Инженерная подготовка специалиста: философские основы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Цель работы: раскрыть многосторонний характер инженерной подготовки специалиста с точки зрения философии, показав ее роль в осмыслении мира человека. Развить у студента интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность к философской оценке инженерных событий и фактов действительности. Дать целостное представление об инженерной подготовке как форме мировоззрения, о формировании картины мира, о месте человека в мире, о системе его целостной и нравственной ориентации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфические особенности инженерной деятельности …………………..5
2.Понятие и сущность инженерного мышления ………………………………9
3.Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства ……………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………17
Список используемой литературы ……………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.docx

— 37.82 Кб (Скачать)

Принимая  и реализуя технические решения, инженер вынужден полагаться не только на свои навыки, умения, производственное мастерство, интуицию, но и на широкий  спектр социокультурного знания, проявляя находчивость и изобретательность. 
Инженерное мышление - это специфическая форма активного отражения морфологических и функциональных взаимосвязей предметных структур практики, направленная на удовлетворение технических потребностей в знаниях, способах, приемах, с целью создания технических средств и организации технологий.

Становление мышления и его основных теоретических  конструктов неразрывно связано  с главной формой практики - материальным производством: конструкторско-проектировочные  задачи носят сугубо практический характер, направлены на поиск структурных  и функциональных взаимосвязей свойств  объектов предметной практики. Образно  говоря, инженер « черпает »  идеи из предметной практики и ее основной формы материального производства. В связи с этим успешное решение  проблемы предполагает всесторонний анализ производственно-технической практики в различные исторические периоды  времени, раскрытие основных материальных и идеальных конструктивно-технологических  регуляторов инженера.

Когда речь идет о принятии организационного решения, то и в этом случае остается свобоное пространство для выбора оценки, интерпретаций сложных явлений  и фактов из жизни собственно организаций  и мира, внутри которого они функционируют. В целом процесс выбора решений  может происходить в сохраняющихся  условиях неопределенности, неоднозначности, неполноты информации.

 В  процессе принятие решений происходит:

- преобразование  и переработка исходной информации;

- определение  целей решения;

- формирование  и сопоставление возможных вариантов  разрешения проблемных ситуаций;

- выбор  средств осуществления целей;

- конструирование,  корректировка программы деятельности  по выходу из проблемной ситуации.

Этот  процесс предполагает рефлексию  и критику, т.е. целостное критическое  мышление. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства.

Фундаментом принимаемых инженером решений  становится научный гуманизм, выражающий общечеловеческие интересы и признающий высшей ценностью человеческую жизнь. Такого рода переоценка ценностей побуждает  мышление инженера на комплексное осуществление  научно-технических программ, автоматизации  научно-исследовательских работ, создание принципиально новых и социально  безопасных технических систем и  экологически чистых технологий.

Проектирование  сложных технических систем требует  от инженера не только высокого уровня общетеоретической технической  подготовки, тщательной системной проработки создаваемых проектов, но и высокого абстрактного мышления, позволяющего ориентироваться, понимать и учитывать  широкие междисциплинарные связи, воспринимать их как норму при  построении конкретной технической  системы. Для осуществления инженерных проектов в соответствие с принципом  ориентации на экономическую и социальную меру человека каждому проектировщику и конструктору необходимы глубокие гуманитарные знания.

Создание  больших полифункциональных технических  систем, многократно умножающих технологические  возможности человека, поставило  под угрозу не только природу, но и  существование общества.

Представление о человеческой жизни как высшей ценности диктует настоятельную  необходимость выработки новых  ориентаций в техническом творчестве. Эти ориентации в наибольшей степени  определяются гуманистическими нормами  и должны быть представлены определенными  эргономическими, эстетическими, социально-психологическими, правовыми и другими требованиями. Данные требования должны стать основными  внутренними регулятивами инженерного  мышления.

Техническая картина мира включает в себя всю  совокупность научной и технической  информации, полученной на основе развития эмпирических, теоретических, инженерно-технических знаний, методологии технического творчества, понятийно-категориального аппарата теории техники. Обобщенное знание такого рода представляет собой преломление определенных философских принципов, которые пронизывают все техническое знание и направляет мышление инженера на всестороннее постижение функциональных и морфологических взаимосвязей технического объекта. Играя важную эвристическую роль уже на этапе формирования технического замысла как воображаемой технической модели, философские представления эксплицируют исходные принципы, выступают в качестве обоснования наиболее общих, высокоабстрактных мысленных представлений о техническом объекте и методе его исследования. Эти методологические регулятивы функционируют на всех этапах создания технического устройства, определяя общую стратегию и оптимальные пути решения инженерных задач.

Со становлением машинного производства происходит дифференциация инженерной деятельности, которая на первых этапах включает в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возникновением технических наук к ним добавляются еще и инженерные исследования и проектирование.

Полный  цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технология и организация производства, эксплуатация и оценка техники, а завершает  этот процесс ликвидация устаревшей или вышедшей из строя техники.

Изобретательство. Изобретательская деятельность, как  правило, начинает цикл инженерной работы. В изобретательской деятельности на основании научных знаний и технических  достижений заново создаются новые  принципы действия, способы реализации этих принципов или конструкции  инженерных устройств и систем или  же их отдельных компонентов. Наиболее развернутую характеристику изобретению  дает в своей трехактной теории творчества П.К. Энгельмейер.

По Энгельмейеру, анатомия процесса изобретения от первого  проблеска идеи до окончательного ее выполнения на деле распадается на три акта: догадки, знания и умения.

1 акт:  создание идеи, акт догадки. Здесь  прежде всего осознаются условия  задачи – например создание  нового приспособления. Откуда ему  добывать знания, из каких наук  – дело интуиции изобретателя, его прошлого опыта работы. В  результате этого акта формируется  ясная определенная мысль в  качестве предположения, намерения,  замысла.

2 акт:  выработка плана, схемы, акта  знания. Задача этого акта заключается  в том, чтобы заполнить пробелы  и устранить пробелы и устранить за идеи ее гипотетичность. Здесь изобретателю приходится чертить, вычислять, делать опыты, строить модели, испытывать их. На этом этапе включается методическое мышление, проводится рассудочная работа. Составляется план, схема изобретения, в которой уже содержится все то, что необходимо и достаточно для действий.

3 акт:  выполнение, акт умения. Задача изобретения  здесь распадается на столько  отдельных задач, сколько частей  в изобретении. Чаще всего они  берутся готовыми по образцу  уже существующих машин. Для решения этих задач не требуется особого творчества, а только опробированные на практике знания, требования практика , который будет машину или систему. Здесь и подключается конструктор.

Конструирование. Инженерная деятельность направлена на создание нового, а не на слепое копирование  имеющихся образцов, как это было свойственно ремесленной практике. Идея изобретателя, даже воплощенная  в виде опытного образца, требует  работы целой армии конструкторов, меняющих детали и их расположение, упрощающих конструкцию и т.д. результатом  конструкторской деятельности является готовая конструкция технического устройства или системы, материализуемая  затем в процессе  изготовления.

Конструкторская деятельность становится необходимой  именно с развитием серийного  и массового машинного производства технических изделий и заключается в создании, испытании и обработке опытных образцов различных вариантов будущего инженерного объекта, выборе из них наиболее оптимального с точки зрения заказчика варианта и разработке технической документации – руководства для изготовления его на производстве. Конструктор должен быть хорошо знаком со всеми процессами изготовления и обработки проектируемых машин, сооружений или вообще всяких изделий. Без такого знакомства он может сконструировать детали, которые вообще невозможно изготовить или обработать либо которые окажутся неудобными, дорогими и чрезмерно долгими в изготовлении.

Технология  и организация производства. В результате конструирования рождается чертеж готовой технической машины или системы, который является посредником для передачи идеи изобретателя и описания конструкции, разработанной инженером-конструктором, не  только исполнителю-рабочему, но и инженеру-технологу, который руководит изготовлением деталей и их сборкой. Функция инженера заключается в организации и производства конкретного типа изделия, а также, если это необходимо, орудий и машин для его изготовления или отдельных его частей. Разработка и усовершенствование новой технологии в той или иной отрасли промышленности электронного приобретения, связана сегодня с научными исследованиями, например новых материалов, и созданием нового наукоемкого технологического оборудования.

Часто крупные инженеры сочетают в одном  лице и изобретателя, и конструктора, и технолога, выполняя функции организатора производства какого-либо типа изделий  промышленности. Однако современное  разделение труда в сфере инженерной деятельности неизбежно ведет к  специализации инженеров, работающих в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, на заводах  и фабриках преимущественно либо в области инженерного исследования, либо конструирования, либо организации производства и технологии изготовления определенного типа технических систем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
Сегодня мы живем в эпоху кризиса техногенной цивилизации. Причины этого кризиса - деформация связей человека с социальной и природной средой, неадекватность техносферы социальной сущности человека. С созданием больших технических комплексов, загрязняющих природу тепловыми, электромагнитными, радиационными выбросами, возникла проблема сохранения окружающей среды, хрупких природных конструкций, которые порой не поддаются восстановлению. Гонка сверхвооружений, изменение социального статуса функций военной техники, угроза ядерной войны, все это ставит под сомнение существование жизни на планете. В решение этих и других глобальных проблем современности должны внести свой вклад инженерно-технические работники, понимая, что гуманистические, эргономические, экологические требования должны всесторонне учитываться и строго выполняться уже на стадии принятия инженерных решений.

В настоящее  время благодаря бурному развитию технического знания, созданию крупных  научно-производственных комплексов, современных технических средств, новых инженерно-технических сообществ, естественного и гуманитарного  знания, формируется новый стиль  инженерного мышления, характеризующийся  строгой системностью с ориентацией  на аксиологический аспект, как основу инженерно-технического творчества, направленного  на создание принципиально новой  техники и организации современных  технологий. Есть все основания полагать, что новое инженерное мышление будет  широко утверждаться и его роль все  более возрастать по мере развития науки и техники, экономической, социально-политической и духовной сфер общественной жизни. 
Социальный и научно-технический прогресс непосредственно связан с деятельностью технических специалистов. Инженеры являются творцами новой техники и социальных технологий, и именно от их творческого мышления зависит качество жизни на планете.

Список  использованной литературы

1.Горохов В.Г. ,  Розин В.М. Введение в философию техники. – Москва, 1998 г.

2.Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. – Москва, 2007 г.

3.Иванов Н.И. Философские проблемы инженерной деятельности. - Тверь., 1995г.

4. Иванов Н.И. Философия техники. Тверь., 1997г.

5.Негодаев Н.А. Основы философии техники. Ростов – на – Дону. Учебное пособие., 1995 г.

6. Прижиленская И.Б. Техника в социальной системе и жизненном мире человека: Автореферат кандидата философских наук. Ставрополь., 1998г. 
7.Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная еятельность. – Москва, 2009 г.

Информация о работе Инженерная подготовка специалиста: философские основы