происходит дифференциация инженерной деятельности, которая на первых этапах включает в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением технических наук к ним добавляются еще и инженерные исследования и проектирование.
Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технология и организация производства, эксплуатация и оценка техники, а завершает этот процесс ликвидация устаревшей или вышедшей из строя техники.
Изобретательство. Изобретательская деятельность, как правило, начинает цикл инженерной работы. В изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических достижений заново создаются новые принципы действия, способы реализации этих принципов или конструкции инженерных устройств и систем или же их отдельных компонентов. Наиболее развернутую характеристику изобретению дает в своей трехактной теории творчества П.К. Энгельмейер.
По Энгельмейеру, анатомия процесса изобретения от первого проблеска идеи до окончательного ее выполнения на деле распадается на три акта: догадки, знания и умения.
1 акт:
создание идеи, акт догадки. Здесь
прежде всего осознаются
2 акт:
выработка плана, схемы, акта
знания. Задача этого акта заключается
в том, чтобы заполнить
3 акт:
выполнение, акт умения. Задача изобретения
здесь распадается на столько
отдельных задач, сколько
Конструирование.
Инженерная деятельность направлена на
создание нового, а не на слепое копирование
имеющихся образцов, как это было
свойственно ремесленной
Конструкторская
деятельность становится необходимой
именно с развитием серийного
и массового машинного
Технология и организация производства. В результате конструирования рождается чертеж готовой технической машины или системы, который является посредником для передачи идеи изобретателя и описания конструкции, разработанной инженером-конструктором, не только исполнителю-рабочему, но и инженеру-технологу, который руководит изготовлением деталей и их сборкой. Функция инженера заключается в организации и производства конкретного типа изделия, а также, если это необходимо, орудий и машин для его изготовления или отдельных его частей. Разработка и усовершенствование новой технологии в той или иной отрасли промышленности электронного приобретения, связана сегодня с научными исследованиями, например новых материалов, и созданием нового наукоемкого технологического оборудования.
Часто
крупные инженеры сочетают в одном
лице и изобретателя, и конструктора,
и технолога, выполняя функции организатора
производства какого-либо типа изделий
промышленности. Однако современное
разделение труда в сфере инженерной
деятельности неизбежно ведет к
специализации инженеров, работающих
в научно-исследовательских
Заключение
Сегодня мы живем в эпоху кризиса техногенной
цивилизации. Причины этого кризиса - деформация
связей человека с социальной и природной
средой, неадекватность техносферы социальной
сущности человека. С созданием больших
технических комплексов, загрязняющих
природу тепловыми, электромагнитными,
радиационными выбросами, возникла проблема
сохранения окружающей среды, хрупких
природных конструкций, которые порой
не поддаются восстановлению. Гонка сверхвооружений,
изменение социального статуса функций
военной техники, угроза ядерной войны,
все это ставит под сомнение существование
жизни на планете. В решение этих и других
глобальных проблем современности должны
внести свой вклад инженерно-технические
работники, понимая, что гуманистические,
эргономические, экологические требования
должны всесторонне учитываться и строго
выполняться уже на стадии принятия инженерных
решений.
В настоящее
время благодаря бурному
Социальный и научно-технический прогресс
непосредственно связан с деятельностью
технических специалистов. Инженеры являются
творцами новой техники и социальных технологий,
и именно от их творческого мышления зависит
качество жизни на планете.
Список использованной литературы
1.Горохов В.Г. , Розин В.М. Введение в философию техники. – Москва, 1998 г.
2.Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – Москва, 2007 г.
3.Иванов Н.И. Философские проблемы инженерной деятельности. - Тверь., 1995г.
4. Иванов Н.И. Философия техники. Тверь., 1997г.
5.Негодаев Н.А. Основы философии техники. Ростов – на – Дону. Учебное пособие., 1995 г.
6. Прижиленская
И.Б. Техника в социальной системе и жизненном
мире человека: Автореферат кандидата
философских наук. Ставрополь., 1998г.
7.Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная
еятельность. – Москва, 2009 г.
Информация о работе Инженерная подготовка специалиста: философские основы