Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:29, реферат
Цель работы: раскрыть многосторонний характер инженерной подготовки специалиста с точки зрения философии, показав ее роль в осмыслении мира человека. Развить у студента интерес к фундаментальным знаниям, стимулировать потребность к философской оценке инженерных событий и фактов действительности. Дать целостное представление об инженерной подготовке как форме мировоззрения, о формировании картины мира, о месте человека в мире, о системе его целостной и нравственной ориентации.
Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфические особенности инженерной деятельности …………………..5
2.Понятие и сущность инженерного мышления ………………………………9
3.Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства ……………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………17
Список используемой литературы ……………………………………………..18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МАРИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ на тему:
«Инженерная
подготовка специалиста:
философские основы».
Выполнила: ст. гр. КТМ(м)-11 Варламова А.Н. |
Проверил: д.ф.н., профессор |
Йошкар-Ола
2011
Содержание.
Введение …………………………………………………………………………3
1.Специфические особенности инженерной деятельности …………………..5
2.Понятие и сущность инженерного мышления ………………………………9
3.Общество и инженер, и инженерная деятельность в условиях развития машинного производства ……………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………17
Список
используемой литературы ……………………………………………..18
Введение
В нашей
стране специализация научных
Времена Лейбница, Гаусса прошли безвозвратно.
Очень немногие специалисты могут считать
себя просто инженером, не уточняя свою
дальнейшую специализацию. Большинство
современных научных работников отлично
владеют терминологией, хорошо знают специальную
литературу по своей очень узкой теме,
однако, как правило, не могут объяснить,
чем занимаются их коллеги из соседней
лаборатории.
Примерно с начала 80-ых годов в развитых
странах происходило включение в качестве
обязательной компоненты программы подготовки
будущих инженеров дисциплин гуманитарного,
общечеловеческого цикла.
Цель работы: раскрыть многосторонний
характер инженерной подготовки специалиста
с точки зрения философии, показав ее роль
в осмыслении мира человека. Развить у
студента интерес к фундаментальным знаниям,
стимулировать потребность к философской
оценке инженерных событий и фактов действительности.
Дать целостное представление об инженерной
подготовке как форме мировоззрения, о
формировании картины мира, о месте человека
в мире, о системе его целостной и нравственной
ориентации.
Основные задачи: ознакомить с важнейшими
эпохами историко-философского процесса
инженерной подготовки специалистов;
с методологическими, ценностными, мировоззренческими
проблемами их современной подготовки;
полное и всестороннее раскрытие значения
техники в философии общества.
Общая
концепция инженерной деятельности,
представляя собой общеметодологический
уровень знания, должна эффективно обеспечивать
синтез конкретных инженерных дисциплин
с целью оптимизации взаимосвязи природы
и общества, прогнозирования, планирования
и управления научно-техническим прогрессом,
создания эффективных технических средств
и экологически чистых технологий. Становление
науки об инженерной деятельности означает
формирование научно обоснованной динамической
модели современного инженера, коренное
преобразование в инженерии, технологическом
и техническом знании. Все эти процессы
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сфера
технических наук эволюционирует с изменением
объектов и задач инженерной деятельности.
Причем вид, структура, представления
и формы организации знаний комплексных
научно-технических дисциплин определяются
их функционированием в определенных
контекстах деятельности.
Таковы, в частности, функции общей теории
инженерии, среди которых основными являются:
выявление специфических структурных
и функциональных особенностей инженерной
деятельности как целостного образования
и формирование на этой основе существенно
общего знания; выработка логико-методологических
оснований техниковедческих дисциплин.
Исходя из функций общей инженерной концепции,
необходимо выделить ее познавательную
направленность, которую можно определить
следующим образом:
- выявление
законов и закономерностей
- анализ
логики развития и смены
- изучение
системы методов, приемов и
способов познания инженерной
деятельности и мышления, выявление
специфики функционирования
- изучение
системы понятийного аппарата
и концептуальных оснований
1. Специфические особенности инженерной деятельности
Проблема
соотношения, взаимосвязи и субординации
инженерной и технической деятельности
является наиболее дискуссионной.
Современная техническая деятельность
по отношению к инженерной несет на себе
исполнительную функцию. Инженерная же
деятельность выходит за пределы только
техники. Она предполагает регулярное
применение научных знаний, в этом еще
одно ее отличие от технической деятельности,
которая более основана на опыте, практических
навыках, догадке.
Современное состояние проблемы инженерной
деятельности заключается в том, что окружающий
нас мир представлен искусственно созданными,
спроектированными предметными структурами
- техникой и инженерными сооружениями.
Проникновение техники во все сферы социальной
жизни, принципиальное изменение статуса
ее общественных функций и в целом способа
жизнедеятельности человека требуют изменения
традиционных представлений относительно
характера инженерной деятельности, ее
онтологических и гносеологических регулятивов.
Переходя к анализу феномена инженерии, следует подчеркнуть, что основной задачей инженера является трансформация естественного в искусственное, преобразование вещества, энергии и информации. Образно говоря, к чему бы естественному не прикоснулся инженер, все превращается в искусственное. Свою конечную цель он видит в использовании свойств объектов предметной практики для создания техноструктур и организации технологий. Деятельность инженера направлена на создание, совершенствование и развитие технических средств, технологий и инженерных сооружений. Данной деятельности присущи как продуктивные, оригинальные, творческие, так и репродуктивные не творческие, повторяющиеся, стереотипные компоненты. В различных видах инженерной деятельности этот компонентный состав представлен различными количественными составляющими. Анализируя современную инженерную деятельность, исследователи выделяют такие ее качественно различные компоненты, как деятельность инженеров-исполнителей, инженеров-организаторов, либо деятельность инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров-эксплуатационников, либо деятельность инженеров-исследователей, инженеров-проектировщиков.
Важную
роль в становлении инженерной деятельности
сыграли предметная практика и ее
основной вид - материальное производство,
производство средств и орудий труда.
Первоначальные формы инженерии
возникли в недрах производственно-технической
деятельности и долгое время существовали
слитно, оказывая благотворное взаимовлияние.
Признание того факта, что на основе
производственно-технической
Разумеется,
создание техноструктур осуществляется
не только на основе произведенного, наличного
научно-технического знания. Истории
развития техники известны случаи создания
новых эффективных, как с точки
зрения морфологии - строения, так и
выполняемых функции
Использование
инженером в производственном процессе
не только технического опыта, навыков,
умений, инженерного мастерства, но
и широкого социокультурнуго знания,
и прежде всего естественнонаучного
и технического, является отличительной
особенностью инженерной деятельности.
Инженерная деятельность мобильнее технической
и более сбалансирована по отношению к
решению ближайших и перспективных производственных
задач. Она в равной мере ориентирована
как на запросы производственно-технической
практики сегодняшнего дня, так и на потребности
ближайшей и отдаленной перспективы. Исследуя
на основе научного знания естественные
объекты, преобразуемые в деятельности
в искусственные, инженер не ограничивается
только созданием технических средств,
которые могут быть использованы в рамках
существующих производственных технологий.
Проектировщики и конструкторы должны
предвидеть возможные будущие производственно-технические
изменения, в том числе и те, которые соответствовали
бы перспективным требованиям гармонизации
общественной жизни. Инженерная деятельность
в этом случае определяется по преимуществу
не производственными регулятивами и
социальными заказом сегодняшнего дня,
а познавательными потребностями, связанными
с прогнозированием будущих техноструктур
и технологий.
Эффективность инженерного труда определяется
особой подготовкой специалиста, связанной
с овладением специальными средствами,
методами и суммой знаний технико-технологического
порядка, с выработкой навыков и умений
оперировать этими знаниями. Наряду с
этим инженеру необходимо четко усвоить
специфическую систему норм и ценностных
ориентаций, стимулирующих инженерный
поиск и нацеливающих на создание социально
значимых, экологически чистых и ресурсосберегающих
технологий.
Одной из важной особенности инженерной
деятельности является ее творческий
характер. Под творчеством понимается
процесс человеческой деятельности, создающий
качественно новые материальные и духовные
ценности. Творчество представляет собой
возникающую способность человека из
доставляемого действительностью материала
созидать на основе познания закономерностей
объективного мира новую реальность: удовлетворяющую
многообразным общественным потребностям.
Виды творчества определяются характером
созидательной деятельности.
Инженерному творчеству присущи желание проектировать, конструировать, теоретические технические знания, умения и инженерное мастерство.
В самом общем виде процесс мышления можно представить следующим образом: отображаемая абстрактная модель предметных структур практики фиксируется в сознании инженера с целью достижения конкретных производственно-технических и технологических результатов. Она является значимой лишь в том случае, если с помощью этой модели инженеру удается организовать новую технологию, образовательную программу или создать инженерное сооружение и техническое средство с более оптимальными структурными и функциональными характеристиками.
Таким
образом, при выявлении основных
особенностей инженерной деятельности,
отличающей ее от других форм предметно-практической
деятельности, прежде всего производственной
и технической, следует четко
определить ее отличительные признаки,
среди которых главными являются:
исследование на основе систематизированного
знания свойств и характеристик
предметных структур практики с целью
трансформации естественного в
искусственное, преобразование вещества,
энергии и информации для выявления
оптимальных структурных и
2. Понятие и сущность инженерного мышления
В современных
условиях при создании сложных технических
систем и высоких технологий проблематика
философии техники, инженерной деятельности
и мышления является особо актуальной.
Одним из главных логико-методологических
аспектов исследования инженерного творчества
является раскрытие особенностей функционирования
и развития инженерного мышления.
В исследовании
творческой деятельности инженера особенно
важен анализ проблемы регулятивов
и концептуальных оснований, формирующих
техническую картину мира и стиль
инженерного мышления.
Основными категориями, через которые
раскрывается предмет исследования, выступают
«конструкторско-
Раскрывая своеобразие «инженерного мышления», следует отметить некоторые важные особенности, присущие любому логическому отображению действительности. Общим для всех видов мышления является то, что они отражают потребности общественной системы. Мышление инженера, равно как и другие виды мыслительных актов человека, предметно, направлено на овладение предмета потребности и непременно включает знание о будущем техническом объекте. Предвидение есть одна из основных составных элементов любого мышления. Инженер мысленно предвосхищает не только достижение цели, но и пути и способы использования всего арсенала наличных средств.
В содержание
инженерного мышления входят признаки
физических процессов, характеризующие
свойства, функции, структурные особенности
технических средств; мышление инженера
определено такими социальными факторами,
как анатомо-физиологические
Информация о работе Инженерная подготовка специалиста: философские основы